Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая оценка эффективности использования информационных технологий обучения.






Те виды учебной деятельности, где компьютер выполняет не вспомогательные, а базовые функции, объединяют общим понятием компьютерная технология обучения (КТО). Под термином технология понимается искусство применения компьютера для совершенствования учебного процесса.

Правильной оценкой эффективности использования информационных технологий обучения является признание единства а не тождества и различия, а не полной разнородности пути учения и процесса познания. Дидактика должна обеспечить наилучшего освоения материала знания, представляемого использованием ИТО. Компьютер предлагает ученику погрузиться в учебную среду, помогает ему ориентироваться, предоставляет возможность обращаться к выбору тем обучения, к базам данных или базам знаний, советует что и как надо делать, чтобы усвоение материала проходило эффективнее. При выработке таких рекомендаций система учитывает индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся.

Информационные технологии не только меняют само существо связанной с ними деятельности, но и оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на личность, что в впоследствии проявляется и в тех видах деятельности, которые напрямую не связаны с их применением. В ходе обучения на основе ИТО субъект учебной деятельности с помощью новых средств осваивает новые категории, дающие новые представления о картине мира что впоследствии будет сказываться не только в учебных сферах деятельности. Применяя ИТО в образовательном процессе педагог должен учитывать следующие особенности: 1) те новообразования, которые возникают под влиянием ИТО, переносятся в условия традиционного общения. Значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, при этом снижается роль эмоциональных средств общения. 2) Наблюдается и обратный процесс: особенности традиционной деятельности становятся присущи и компьютеризованной. Так по оформлению рабочего стола компьютера «очеловечения» можно многое сказать о ребенке.

Влияние ИТО на личность обучаемого может быть выражено от локального (компьютерный сленг) до глобальных (синдром хакера).

Использование в качестве ИТО Internet технологий повышает активность познающего субъекта; индивидуализируется процесс обучения, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия учитель-ученик, появляется доступ к различным источникам информации. Все это стимулирует развитие личности обучаемого – самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности. Отрицательное – Интернет зависимость (социальная изоляция); интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует, что обучаемый успешно адаптируется к запросам и требованиям социальной среды, технократическое мышление, аутизм.

Перенос умений и навыков работы с ИТО на навыки традиционной деятельности осуществляется с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства. В учебную деятельность вносится четкость, эффективность, предсказуемость.

Программные комплексы статистической обработки помогают вывести на новый уровень традиционные навыки обучаемых: поиск и установление взаимосвязей между различными параметрами, уточнение постановки задачи, сопоставление различных методов решения, обобщение полученных знаний.

При широком использовании информационных технологий наблюдается: большая утомляемость пользователей при считывании текстов с экранов, отсутствие в процессе обучения с компьютером вербального общения, что сказывается на общем развитии, резко ограничивается время непосредственного общения учащегося с преподавателем.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.