Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надежность и репрезентативность






Надежность теста показывает способность методики замерять какую-либо характеристику без влияния других факторов.1. Первым проявлением надежности, будет согласованность (корреляция) заданий теста друг с другом. Это дает гарантию, что замеряется что-то одно, а не многомерный комплекс разнообразных внутренних психологических характеристик. Если тест строился за счет факторизации заданий, то надежность можно проверить замерами на других крупных выборках. Данные, полученные на других людях должны разложиться по тем же факторам. Если задания, относимые к одной шкале не попадают при такой проверке в один фактор, т.к. не имеют корреляционной связи друг с другом, значит тест не надежен, построен не случайно возникшей, нестабильной связи между группой заданий, которую ошибочно приняли за симптомы внутренней психологической характеристики. Тесты, не построенные на базе факторного анализа испытывают иначе: идет проверка на согласованность частей теста- сначала предъявляют испытуемым одну половину «расщепленного» теста, а потом вторую половину этого теста. Результаты должны совпасть. Т.о. этот аспект надежности выражается надежностью факторно- дисперсионной. И надежностью частей теста.

2. Надежность - это еще и помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. Посторонние факторы приводят к появлению не прогнозируемого по размерам и направлению отклонение измеренного тестового балла от истинного показателя. Это явление носит название «ошибка измерения». Значит, надежность теста - это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

Идеальным способом замера этого аспекта надежности является повторное тестирование те же испытуемых спустя определенное время. Замеряемый параметр не изменился, поменялись лишь посторонние, не значимые для замера условия, значит надежный тест при повторном испытании должен дать тождественные результаты. Т.о., замеряется коэффициент корреляции в повторном (ретестовом) испытании. Это ретестовая надежность. Получаемый при этом коэффициент надежности подходит только для замеров устойчивых психологических характеристик (например, интеллектуальные тесты или личностные опросники можно подвергать этой процедуре, а тесты на эмоциональные состояния- нет).

Так как задания уже знакомы испытуемому этот вид проверки не совсем адекватен, поэтому часто используют две параллельные (взаимозаменяемые) формы одного теста, тестируя испытуемых с определенным временным интервалом. Это надежность параллельных форм.

Надежность не обязательно предполагает валидность. Часто возникает такая ситуация, когда исследователь предлагает определенную процедуру измерения, показывает ее надежность – способность устойчиво различать объекты, но вопрос о валидности остается открытым. Например, если в задании не указано по каким- либо параметрам сравнивать стимулы, то испытуемый А будет это делать по весу, а испытуемый В- по размеру. Если процедуру повторить, то получится картина вполне устойчивых данных, значит будет получен высокий коэффициент надежность, но методика будет не валидна ни относительно чувствительности к весу, ни относительно чувствительности к размеру.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ. Тестовые нормы подсчитываются посредствам тестирования нескольких тысяч людей. В случае, если удалось подобрать эту выборку так, чтобы в ней разброс показателей в общей массе людей, для диагностики которых создается тест, то выборку называют репрезентативной. Интеллектуальный тест не будет репрезентативным, если создавался на основе замеров какой- то одной соц. Группы, например, студенческой. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ - соответствие распределения тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, распределению, которое могло бы быть получено на множестве испытуемых, для которых предназначен тест.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.