Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Цели, задачи и основные направления, Формы коррекционной работы






Психокоррекционный комплекс включает в себя четы ре основных блока:

1. Диагностический.

Установление продуктивного контакта с клиентом.

Коррекционный. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Его цель — диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Его цель — побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Его цель — гармонизация и оптими­зация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимо­действия с миром и самим собой, овладение определенны­ми способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель — изменение психологического содержания и ди­намики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация по­зитивной самооценки.

При определении стратегии и тактики коррекционной и коррекционно-развивающей работы необходимо опирать­ся на ряд принципов, которые определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздейст­вия.

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

> Принцип системности коррекционных, профилактиче­ских и развивающих задач.

> Принцип единства коррекции и диагностики.

> Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

> Деятельностный принцип коррекции.

> Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей клиента.

> Принцип комплексности методов психологического воздействия.

> Принцип активного привлечения ближайшего социаль­ного окружения к участию в коррекционной программе.

> Принцип опоры на разные уровни организации психи­ческих процессов.

> Принцип программированного обучения.

> Принцип возрастания сложности.

> Принцип учета объема и степени разнообразия матери­ала.

> Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Специфика психокоррекционной работы. Формы: детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. Средства: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные. Правила: не использовать суггестивные методы, при наличии точной причины и источника, ограниченность возрастной нормой.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекция мотивации - стимулирование учителем развития мотивационной сферы учащихся системой психологически продуманных приемов, которая строится на знании психологических и индивидуальных особенностей развития детей определённой категории (54.С.5).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.