Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков.






 

Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер, система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм в нравственном развитии и поведении личности.

Основные функции перевоспитания: – восстановление положительных перспектив, смыслов, ценностей человека; – компенсация недостающих качеств успехами человека в других сферах; – стимулирование индивидуальных творческих сил, нравственных устремлений личности в условиях групповой деятельности и общения; – специальная помощь в индивидуальном осознании проблем (сопереживание, поддержка, содействие в решении проблем и др.); – изменение социальной ситуации развития перевоспитуемого (образовательной коммуникативной среды); – содействие в созидании человеком собственного нового опыта отношений к себе, окружающим людям, обществу в целом, деятельности.

Перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами.

1 этап – (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения, систематически отстающих в учебной деятельности. Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо: – проанализировать школьную документацию:

а) классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях);

б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем; – побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении;

2 этап – изучение личностных и поведенческих характеристик школьников, демонстрирующих отклонения в поведении и отставание в учебе; изучение среды, окружающей ребенка. Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо пронаблюдать за каждым педагогически запущенным учащимся, побеседовать с ним, познакомиться с семьей ученика, проанализировать ближайшее окружение ребенка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения педагогически запущенного учащегося, а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания, которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания.

3 этап – выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности (латентная степень – легкая, средняя степень, высокая степень). С этой целью классный руководитель (социальный педагог) анализирует всю полученную им информацию, отраженную в заполненных картах, представленных выше.

4 этап – составление педагогом программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении. Данная программа составляется индивидуально для каждого педагогически запущенного учащегося и дает ответы на следующие вопросы:

а) какие качества необходимо устранить или воспитать в ученике;

б) что для этого необходимо сделать;

в) кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания.

Как правило, программа состоит из трех разделов:

1) психолого-педагогическая характеристика учащегося;

2) социально-педагогическая коррекция (формы и методы работы с учащимся);

3) психологическая коррекция.

Психологическая коррекция предполагает проведение психологической диагностики личности (акцентуация характера, карта развития психических процессов и т.д.); проведение с учащимся психологических тренингов с целью его овладения самосозидающими приемами; проведение бесед с целью разъяснения особенностей механизма поведения подростков с соответствующей акцентуацией характера; консультативная работа с учителями, у которых сложились с учеником конфликтные отношения. На этом этапе осуществляется также обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. С этой целью педагог входит в доверие к ребенку, устанавливает с ним эмоциональный контакт во время бесед, пробуждает интерес к личностно и социально полезным видам деятельности.

5 этап – реализация индивидуальной программы перевоспитания школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков будет успешной при реализации следующих условий:

– комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

– учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка;

- профессиональная компетентность педагога;

- опора на положительные качества личности ребенка и ориентация на гармоничное ее развитие;

-единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов воздействия на воспитанника;

- дифференцированный подход в процессе обучения;

- выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

- научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми отклоняющегося поведения.

В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры; создание ситуаций эмоционального переживания; создание ситуаций занимательности; создание ситуаций опоры на жизненный опыт; создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

2. Организация жизни и деятельности детского коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы; коллективные и творческие игры; коллективные соревнования.

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: уважение; педагогическое требование; убеждение; понимание; доверие; педагогическое предостережение; анализ поступка; решение конфликтной ситуации.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: пример, разъяснение; ожидание радости; снятие напряжение; обращение к самолюбию, самоуважению; требование; внушение.

Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.

Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, выявление реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.