Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние фактора фигуры в действии установки, % случаев 2 страница. Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность






Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности,

включая социальное направление образования и общественного воспитания, т. е.

определив человека как объекта общественного развития, мы можем понять внутренние

условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле

личность всегда конкретно-исторична, она — продукт своей эпохи и жизни страны,

современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного

жизненного пути.

Подобно тому как не существует внесоциальной личности, так нет и внеистори-

ческой личности, не относящейся к определенной эпохе, формации, классу и его определенному

слою, национальности и т. д. Именно в этом, социально-историческом

смысле, относящемся к ее сущности, личность всегда конкретна3. Ф. В. Константинов

пишет в связи с этим, что «личность, человек, если его не отнести к тому или иному

исторически существующему обществу, к той или иной социальной группе, классу, —

это наихудшая и самая тощая абстракция»4. Поэтому изучение личности неизбежно

становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления

в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя,

современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников — в общем, соучастников

дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность.

Биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род

исторического исследования в любой области знания — искусствознания, истории

науки и техники, психологии и т. д.

Периодизация жизненного пути и основные вехи деятельности в биографических

исследованиях определяются в хронологических рамках эпохи и фазы ее развития

в данной стране. Иначе и невозможно построить цельную биографическую картину жизни

человека, в которой история является не только фоном и канвой для узоров биографий,

но и основным партнером в жизненной драме человека. Как соучастник исторических

событий и член общностей, являющихся субъектами социальных процессов, личность

характеризуется определенной глубиной осознания и переживания исторического

процесса, «чувством истории», как можно было бы назвать такое переживание.

Историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности

составляет в настоящее время единый и основной путь ее изучения, определяющий

собственно психологическое исследование, как об этом свидетельствует опыт

представительного XVIII Международного психологического конгресса5.

3 В кратком словаре терминов, заключающем II том «Социологии в СССР» (М: Мысль, 1966), правильно

отмечается: «Личность представляет собой конкретное выражение сущности человека, т. е. определенным

образом реализованную интеграцию в данном индивиде социально значимых свойств, относящихся

к сущности данного общества» (с. 492). Однако в это определение включены далее деятельность и

способности, что несколько расширяет интерпретацию личности в принятом смысле слова. Категория

личности как конкретного специального существа противопоставляется категории индивида, которая

является, по мнению авторов, «абстрактной, поскольку здесь всегда происходит отвлечение от реальной

специфики жизни и деятельности реального человека» (с. 490).

4 Константинов Ф. В. Исторический материализм в действии//Социальные исслед.: Сб. — М: Наука»,

1965. - С. 42.

5 На этом конгрессе работали симпозиумы по следующим проблемам: развитие личности в условиях различных

культур (организаторы А. Тажфель — Англия и О. Клайнеберг — Франция), теоретические и методические

проблемы социальной психологии (Л. Фестингер — США), труд и личность (А. А. Зворыкин

— СССР), формирование личности в коллективе (Л. И. Божович — СССР, Ю. Бронфенбрен-

233

Человек как предмет познания

Это означает между прочим, что в эмпирических исследованиях современных психологов,

несмотря на наличие многих теоретических расхождений, достигнут определенный

уровень объективного понимания личности в системе социальных связей и отношений,

начиная от связей в малых группах и коллективах и кончая целыми культурами,

обществами, эпохами. Если оценивать общее положение теории личности

в зарубежной социологии, социальной психологии и психологии, то необходимо признать,

что субъективистские концепции (психоаналитические и т. п.) все меньше используются

в качестве рабочих принципов в конкретных исследованиях личности.

Идея социальных взаимозависимостей как основы динамической структуры личности

приобрела общее значение для различных направлений социологической и психологической

теории личности. Однако в самом понимании этих взаимозависимостей,

конечно, имеются коренные различия, так как для многих буржуазных ученых характерны

абстрактно-социологические и индивидуалистические концепции.

В советской социологии имеются различные толкования соотнесенности понятий

«личность—человек». Нам особенно близка точка зрения В'. П. Тугаринова, который

пишет следующее: «Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть

носитель этого свойства... свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому

существу, а как социальному существу, т. е. общественно-историческому человеку,

как совокупности общественных отношений»6.

В ряде своих интересных работ по социологии личности И. С. Кон подчеркивает

ведущее значение понятия «личность» среди других определений человека. Так, например,

он указывает, что «понятие личности обозначает целостного человека в единстве

его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)...

Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание — продукт общественного

развития»7.

Несомненно, что подлинно научное исследование личности может быть построено

лишь на основе исторического материализма и понимания исторически-классовой

сущности ее развития. Примечательно, что объективный ход эмпирических исследований

статуса личности приводит ученых к определению зависимостей личности от

ее социально-экономического положения в обществе и политической организации государства,

но это определение носит эмпирический характер, нередко противоречащий

основным теоретическим положениям.

В современной науке накоплен значительный материал к характеристике социальных

ситуаций развития личности в условиях капиталистической и социалистической

формаций, предвоенных лет, в годы второй мировой войны — в ситуациях побед

и поражения фашизма, движения сопротивления, возникновения мировой системы

социализма, распада колониальных империй и т. д. В будущем этот материал, вероят-

нер — США), психология людей в малых группах (Г. Гибш — ГДР). Па других симпозиумах рассматривались

некоторые специальные проблемы психологии, имеющие значение для теории личности, но также

в этом направлении, например: мотивы и сознание человека (Ж. Нюттен — Бельгия), психологические

проблемы человека в космосе (В. В. Парин — СССР). На специальном заседании «Вопросы психологии

личности» (организатор А. Левицкий — Польша) из 11 докладов большинство было посвящено

психологии общения, социальной перцепции, соотношению социальных и индивидуальных категорий.

6 Тугаринов В. П. Личность и общество. — М: Мысль, 1965. — С. 42-43.

' \Кон И. С]. Личность в философии и социологии // Филос. энцикл. — Т. 3. — С. 196.

234

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

но, будет использован для сравнительно-исторического анализа и определения веса

того или иного фактора (экономического, политического и т. д.) в социальных ситуациях

развития личности XX в.

В зависимости от социально-экономической формации (социалистической или

капиталистической) в современных условиях складывается определенный целостный

образ жизни — комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, поли-,

тических, правовых, идеологических, социально-психологических и т. д.). В этот комплекс

входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребления,

социальные институции, средства массовой коммуникации и сами люди, объединенные

в различные общности. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами

жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности.

, Создание собственной среды, благоприятной для развития, требует многих лет

напряженной деятельности человека во многих социальных ситуациях (экономических,

политических, идеологических, социально-психологических). Типология подобных

ситуаций еще не разработана, но оснований для постановки такого вопроса достаточно,

особенно для исследования влияния политических или социально-психологических

ситуаций на развитие личности. Статус и позиция личности представляются

более изменчивыми и подвижными в связи с изменениями различных социальных

ситуаций развития личности.

Для полной характеристики такой ситуации необходимы и демографические данные,

которые используются (хотя и недостаточно) для исследования некоторых моментов

общественного развития8, но редко привлекаются к характеристике социальной

ситуации развития личности. Эти материалы не используются даже тогда, когда

они были бы непосредственно полезны для характеристики условий общественного

развития человека.

Вероятно, таким случаем является воображаемая ситуация А. Пьерона, построенная

с целью показать значение преемственной связи поколений в духовном развитии

человечества и человека. Воображаемую трагическую ситуацию А. Пьерона удачно

использовал А. Н. Леонтьев для иллюстрации своих идей о процессе психического

развития ребенка посредством присвоения общественного опыта9. К счастью для че-

8 См. раздел «Социальная демография и социальная структура» (особенно главу 14 — «Социология демографического

поведения», написанную К. Дэвисом) в книге «Социология сегодня. Проблемы и перспективы

» (М.: Прогресс», 1965). См. также статьи: Урлапис Б. Ц. Увеличение продолжительности жизни

в СССР // Социальные исслед.: Сб. — М.: Наука, 1965; Его же. Продолжительность жизни женщин и мужчин

// Социология в СССР: Сб. — Т. 2. — М.: Мысль, 1966; Баталина Т. С. Роль демографической статистики

в изучении населения // Человек И общество: Сб. — Вып. 1. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966; Проблемы демографической

статистики: Сб. — М.: Наука, 1966. — Особо следует выделить новейший «Курс демографии»

под общей редакцией А. Я. Боярского (М.: Статистика, 1967), в котором рассмотрены демографические

закономерности, в том числе взаимосвязь демографических явлений, современные демографические ситуации

и другие проблемы, важные для социологии и социальной психологии.

9 «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие

дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества

неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы. физически существовать, но

их некому было бы раскрывать для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались непрочитанными,

художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. Движение истории невозможно

без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания»

(Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е. изд. — М.: Мысль, 1965. — С. 409-410).

235

Человек как предмет познания

ловечества, такая ситуация вымышлена. Однако для исторического развития существенно

соотношение поколений, та или иная пропорциональная соразмерность их в

социально-экономическом и культурном развитии данного общества, в структуре народонаселения.

Историческая и социологическая проблема поколений является вместе с тем демографической

проблемой возрастных групп и когорт в структуре народонаселения10.

Исследование этих проблем позволяет углубить представление о социальной ситуации

развития личности в определенный момент исторического времени. Дело в том,

что структура народонаселения выражает качественное и количественное отношения

между поколениями и соответственно вероятностный характер социальных связей личности

с собственным поколением и другими — младшими и старшими11.

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее живого

движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный

индикатор социальных связей личности — ее связь с современностью, с главными

социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более

частным видом социальных связей с людьми своего класса, общественного слоя, профессии

и т. д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась

в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий,

о которых младшие будут знать лишь из преданий, литературы и т. д. Формирование

общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность

к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.

Не менее важным является и способ взаимодействия поколений в данном обществе

или его системе воспитания. Конфликт между поколениями в буржуазном обществе,

единство поколений в социалистическом обществе, несмотря на наличие различных

мотиваций и ценностных ориентации, весьма существенны для характеристики

социальных ситуаций развития личности. В нашей системе воспитания, как неоднократно

подчеркивал А. С. Макаренко, принципиальное значение имеет межвозрастная

структура школьного коллектива. Вообще в структуре любого коллектива должно

быть определенное соответствие молодых и старых работников для соединения высоких

потенций развития и жизненного опыта. Для проектирования таких социальных

пропорций в определенных макро- и микрогруппах общества необходимо знание демографических

сдвигов в развитии структуры народонаселения.

В результате войн образуются «ямы» в демографических пирамидах, поскольку

высокая смертность молодых мужчин резко нарушает соотношение возрастов и ограничивает

воспроизводство населения. Но кроме таких катастрофически образовав-

10 Крупнейший советский демограф Б. Урланис так образно описывает соотношение поколений: «Все население

страны с этой точки зрения можно рассматривать как " слоеный пирог". В каждом случае слоем

будет поколение родившихся в определенном году. Среди этих слоев самый низкий — новорожденные и

" сосунки". За ними идут " ползунки" и " прыгунки". Потом — первоклассники, старшеклассники, а затем

уже рабочие и колхозники, которые своим трудом на полях и заводах кормят себя, всех детей и старших.

В верхних ярусах этих слоев находятся пенсионеры, уже отработавшие своп век» (Урланис Б. Этюд о

возрасте // Неделя. — 1966. — № 40. — С. 8).

11 В примечании к цитируемой выше статье Б. Урланис пишет: «Понятие " поколение" имеет еще и Другой

смысл. Под поколением понимается часто интервал времени между возрастом родителей и их детей.

С этой точки зрения говорят о длине поколений и измеряют ее в виде определенного числа лет».

236

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

шихся демографических «ям», существует тенденция постарения населения, отмечаемая

демографами многих экономически развитых стран за последнее десятилетие. Об

этом свидетельствуют, например, сравнительно-демографические данные Франции

(табл. 38)12.

Таблица 38

Распределение населения Франции на три крупные возрастные группы с 1775 по 1959 г., %

Возраст,

полных лет

0-19

20-59

60 и старше

И т о г о

1775 г.

42, 8

49, 9

7, 3

100, 0

1851 г.

38, 5

51, 3

10, 2

100, 0

1901 г.

34, 3

52, 7

13, 0

100, 0

!

1946 г.

29, 5

54, 5

16, 0

100, 0

1959 г.

31, 8

51, 6

16, 6

100, 0

Сравнительно с 1775 г. к 1959 г. образовалась устойчивая тенденция постарения

народонаселения и уменьшения общей массы младшей из возрастных групп.

Историческая демография поучительна в сопоставлении сдвигов возрастной

структуры населения в различные эпохи общественного развития одной и той же страны.

Не менее показательны для характеристики одной и той же эпохи и культурного

развития различных стран данные сравнительной демографии (когда переписи проводятся

примерно в общие сроки).

В этом отношении весьма интересны статистические данные по переписям 1945—

1954 гг., проводившимся для определения грамотности в ряде капиталистических

стран13. Из этих данных легко усмотреть, что тенденции постарения в странах Западной

Европы противостоит противоположная тенденция омолаживания населения за

счет высокой рождаемости и вместе с тем высокой смертности людей старших возрастов

в развивающихся странах. Так, например, если в Бельгии детей до 10-летнего

возраста насчитывалось всего 13, 3 % от общего населения, то в Бразилии, Таиланде,

Коста-Рике — 30, 0 %и, К старшей возрастной группе (45 лет и выше), напротив,

в Бельгии относится 36, 3 % населения, в Бразилии — 17, 7 %, в Таиланде — 14 %, в Коста-

Рике — 13 %. Это значит, что если в Бельгии на 1 ребенка приходится почти 3 пожилых

и старых человека, то в Коста-Рике, например, на 1 пожилого или старого человека

приходится более 2 детей. Условия передачи опыта и воспитания в этих случаях

противоположны. Взаимодействие поколений и передача опыта оказываются

весьма различными в разных странах в зависимости от уровня общественно-экономического

и культурного развития.

12 Пресса Р. Народонаселение и его изучение. — М.: Статистика, 1966. — С. 271.

13 Таблицы из «Demographic Yearbook» (1955) приведены в приложении к кн.: Валентей Д. И. Реакционные

теории народонаселения. — М.: Соцэкгиз, 1963.

14 В новейшем «Демократическом ежегоднике ООН» (1967) сообщается, «что в развивающихся странах

41 процент жителей приходится на возрастную группу до 15 лет, тогда как в развитых странах к этой

возрастной группе относится лишь 28 процентов населения» (Земля людей // За рубежом. — 1968. —

№ 3. - С. 4).

237

Человек как предмет познания

Как видим, вместо воображаемой ситуации А. Пьерона можно представить реальные

демографические ситуации, в которых нарушается соразмерность возрастных

групп и существенно изменяется масса каждого из поколений.

Статистический анализ рождаемости, смертности, естественного прироста и средней

продолжительности жизни довольно точно диагностирует достигнутый данным

обществом уровень благосостояния и влияние его на развитие личности. Существующая

в демографии традиция определения возрастных контингентов как возрастной

структуры народонаселения имеет важное значение для определения состояния человеческих

резервов и ресурсов страны.

В СССР, несмотря на большие потери людских ресурсов во время второй мировой

войны, соотношение между численностью населения в детском, трудоспособном

и пожилом возрастах иное, нежели, например, в Англии и США.

В. Г. Подъячих приводит сравнительные данные переписей, из которых видно, что

людей до 16 лет в СССР — 30, 4 %, в США — 28, 3 %, а в Англии — 25, 1 %; людей же в

возрасте 65 лет и старше в Англии - 10, 9 %, в США - 8, 1 %, в СССР - 6, 2 %. По переписи

1959 г., в СССР почти 3/4 всего населения составляют лица, родившиеся после

Великой Октябрьской социалистической революции. Вместе с тем показатели долголетия

становятся все более внушительными. По переписи 1959 г. и последующим контрольным

обследованиям было установлено, что в СССР проживает 21 708 человек в

возрасте 100 лет и старше, в том числе 17 272 человека — в сельских местностях и 4436

человек — в городах. Однако по последним демографическим прогнозам в ближайшие

десятилетия в нашей стране ожидается увеличение численности пожилых возрастных

групп, как, это видно из нижеприводимой табл. 3915.

Таблица 39

Ожидаемый возрастной состав населения

Возраст,

лет

0-14

15-59

60 +

И т о г о

1959 г.,

перепись

м.

22, 4

71, 5

6, 1

100

ж.

18, 8

71, 3

9, 9

100

Через 10 лет

а

м.

23, 2

67, 2

9, 6

100

ж.

19, 2

65, 4

15, 4

100

б

м.

23, 1

66, 7

10, 2

100

ж.

18, 9

65, 5

15, 6

100

Через 20 лет

а

м.

18, 9

68, 9

12, 2

100

ж.

15 В

63, 8

20, 4

100

‹ б

м.

18, 6

67, 7

13, 7

100

ж.

15, 3

63, 3

21, 4

100

В этих расчетах обращает на себя внимание ожидаемое изменение в соотношении

численности мужчин и женщин в разных возрастных группах, что должно сказаться

на условиях последующего развития брака и семьи, общественного и семейного воспитания,

обеспечения рабочей силой различных профессий и т. д. Очевидно, что демографический

прогноз имеет существенное значение для социального планирования

и проектирования личности, поскольку социально-демографическая ситуация ее

развития определяет статус личности.

15 Бедный М. С. О расчетах будущей численности населения с учетом предполагаемой смертности //

Пробл. демографич. статистики: Сб.. — М: Наука, 1966. — С. 261.

238

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде",

и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических,

политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т. д. Если имеет место

резкое нарушение, особенно снижение уровня материальной и культурной жизни семьи,

то оно непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус

семьи может быть более или менее устойчивым. В таком случае создается жизненный

стереотип того или иного уровня, который упрочивает механизмы поведения и стабилизирует

наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности.

С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный

статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он

вышел. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный

статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад

жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции.

Сочетание черт относительной устойчивости и преобразований в связи с развитием

всего общества характерно для статуса. Положение личности в обществе определяется

системой ее прав и обязанностей, их соотношением, реальным обеспечением прав

личности со стороны данного общества и реальным осуществлением обязанностей по

отношению к обществу со стороны личности. По определению Р. Линтона, статусы

личности представляют собой центры сосредоточения прав и обязанностей, некоторую

идеальную схему положения личности в обществе.

С. Н. Тимашев пишет, что «статус есть позиция в определенной схеме, это просто

собрание прав и обязанностей»16. Рассматривая определения статуса как собрания

прав и обязанностей (Т. Сабин), позиции личности в социальной структуре, которая

может быть отнесена к высшему или низшему рангу (Т. Парсонс, Р. Парк), Е. С. Кузьмин

замечает, что «основное содержание этого понятия носит сугубо социальный характер

и связано с должностью, правами и обязанностями личности»17.

Наиболее важной для американской буржуазной социологии оказалась такая характеристика

статуса, как его устойчивость, являющаяся переменной положения человека

в обществе (сравнительно с другими людьми того же самого общества). Постепенное

становление прочности статуса обозначается как кристаллизация статуса по

критериям, типичным для «американского образа жизни»: род занятий, величина дохода,

уровень образования и этническая принадлежность. По каждому из них может

сложиться соответствующий частичный статус. Из соотношения этих статусов выводят

общий профиль статуса, причем величина дохода и этническая принадлежность

имеют определяющее значение для положения личности в современном американском

буржуазном обществе. В качестве привходящей переменной используется фактор

осознания человеком собственного статуса и степени его устойчивости. Л. Брум

пишет по этому поводу следующее: «Лица, проявляющие некий обусловленный профиль

неустойчивости статусов и в известной мере сознающие эту неустойчивость, обнаружат

строго определенные установки или виды поведения. Хотя напрашивается

предположение, что устойчивость и неустойчивость сказывается на поведении, следует

16 Тимашев С. Н. Развитие социологии права и ее сфера //' Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая

теория. - М.: ИЛ, 1961. - С. 505.

17 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: Изд. ЛГУ, 1967. — С. 121.

Человек как предмет познания

однако, признать, что многие люди ведут замкнутую в четырех стенах жизнь, не имеют

представления о неустойчивости собственных статусов и никак не реагируют на нее»18.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.