Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые задания. 1. В каком слове ударение поставлено правильно?






1. В каком слове ударение поставлено правильно? а) обеспеч е ние; б) черп а ть; в) обл е гчит; г) к у хонный.

2. В каком слове ударение поставлено неправильно? а) там о жня; б) ерет и к; в) ф о рзац; г) вкл ю чит.

3. В каком слове произношение звуков о и э, обозначенных буквами ё и е, соответствует норме литературного языка? а) опёка; б) афёра; в) маневры; г) свёкла.

4. В каком слове произносится мягкий звук т? а) индексация; б) тест; в) тезис; г) патент.

5. В каком слове ударение падает на первый слог? а) форзац; б) звонит; в) включит; г) приданое.

6. В каком слове ударение падает на второй слог? а) надолго; б) черпать; в) углубить; г) маркетинг.

7. В каком слове ударение поставлено правильно? а) намер е ние; б) кв а ртал; в) кашлян у ть; г) опт о вый.

 

 

Упражнение 9. Выучите наизусть стихотворения. Обратите внимание на ударения в трудных словах. Проанализируйте употребление средств художественной выразительности.

 

 

Как зацветет иван-чай, --

С этого самого цвета –

Раннее лето, прощай,

Здравствуй, полдневное лето.

 

Липа в ночной полумгле

Светит густой позолотой,

Дышит – как будто в дупле

Скрыты горячие соты.

 

От перестоя трава

Никнет в сухом оперенье.

Как жестяная, мертва

Темная зелень сирени…

(А. Твардовский)

 

 

В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа,

Нам пели Шуберта – родная колыбель!

Шумела мельница, и в песнях урагана

Смеялся музыки голубоглазый хмель.

 

Старинной песни мир – коричневый, зеленый,

Но только вечно молодой,

Где соловьиных лип рокочущие кроны

С безумной яростью

Качает царь лесной.

 

И сила страшная ночного возвращенья

Та песня дикая, как черное вино:

Это двойник – пустое привиденье –

Бессмысленно глядит в холодное окно!

(О. Мандельштам)

 

Деревня – сон бревенчатый, дублёный,

Овинный город, прозелень иконы,

Колядный вечер, вьюжный и калёный.

Деревня – жатва в косах и поняве,

С волынкою о бабьей лютой славе,

С болезною кукушкою в дубраве!

Деревня – за кибиткой волчья стая –

Вот-вот настигнет, сердце разрывая,

Ощеренной метелицею лая!

Свекровь лихая – филин избяной,

Чтоб очи выклевать невестке молодой,

Деревня саван, вытканный пургой,

Для солнца упокойник костяной.

Рученек не разомкнуть,

Ноженек не разогнуть –

Не белы снежки – мой путь!

(Николай Клюев).

 

КУПОЛА

 

Михаилу Шемякину

 

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!

Воздух крут перед грозой, крут да вязок.

Что споется мне сегодня, что услышится?

Птицы вещие поют, да все из сказок.

 

Птица Сирин мне радостно скалится –

Веселит, зазывает из гнезд.

А напротив – тоскует, печалится,

Травит душу чудной Алконост.

 

Словно семь заветных струн

Зазвенели в свой черед –

Это птица Гамаюн

надежду подает!

 

В синем небе, колокольнями проколотом, --

Медный колокол, медный колокол –

То ль возрадовался, то ли осерчал…

Купола в России кроют чистым золотом –

Чтобы чаще Господь замечал.

 

Я стою, как перед вечною загадкою,

Пред великою да сказочной страною –

Перед солоно – да горько-кисло-сладкою,

Голубою, родниковою, ржаною.

 

Грязью чавкая жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня сонной державою.

Что раскисла, опухла от сна.

 

Словно семь богатых лун

На пути моем встает –

То мне птица Гамаюн

Надежду подает!

 

Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стертую перекатами, --

Если до крови лоскут истончал, --

Залатаю золотыми я заплатами –

Чтобы чаще Господь замечал!

Владимир Высоцкий

 

Морфологические нормы

Комментарий

В современном русском языке продуктивно образование форм на –а (-я) типа инспектора (приехали), договора (заключены). В одних случаях подобные формы на протяжении длительного времени прочно закрепились в литературном языке; в других случаях наблюдается их параллельное употребление с формами на –ы (и), но со стилистической дифференциацией (ср. книжную форму корректоры и разговорную форму корректора); наконец, в третьих случаях формы на -а (я) выходят за пределы литературной нормы (овоща, тыща, торта).

Существительные в именительном падеже множественного числа могут быть представлены тремя группами.

1. Из форм на –а наиболее употребительны в нормативном плане следующие:

Адреса, бега, борта, буфера, веера, векселя, вензеля, директора, доктора, дупеля, егеря, жемчуга, желоба, жернова, закрома, катера, кителя, края, невода, мастера, обшлага, окорока, округа, ордера, острова, паспорта, перепела, писаря, профессора, снега, стога, сторожа, тетерева, флюгера, шафера, штемпеля, штуцера, шулера.

Только окончание –ы (и) имеют: авторы, актеры.

2. Стилистически разграниченные случаи представлены формами:

Годы – года, договоры – договора, инспекторы – инспектора, корректоры – корректора, кормы – корма, крейсеры – крейсера, отпуски – отпуска, прожекторы – прожектора, промыслы – промысла, редакторы – редактора, секторы – сектора, скутеры – скутера, слесари – слесаря, токари – токаря, цехи – цеха, шомполы – шомпола, штабели – штабеля, штурманы – штурмана, лоцманы – лоцмана, боцманы – боцмана, офицеры – офицера.

В представленной группе существительных форма на –ы (и) свойственна книжной, преимущественно письменной речи, а форма на –а (-я) – устно-разговорной, профессиональной, иногда с оттенком устарелости. Возможно употребление одной формы в определенном лексическом окружении.

Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание –ы (-и) или –а (-я) в зависимости от значения, например: ордеры (в архитектуре) – ордера (документы), тормозы (препятствия) – тормоза (приборы), учители (идейные руководители) – учителя (преподаватели); образы (в литературе) – образа (иконы); ордены (рыцарские) – ордена (награды).

В современной русской речи обнаруживается тенденция к более широкому употреблению форм на –а (--я). Однако следует иметь в виду, что не все такие формы являются нормативными. В затруднительных случаях необходимо обращаться к словарям и справочникам.

Нередко наблюдается колебание в выборе нужной формы множественного числа существительных в родительном падеже: граммов – грамм.

Следует помнить, что форму без окончания (так называемое нулевое окончание) имеют существительные:

1. названия парных предметов: ботинок, валенок, сапог, чулок, погон, эполет (но носков);

2. названия некоторых национальностей: армян, англичан, болгар, грузин, цыган (но: негров, сванов, бушменов, узбеков, хакасов, таджиков);

3. названия воинских групп, прежних родов войск: гусар, гренадер, драгун, кадет, кирасир, рейтар (но: мичманов, саперов; колебания: гардемаринов, гардемарин);

4. некоторые названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт; колебания: граммов – грамм, каратов – карат, микронов – микрон, омов – ом; полные формы – ньютонов, кулонов, динаров, кабельтовых.

5. Окончание –ов сохраняется в формах: помидоров, апельсинов, мандаринов, томатов; рельсов; колебания: баклажан – баклажанов.

Вариантные формы существительных женского рода: барж (от баржа) – баржей (от баржа). Нормативными являются формы родительного падежа вафель, домен (реже домн), кочерег, усадеб (реже усадьб), долей, пеней, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (реже свеч). Вариантные формы существительных среднего рода: дупел – дупл, дышел – дышл (от дышло), ремесел – ремесл (от ремесло), русел – русл (от русло), тягол – тягл (от тягло). Стилистическими вариантами являются литературные захолустий, побережий, снадобий и разговорно-просторечные захолустьев, побережьев, снадобьев

Примечание: теоретический комментарий составлен в соответствии с источниками: Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. – М.: «Экономическая литература», 2002; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: «Русский язык», 1986 и др.

 

Задания

 

Задание 1. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые окончания. Подчеркните существительные, имеющие вариантные окончания. Укажите особенности каждого варианта.

Директор, абзац, сорт, компрессор, коллектор, корректор, слесарь, шофер, вексель, штемпель, допуск, редактор, отпуск, квартал, отгул, дилер, дистрибьютер, мерчендайзер, менеджер, брокер, кредитор, табель, цех, инструктор, корм, бухгалтер, профессор, ректор, офицер, боцман, лоцман, мичман, аэропорт, торт, овощ, суп, соус, трюфель, тефтель, корпус, сорт, ордер, шифр, код, порт.

 

Задание 2. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

1. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и Дон окрасились в мягкие серебристо-синие (тоны – тона). 2. Не вливают старое вино в новые (меха – мехи). 3. Пошел ногами (крендели – кренделя) выписывать. 4. С начала нынешнего года тысячи семей офицеров получили (ордеры – ордера) на квартиры. 5. Для защиты были организованы особые духовно-рыцарские сообщества, или (ордены – ордена).

Задание 4.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1.

а) в две тысячи восьмом году

б) несколько апельсин;

в) совсем озяб

г) опытные офицера

 

2.

а) килограмм помидоров

б) жить среди бурятов

в) в двух тысяч втором году

г) опять ошибся

 

3.

а) много ясель

б) не езди туда

в) около двухсот студентов

г) длинные очереди

 

4.

а) жгет

б) поезжай

в) легчайший

г) в девяноста городах

 

5.

а) более моложе

б) лягте

в) двое гренадер

г) в двухстах шагах

 

6.

а) старательные слесари

б) пять кочерег

в) вымыв руки

г) доблестных солдатов

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.