Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы групповой динамики.






Современные исследователи - 3 механизма.

1. Разрешение внутригрупповых противоречий

2. «Идеосинкрозический кредит»

3. Психологический обмен.

1. Разрешение внутригрупповых противоречий. Уже отмечали, что противоречия между двумя сферами, деловой и эмоциональной, приводит к групповой динамике. Некоторые исследования анализируют тип противоречия, выступающий в роли движущей силы развития группы. Например, В. А.Г.Кирпичников выделяет:

1. Противоречия между потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью.

2. Противоречия между стремлением каждого к самореализации, самоутверждению и жесткой интеграцией с группой.

Ф.Шабо (психоаналитик): «Развитие группы в рассогласовании поведения лидера и ожиданиями, связанные с его поведением. - конфликт Разрешение конфликта приводит к наступлению фазы гармонии»

М.А. Робер; Ф.Тельман классифицируя источники конфликтов выделяют:

1. Личный конфликт / напряжение одного - напряженность всей группы - перестройка группы /

2. м/л конфликт / между двумя или несколькими членами группы.

3. Конфликт принадлежности / как двойная принадлежность к разным группировкам; как результат снижения престижности группы/.

4. М/групповой конфликт / несовпадение интересов двух или нескольких групп/.

5. Социальный конфликт /результат напряженности в обществе. 2.«Идеосинкразический кредит»

Термин Е.Холландера - поведение отклоняющихся от групповых

норм. Группа дает разрешение на девиантное поведение своему

лидеру или отдельным членам во имя достижения поставленных

целей.

Девиантность выступает как иновация и запускает новый механизм

групповой динамики.

3. Психологический обмен, ( популярность в психологии) В группе значим тот вклад каждого члена в «групповую копилку» и тот статус, та позиция, которую человек занимает в группе. В процессе групповой жизни активное участие в достижении гр. цели, Реализации ценностей групповых обменивается на высокий статус. Или через совместную деятельность (оценка вклада) происходит дифференциация индивидуальных групповых позиций (статус).

Многие авторы психологический обмен определяют через ценностный обмен.

ВЫВОД: В основе возникновения малой группы исходными являются факторы социального характера, но преломляющиеся в индивидуальном сознании (т.е. переплетение индивид, и психол. причин).

Дальнейшее развитие - как составная часть более широкой соц.общности (коллектив школы) и как самостоятельной психологической общности (коллектив класса).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.