Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий. Деепричастные обороты являются характерной чертой книжной речи






 

Деепричастные обороты являются характерной чертой книжной речи. Поэтому навык употребления деепричастных оборотов у людей мало читающих остается неустойчивым. Чаще всего нарушается основное требование употребления деепричастий. Оно заключается в том, чтобы действие, обозначенное деепричастием, относилось (как правило) к подлежащему данного предложения: Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота стилистически и синтаксически ошибочно: Путешествуя по Волге, мое внимание привлекли живописные овраги на левом берегу (проезжая относится ко мне, а привлекли – к живописным оврагам).

Деепричастный оборот не употребляется в безличных предложениях. Неправильно: Проведя анализ состояния трудовых отношений администраций районов Волгограда и департамента здравоохранения аминистрации Волгограда с руководителями муниципальных медицинских учреждений в части оплаты труда, нами было установлено отсутствие единой практики подхода к определению размера платы труда руководителей… Правильно: Проведенный нами анализ состояния трудовых отношений администраций районов Волгограда и департамента здравоохранения аминистрации Волгограда с руководителями муниципальных медицинских учреждений в части оплаты труда показал отсутствие единой практики подхода к определению размера платы труда руководителей…

Не отвечает норме употребление деепричастного оборота в страдательной конструкции: Проезжая под мостом, был задет пролет. Дело в том, что в страдательных конструкциях производитель действия, выраженного деепричастием (проезжая) и носитель признака, выраженного страдательным причастием (пролет), не совпадают.

Употребление деепричастного оборота, не выражающего действие подлежащего, возможно в следующих случаях. 1. Если производитель действия, обозначенного деепричастием, совпадает с производителем действия, обозначенного другой глагольной формой (инфинитивом, причастием, деепричастием): Ничем нельзя было удержать напора волн, хлынувших на берег, сметая все на своем пути. 2) В безличном предложении при инфинитиве: Приходилось работать, не щадя собственных сил.

Редактирование ошибок в употреблении деепричастных оборотов не представляет больших трудностей, поскольку они легко заменяется в структуре предложения придаточными предложениями.

Примечание: теоретический комментарий составлен в соответствии с источниками: Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: «Русский язык», 1986 и др.

 

Задание 6. Укажите предложение с правильным употреблением деепричастного оборота.

 

А. Рассматривая картину,

1) создается впечатление, что снег настоящий

2) обратите внимание на красочные тона

3) неожиданно возникла мысль

4) мне вспомнилась степная метель

 

Б. Записывая математическое выражение,

1) используйте только натуральные числа

2) мною была допущена ошибка

3) должны соблюдаться определенные правила расположения знаков и символов

4) требуется внимание

 

В. Составляя модель задачи,

1) учитывается несколько вариантов ее решения

2) переведите условие на математический язык

3) мною не было учтено значение переменных

4) должен использоваться математический язык.

 

Г. Опровергая общее утверждение,

1) приведите хотя бы один довод против

2) у нас возникла дискуссия

3) у меня не хватило аргументов

4) это называется контрпримером

 

Д. Применяя основной принцип орфографии,

1) развивается орфографическая зоркость

2) вы будете писать грамотно

3) почти любое слово будет написано правильно

4) это поможет писать грамотно.

 

Е. Составляя предложение,

1) мне было сделано замечание

2) обдумывается его структура

3) надо учитывать как лексическое, так и грамматическое значение слов

4) должен учитываться стиль речи

 

Ж. Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы спины

2) требуется серьезная физическая подготовка

3) вы получаете большое удовольствие

4) у меня сломалось колесо.

 

З. Выбрав пьесу,

1) началось распределение ролей

2) оказалось, что там слишком много ролей

3) была назначена первая репетиция

4) мы увлечено начали репетировать.

 

Чижикова Ольга Васильевна

 

 

В авторской редакции

 

Компьютерная верстка ………..

 

Подписано в печать …… …. Тираж…. Заказ ….

Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВО ВолГАУ «Нива»

400002, г. Волгоград, пр. Университетский, 26

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.