Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости






 

Теоретические основы данной технологии включают определение сущности понятий «неуспеваемость» и «отставание в учебе», определение наиболее общих причин неуспеваемости школьников, разработку типов отстающих или неуспевающих школьников, видов неуспеваемости.

Обобщая имеющиеся в психолого-педагогической литературе и в педагогическом опыте данные, можно дать следующие определения основным понятиям:

· Отставание в учебе – невыполнение учеником требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри отрезка учебного процесса, на котором происходит контроль усвоения учебного материала, результатом этого является неусвоенность определенной части содержания образования по предмету [1].

· Неуспеваемость– несоответствие подготовки учащихся требованиям усвоения содержания образования, которое фиксируется по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной или нескольких учебных тем, разделу курса, учебной четверти, полугодия, учебного года [4].

Отставание и неуспеваемость взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания школьника в процессе обучения, она – итог устойчивого отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, в конечном счете, образуется неуспеваемость. Задача учителя состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их – это и есть предупреждение неуспеваемости.

Задачей раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспеваемость» служит определение ее видов. А.А. Бударный различает два вида неуспеваемости:

· Абсолютная неуспеваемость (соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полную неусвоенность учебного материала и ставит вопрос перевода учащегося в следующий класс; в условиях современной школы с десятибалльной системой оценки результатов учебно-познавательной деятельности встречается крайне редко).

· Относительная неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости [2].

Определение видов неуспеваемости содержится и в работах А.М. Гельмонта, он выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:

· Общая и глубокая неуспеваемость – по многим или всем учебным предметам длительное время.

· Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам.

· Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, она относительно легко преодолевается [4].

А.М. Гельмонт, ранжируя виды неуспеваемости по степени ее запущенности и исходя из трудности ее устранения, называет глубоким и полным отставанием в учебе самый запущенный случай неуспеваемости – общую и глубокую неуспеваемость.

Пониманию сущности, видов неуспеваемости способствует разработанная в психолого-педагогической теории и практике типология неуспевающих школьников.

В основу типологии неуспевающих учащихся многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Л.С. Славина выделяет три основные группы неуспевающих, которые определяются ею по доминирующей причине неуспеваемости:

· Неуспевающие школьники, у которых не развита мотивация к учению.

· Дети с недостаточно сформированными общими способностями.

· Ученики с неправильно сформировавшимися умениями и навыками учебного труда, не умеющие учиться [14].

Имеются попытки построить типологию неуспевающих учащихся на характеристиках их учебного труда. Так, П.П. Блонский выделил два типа неуспевающих:

· Первый тип – «плохой работник», его чертами являются невнимательность при восприятии учебного материала, пассивность в учении, некритичность по отношению к себе, неумение организовать собственный учебный труд, медленный темп учебно-познавательной деятельности, равнодушие к результатам своей учебной работы.

· Второй тип – патологический, это сверхэмоциональные (гипертимные) дети, заявляющие «не могу» еще до начала работы, нуждающиеся в постоянной педагогической поддержке и в одобрении со стороны окружающих, тяжело переживающие учебные трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический характер [1].

Психологическую типологию неуспевающих школьников дает Н.И. Мурачковский, берущий за ее основу характер взаимоотношений школьника, а также наиболее существенные стороны его личности. Автор этой типологии выделяет следующие типы неуспевающих школьников:

· Первый тип– дети с низким уровнем обучаемости, что проявляется в слабом развитии мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) и определяет стремление приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или избежать умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития, не формируются умения и навыки учебной деятельности.Ученики этого типа не испытывают моральных конфликтов и противоречий, так как в силу ограниченных познавательных возможностей свою неуспеваемость объясняют неспособностью усваивать учебный материал наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта с собой и окружающими позволяет им охотно принимать помощь учителей и товарищей, что обусловливает наличие возможности хотя бы частично преодолеть неуспеваемость.

· Второй тип –дети, которые приходят в учебное учреждение с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться, однако на качестве их учебной работы отражается то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится, при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде. Они избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда. Задания устного характера усваиваются ими поверхностно. Практически не формируются навыки учебного труда, умения преодолевать трудности. У школьников этого типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречиями между достаточно широкими интеллектуальными возможностями и слабой их реализацией, что обусловливает выработку отрицательного отношения к учебе, ведет к отрыву от классного коллектива, может стать условием возникновения трудновоспитуемости, девиантности в поведении, причиной формирования отрицательной морально-нравственной направленности личности ученика.

· Третий тип –для него, как и для первого, характерна низкая обучаемость, но это дополняется еще и беспечным отношением к учебному труду, отсутствием познавательных интересов. Совокупность этих проявлений определяетотрицательное отношение к процессу познания, к учебному заведению, к педагогам. Как правило, неуспевающие этого типа стремятся оставить школу, легко поддаются асоциальным влияниям вне учебно-воспитательного учреждения, что может привести (при отсутствии должного педагогического внимания и поддержки со стороны учителей и родителей) к девиантности и деликвентности в поведении, к нравственной деформации личности [9].

Знание сущности отставания в учебе и неуспеваемости, видов неуспеваемости, основных типов неуспевающих школьников крайне необходимо для проектирования технологии предупреждения и преодоления этого негативного явления в учебно-воспитательном процессе – неуспеваемости в учебе со всеми вытекающими из него последствиями.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.