Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Справочник






     

     

    Троп – это любая языковая единица, имеющая смещенное значение, т.е. второй план, просвечивающий за буквальным значением.

    Фигуры речи – отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия.

     

    n Метафора – перенос имени с одного предмета на другой на основании замеченного между ними сходства (Зерна глаз твоих осыпались, завяли …; Мне на плечи кидается век-волкодав, Сосны – пучки пламени; Куст волос золотистых вянет);

    n Эпитет – художественное определение (И даже зяблик не спешит стряхнуть алмазный хмель с души…);

    n Метонимия – перенос имени с одного предмета на другой предмет по логической смежности (Гирей сидел потупя взор. Янтарь в устах его дымился (янтарная трубка);

    n Синекдоха – перенос имени с целого на его часть и наоборот (Русский человек терпелив и мужествен);

    n Гипербола – преувеличение (Уведи меня в ночь, где шумит Енисей, где сосна до звезды достает» (О. Мандельштам);

    n Антитеза – резкое противопоставление (Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не так различны меж собой);

    n Персонификация – перенос на неживой предмет функций живого лица (Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, согнувшись, под метелью белой?);

    n Оксюморон – соединение двух слов с противоречащими значениями (немой крик, «Горячий снег», Тишина гремела в ушах Никитина, «Живой труп», живые мощи);

    n Парономазия – использование паронимии с художественной целью (Леса лысы. – Велимир Хлебников);

    n Аллитерация – использование звукописи согласных звуков;

    n Ассонанс – использование звукописи гласных звуков;

    n Окказионализм – новое наименование, отсутствующее в словаре (гайдарономика; сникерсни).

    n Эллипсис – пропуск в предложении глагола-сказуемого с целью придания динамики повествованию (Татьяна в лес, медведь за ней);

    n Аллюзия – соотнесение создаваемого текста с каким-либо прецедентным текстом – литературным или историческим (…чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы в колесе…» (О. Мандельштам).

    n Анафора -- одинаковое начало фраз (Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем).

    n Эпифора – одинаковый конец фраз.

    n Асиндетон – бессоюзие.

    n Полисиндетон – многосоюзие.

    n Парцелляция – в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких слов высказывания. (Процесс пошел. Вспять?)

     

    Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи

    Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый отдел стилистики – фоника.

    Звуковая выразительность речи заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации, ассонанса и других средств.

    Одним из путей достижения звуковой гармонии является определенное чередование гласных и согласных звуков. В большинстве случаев используются сонорные звуки, имеющие высокую звучность. Например, в стихотворении А.С. Пушкина:

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце,

    Снег лежит.

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

     

    В этом стихотворении наблюдается равномерное сочетание гласных и согласных звуков; их соотношение приблизительно одинаково; нет скопления согласных звуков. Все эти качества придают стихотворению особую музыкальность и гармонию.

    Однако благозвучие речи может нарушаться, например, из-за скопления согласных звуков: конкурс взрослых исполнителей фламенко (рсвзр). М.В. Ломоносов советовал «обегать непристойного слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные – встсв-вз, язык весьма запинают».

    Второй причиной неблагозвучия речи является скопление гласных звуков: У ао риста есть одна особенность...

    Третья причина нарушения благозвучия речи – скопление одинаковых звуков: Крушение отношений и надежд неожиданно стало пугающей реальностью.

    Неудачная фонетическая организация речи отвлекает внимание читателя, мешает восприятию речи на слух.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.