Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альтернативные технологии в зарубежной школе.






Альтернативные педагогические технологии в широком смысле – это технологии, которые отличаются от традиционной системы обучения по целям, содержанию, формам, методам, позициям участников педагогического процесса. Такой подход позволяет любое усовершенствование, модернизацию традиционной системы обучения, рассматривать как альтернативную педагогическую технологию. В узком смысле – технологии, в которых пересматриваются, изменяются концептуальные (филосовские, психологические) и иные основания традиционного педагогического процесса.

Общая характеристика альтернативных педагогических систем в зарубежной педагогике: вольфдорской педагогики Р. Штейнера, технологии саморазвития М. Монтессори, технологии свободного труда С. Фрине, Дальтон-технологии, технологии французских мастерских. Эти педагогические системы возникли в начале 20 века в русле идей реформаторской педагогики как протест против традиционной педагогики с ее оторванностью от жизни, чрезмерным интеллектуализмом в обучении, в ограничении активности и самостоятельности ученика. Философским основание в реформаторской педагогике были новые философские направления того времени: антропософия, экзистенциализм, прагматизм и др. для них характерно новое осмысление сущности человека, как единство телесного, душевного и духовного начала; отказ от авторитарного давления на личность в различных сферах жизнедеятельности; предоставление свободы нравственного выбора в сочетании с ответственностью за него; развитие свободной коммуникации.

Технология французских или педагогических мастерских основывается на идеях GFEN – французской группы движения за новое образование. Основные цели данной технологии – овладение учащимися не только знаний, но и способами умственной деятельности; осознание учащимися закономерностей мира, самих себя и своего места в мире; формирование умений ставить и решать проблемы, развитие коммуникативной культуры, творческих умений; воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Принципы:

- равенство всех участников образовательного процесса;

- добровольное включение учащихся в поисковую деятельность;

- диалогичсность работы мастерской, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельность;

- вариативность, возможность выбора учащимися учебного материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

- проблемность в обучении;

- приоритет процесса учения над его результатами;

- широкое применение письма в процессе работы в мастерской;

- официальное исключение отметок и оценок мастером учащихся.

Немецкий философ, педагог Р. Штейнер на основе своего антропософского учения создал международное культурно-образовательное движение под название вольдорфская педагогика. Педагогический идеал вольдорфской школы – воспитание цельного, гармонично развитого человека.

Концептуальные положения вольдорфской педагогики:

- в атропософии соединяются европейская и восточная культура;

- развитие человека происходит по генетически детерминированной программе, идет впереди обучения, определяет его; развитие природных задатков происходит спонтанно, свободно, без принуждения;

- задачи педагогов – создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей ребенка. При этом воспитание и обучение, школа приспосабливаются к ребенку, а не наоборот.

- ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не следует усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени, но в процессе воспитания и обучения необходимо реализовать идею развития в единстве ума, сердца и руки;

- в школе педагоги и учащиеся живут единой жизнью. Учитель пользуется авторитетом, ему стремятся подражать учащиеся.

- в вольдорфской школе культивируется ЗОЖ, творчество, искусство. Принцип вольдорфской педагогики таков: «сначала - художественное, затем из него - интеллектуальное».

Концептуальные положения технологии свободного труда С. Френе:

- школа должна «максимально приспособить личность к требованиям жизни в обществе»;

- поощряется кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование;

- поддержка индивидуальных способностей каждого ребенка, создание соответствующей среды для их развития;

- учебная деятельность детей должна быть организована так, чтобы им пришлось самостоятельно действовать, экспериментировать, исследовать, классифицировать, доходить до правильного решения и вывода путем проб и ошибок;

- ребенку свойственна естественная потребность к познанию окружающего мира. С учетом этого С.Фрине выделил три этапа жизнедеятельности детей:

«разведка на ощупь» (до 2 лет ребенок воспитывается в семье); «период обживания» (от 2 до 4 лет для детей организуются «детские заповедники»); «период труда» (с 4 до 14 лет ребенок воспитывается и обучается в детском саду и начальной школе);

- каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Поэтому следует принимать природу личности такой, какова она есть, опираясь на ее здоровое начало.

Анализируя систему школьного образования своего времени, М. Монтессори пришла к выводу, что «каждая система школьного воспитания вредит нормальному развитию ребенка».

Принципы технологии саморазвития Монтессори:

- свобода понимается как свобода роста, развития ребенка; учитель отказывается от миссии обучать детей, создает им условия для свободного саморазвития и освоения человеческой культуры;

- индивидуальность – прокладывание ребенком своего пути к независимости, самостоятельности.

- самостоятельность – суть принципа отражена в девизе педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

- интерес (принцип организации педагогической среды): среда должна вызывать у ребенка не только интерес, но и рост этого интереса.

Большое значение в педагогической системе Монтессори придается физическому и сенсорному воспитанию – воспитанию органов чувств и развитию моторики.

В основу Дальтон-технологии были положены 2 основных положения: индивидуальное развитие ребенка до максимально высокого уровня как важнейшая цель обучения; школа должна быть моделью общества, в ней дети учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Вместо классно-урочной системы Е. Паркхерст ввела систему индивидуализированного обучения, отвечающую принципам свободы выбора, ответственности, сотрудничества, самостоятельности.

Пути реализации указанных принципов: учебный материал по предмету, который необходимо изучить в течение учебного года, развивается на отдельные месячные подряды – серии разделов. В каждом разделе представлен конспект, сопровождаемый вопросами, на которые необходимо ответить, указывается литература и возможные темы докладов. Подряды на год или месяц вывешиваются на виду у всех. В начале учебного года учащиеся заключают с учителем контракт о самостоятельной проработке заданий в намеченное время. Далее все зависит от самих учеников: они определяют, в каком порядке, в каком темпе, как глубоко изучать материал. Ученик принимается за новый подряд по предмету, когда закончит подряды предыдущего месяца. Поэтому он должен уметь распределять время так, чтобы не отстать от других учащихся. Большое внимание в данной технологии уделяется учету работы учащихся. В частности, по окончанию работы ученик делает отметку в своей учетной тетради.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.