Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валидность и дискриминативность






Для определения качества психодиагностической методики используют несколько критериев Главный из них – валидность. Она определяется после замера надежности, так как ненадежный тест не может быть валидным. Надежность- необходимое, хотя и недостаточное условие для обеспечения валидности. Пример: если выстрелы в мишень легли кучно- то это аналог надежности, а если они кучно попали в центр мишени – то это аналог валидности.

Валидность - это «обоснованность», «полноценность», «пригодность», «соответствие», «точность». В психодиагностике это понятие означает меру пригодности теста для оценки именно того качества, для которого он предназначен.

Конструктивная (теоретическая) валидность - соответствие результатов тестирования теоретической модели (теоретическому конструкту), на базе которой создается тест. Теория должна объяснять, как при проведении теста замеряемая характеристика проявляется в выполняемых испытуемым действиях. Теория должна предсказать их, как данные создаваемого теста будут коррелировать с данными других тестов, -положительно или отрицательно, сильно или слабо. Эти предсказания даются на основе теоретической модели, описывающей связь данного свойства с другими психологическими свойствами.

Содержательная валидность - соответствие содержания теста (заданий, вопросов) измеряемой характеристике.

Одним из основных требований при валидизации методики в этом направлении является отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического параметра. Если область поведения или особенность очень сложна, то содержательная валидность требует представления в заданиях теста всех важнейших составных элементов изучаемого явления. Так, при разработке теста «вербального интеллекта» необходимо вести субтесты для проверки довольно разнородных по своему операциональному составу навыков письма и чтения. Этот вид валидности определяется главным образом экспертами.

Эмпирическая (критериальная) валидность - это статистическая корреляция данных теста с каким-то внешним параметром, выбранным в качестве критерия валидности. Параметр может быть выбран из числа настоящих, будущих или прошлых характеристик испытуемого. Это дает возможность узнать валидность текущую, прогностическую и ретроспективную.

Критерии валидности:

· Социально-демографические и биографические данные (стаж, образование, профессия, прием или увольнение с работы);

· Показатели успеваемости; чаще они используются критериальной мерой тестов способностей к бучению, тестов достижений в учебных дисциплинах и в тестах интеллекта;

· Производственные показатели эффективности выполнения определенной деятельности, имеющие наибольшее значение для валидизации методик профотбора и профориентации;

· Продукты деятельности (рисование, моделирование, музыка, составление рассказа и.т.п.) для испытания тестов общих и специальных способностей;

· Врачебный диагноз или другие заключения специалиста;

· Контрольные испытания знаний и умений;

· Данные других методик и тестов, валидность которых считается установленной.

Логика эмпирической критериальной валидизации предполагает валидность самого критерия.

В реальности тесты валидизируются относительно доступного, а не наиболее соответствующего критерия. При производимой проверке не всегда использутся репрезентативная выборка.

На практике обычно весьма сложно охватить все возможные случаи проявления тестируемой характеристике и при этом в правильной пропорции, это особенно сказывается на качество прогностической валидности.

ДИСКИМИНАТИВНОСТЬ - это дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания, указывающая на их способность разделять отдельных испытуемых по уровню выполнения. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.