Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические основы работы по профилактике отклоняющегося поведения






Профилактика – система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий направленных на повышение уровня здоровья ребенка и предупреждение заболеваний.

Для получения объективного анализа данных и практической реализации принципов профилактической направленности выделяются три основных блока мероприятий с учетом деятельности ведущих структурных подразделений.

1. Школа (учитель, педагог-психолог, социальный работник- динамический анализ поведения ребенка в школе, работа с родителями, организация социального образования в школе 2. Детская поликлиника (участковый педиатр (раннее выявление детей, в анамнезе которых имеются факторы риска, своевременное включение ребенка в программу раннего вмешательства), реабилитолог; медицинский психолог; психотерапевт 3) Органы правосудия

Психолог задает основное направление по формированию желательного типа поведения, определяет общую тактику, корректирует и регулирует ход воспитательного процесса, оказывая постоянную консультативную помощь.

Агрессивность. Причины 1) Боязнь быть травмированным, обиженным. 2) пережитая обида или душевная травма. Общая тактика работы: постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально-приемлемых формах. Основные пути работы по преодолению детской агрессивности подробно рассматриваются в работах Д. Лешли. Программа не разрабатывается, а тактика поведения взрослых приводит к устранению нежелательных форм агрессивного поведения. Важна постоянность и последовательность выбранного взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Вспыльчивость- склонность к выражению отчаяния и беспомощности. Приступы вспыльчивости необходимо предупреждать (отвлечь ребенка, побуждать выражать свои чувства словами). Если ребенок вспылил – то необходим спокойный эмоциональный тон, затем утешение, затем объяснение.

Пассивное поведение – изоляция в собственном мире, 1) реакция на невнимание, неурядицы дома. Коррекция заключается в помощи выразить эмоции, переживания в иной, более приемлемой форме. Выяснить какие события или обстоятельств вызвали у ребенка такое состояние. Осведомленность поможет найти путь установления контакта с ним.2) страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения, неумение обратиться к взрослому.

Гиперактивность - следствие общей возрастной незрелости центральной нервной системы (отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность). Коррекция – двигательную активность надо направлять и организовывать (подвижные игры с правилами, спортивны занятия). Самое главное подчинять действия ребенка цели и приучить достигать ее. Родителям воспитывать усидчивость (доделывать действия до конца). Коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни.

Для того чтобы проводить психолого-педагогическую работу, необходимо выяснить что надо исправлять. т.е причины и длительность отклоняющегося от нормы поведения. Две группы: 1) причины связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами 2) причины социального и психологического характера. Психолого-педагогическую работу необходимо объединить в комплексную систему профилактических и коррекционно-реабилитационных мер. Система психолого-педагогических мероприятий должна охватывать длительный период развития таких детей. Спектр эмоциональных нарушений, затрудняющих социализацию велик, в связи с этим важна ранняя комплексная диагностика, включающая анализ всех параметров, составляющих структуру самосознания учащихся с отклонениями норм поведения.

На первом этапе работы исследуются клинико-биологические особенности анамнеза и определяется степень уязвимости их психического здоровья. На втором этапе оцениваются типы акцентуации характера с определением его принадлежности к структуре девиантного поведения и формы агрессивного поведения. Третий этап связан с оценкой социальной ситуации, в которой происходит развитие подростка и социально-психологическая коррекция личностных и поведенческих расстройств.

Теоретические и практические положения психолого-педагогической работы с учащимися, имеющими отклонения от норм поведения:

1) выявление клинико-биологических факторов риска, угрожающих нормальному нервно-психическому развитию ребенка; 2) выделение форм агрессивного поведения девиантов с акцентуациями характера 3) выявление нарушений воспитания в семьях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.