Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неуспеваемость






М.А. Данилов сязывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения и его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда единство возможностей учащихся и того, что от них требуется нарушается, возникает неуспеваемость. А.м Гельмнонт выделяет три вида неуспеваемости:!) общее и глубокое отставание – по многим или по всем учебным предметам длительное время 2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость – по одному, трем наиболее сложным предметам 3) неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Л.С. Славина по доминирующей причине школьных неудач выделила три типа неуспевающих учащихся: 1) учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения 2) дети со слабыми способностями к учению 3) дети с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.

П.П. Блонский выделил элементы неуспеваемости: не владеет минимально необходимыми операциями деятельности; не стремится получать новые знания теоретического характера; избегает трудностей теоретической деятельности, пассивен при столкновении с ними; не стремится к положительной оценке своих достижений; не стремится расширять свои знания. совершенствовать умения и навыки; не усвоил понятий в системе. Неуспеваемость как итог характеризуется наличием всех элементов.

Причины: дефекты физического и психического развития; физическое состояние здоровых детей (болезнь); дефекты умственного развития (слабость мыслительных операций); возрастные особенности (недисциплинированность); неудовлетворительные условия в которых дети находятся в школе (помещения); недостатки воспитательной работы (неверие в силы); недостатки учебной работы (репродуктивные методы); недостаточно сознательное отношение родителей к образованию, недостатки семейного воспитания (низкая культура родителей); недостаточный уровень культуры педагогов, низкая методическая квалификация.

В каждом конкретном случае необходима совместная работа учителя, соцпедагога, педагого-психолога

Проблема неуспеваемости учащихся носит комплексный характер. На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связаны с эмоциональными переживаниями по поводу полученных оценок.

Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных знаний, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причины неуспеваемости.

* Причины: несформированность приемов учебной деятельности;

* недостатки развития психологических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

* неадекватное использование ребенком своих индивидуально типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

У учащихся отличающихся несформированностью приемов учебной деятельности отсутствует умение учиться, ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая от учителя лишь внешнюю сторону их выполнения, либо использует случайные, не соответствующие характеру заданий приемы.

Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы, но может иметь общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин.

Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Постепенному закреплению неуспеваемости способствуют: относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе; отсутствие постоянного контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.