Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние фактора фигуры в действии установки, % случаев 4 страница. дивергентного развития личности и субъекта.






дивергентного развития личности и субъекта.

Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении

их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их

продуктивности, а личность — совокупностью общественных отношений (экономических,

политических, правовых, нравственных и т. д.), определяющих положение человека

в обществе, в структуре определенной общественно-экономической формации.

Поэтому личность прежде всего — современница определенной эпохи, и это определение

личности конституирует множество ее социально-психологических свойств.

В этой, современной ей эпохе, личность занимает определенное место в классовой

структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет

другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности

в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние ирод деятельности,

политическое состояние и род деятельности человека как члена организаций,

правовое строение и структура прав и обязанностей личности, нравственное поведение

и сознание (структура духовных ценностей). К этому следует добавить, что человек

всегда определяется и характеристиками его поведения, как сверстника определенного

поколения, семейной структурой и положением его в этой структуре (как отца

или матери, сына или дочери и т. д.).

Весьма существенной характеристикой человека как личности является его национальная

принадлежность, а в условиях расовой дискриминации капиталистического

общества — и принадлежность к определенной расе (привилегированной или угнетенной),

хотя сама раса не является социальным образованием, и т. д.

Все вышеперечисленные характеристики личности есть, действительно, характеристики

общественных отношений и функций, ими определяемых. Для этих характеристик

не всегда существенны свойства человека как субъекта и почти не имеют значения

природные свойства человека как индивида. Вернее, можно сказать, что любые

из них могут быть включены в любые из социальных связей.

Субъект, таким образом, всегда личность, а личность — субъект, но субъект не

только личность, а личность не только субъект, так как, помимо различия самих характеристик

деятельности и отношений, существуют еще различия в принадлежно-

247

Человек как предмет познания

сти этих характеристик к более общим структурам. Дело в том, что личность как общественный

индивид не есть отдельная (саморегулирующаяся) система, не есть единичный

элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует

общество. Такой структурной единицей, «элементом» общества является

не отдельный человеческий индивид с его отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные

связи которой внутри нее и между другими группами, с обществом в

целом создают коллектив.

Каждая группа (малая или большая) имеет структуру и институции, определяющие

функции и роль каждого ее члена, который является так или иначе ее представителем

и функционером по отношению к другим группам и обществу в целом.

И. С. Кон так характеризует отношение личности к группе: «Принадлежность индивида

к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются

его обязанности и права по отношению к группе. Ролей, как и групп, к которым

принадлежит индивид, много: муж, отец, рабочий и т. п....Определение объективной

структуры личности как совокупности всех ее ролей подчеркивает зависимость личности

от других индивидов и социального целого»42.

Однако понятие социальной роли, столь распространенное в современной социологии

и социальной психологии, должно быть включено в более широкую систему

социологических понятий (социальное положение, позиция, структура общности,

сферы общественной деятельности, классы и социальные группы, общественные институты

и т. д.). В такой системе, рассмотренной И. С. Коном, социальная роль может

быть определена более полно. «Под социальной ролью, — пишет И. С. Кон, — понимается

функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего

данную позицию... Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной

роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются

ему как нечто внешнее, более или менее обязательное; их субъектом является не индивид,

а общество или какая-то конкретная социальная группа» (курсив наш. — 5. Л.)43.

Именно поэтому ролевое поведение личности можно понять лишь в связи с более общими

социальными структурами, к которым относится данная социальная группа.

Комплекс социальных групп (например, семья—детский сад для маленького ребенка;

семья—производственный коллектив—общественная организация и т. д. для

взрослого человека) составляет микросреду, через которую личность взаимодействует

с более крупными социальными образованиями и обществом в целом. В свою очередь,

эта социальная микросреда воздействует на личность через комплекс социальных

групп, в которые личность входит в качестве члена их формальных и неформальных

структур44.

Сложная цепь взаимосвязей между макросредой, микросредой и личностью, согласно

исследованиям Е. С. Кузьмина и его сотрудников, составляет важную характеристику

социального развития личности. Эта сложная цепь взаимосвязей является

своего рода механизмом социального развития человека в современном ему мире и

вместе с тем создания собственной среды, относительно постоянного образа жизни.

" [Кон И. С]. Личность в философии и социологии // Филос. энцикл. — Т. 3. — С. 196.

43 Кон И. С. Социология личности. — С. 23.

44 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии.

248

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

Естественно поэтому, что социологическое и социально-психологическое исследование

личности обнаруживает значительную подвижность и относительность ее границ,

то расширяющихся до самых общих социальных структур, то сужающихся до какой-

либо одной малой группы.

В еще большей степени подвижны и противоречивы характеристики личности в

различных социальных группах, членом которых она является, так как ее деятельность

зависит от людей, с которыми она взаимодействует (партнеров), авторитета и репутации

(лидера формальной или неформальной структуры группы, отношения к лидеру

и группе и т. д.). Поскольку в каждой из социальных систем и групп имеются собственные

предписания, санкции и подкрепления (виды материальной и моральной стимуляции),

то они предъявляют стереотипные требования к личности независимо от ее

индивидуально-типических особенностей. Эти требования в виде «ролевого ожидания

» определяют поведение человека в данной социальной системе в форме выполнения

заданных социальных функций (ролей).

Если не видеть за всей этой картиной собственной, внутренней структуры личности,

то возникает соблазн представить личность лишь как комплекс социальных процессов,

своего рода набор социальных ролей, которые рассматриваются как динамический

аспект статуса личности45. Именно такое представление защищают Д. Симп-

сон и Дж. Милтон Ингер, которые пишут: «На наш взгляд, личность лучше всего

рассматривать не как совокупность определенных черт, не как статичную систему,

а как процесс. Личность, представляемая в виде процесса, может быть познана лишь

путем изучения поведения, являющегося результатом взаимодействия индивида

с ситуацией»46. С их точки зрения, личность есть только то, что она делает, и поэтому

она может быть определена в серии варьируемых действий в зависимости «от референтной

группы, с которой личность отождествляет себя в указанный момент; от санкций

и вознаграждений, обусловленных конкретной обстановкой, от ролей, которые

отводятся индивиду, и от диапазона тенденций, привносимых индивидом в ситуацию

»47.

Такое отождествление личности с референтной группой и набором социальных

ролей широко распространено в современной буржуазной социологии и социальной

психологии. Полная взаимозаменяемость людей при исполнении социальных ролей и

сходстве ситуаций рассматривается как следствие социального функционирования

личности. Единственное, с чем готовы считаться Д. Симпсон и Д. М. Ингер в сфере

личных факторов, — это диапазон тенденций индивидов, т. е: мотивация их поведения

в группе. Для управления этим фактором существуют сравнительно-элементарные

регуляторы в виде вознаграждения или взыскания, с помощью которых можно

обеспечить эффективное исполнение социальных ролей.

4s «Роль представляет динамический аспект статуса; когда индивидуум осуществляет права и обязанности,

он выполняет роль» (Беккер Г., Боосов А. Современная социологическая теория. — М.: ИЛ, 1961. —

С. 505). С точки зрения Линтона, «основная личность» в основном бессознательна (там же, с. 624). Как

видим, такая концепция игнорирует в личности ее субъектные свойства и активный характер социальных

связей человека.

46 Симпсон Д., ИнгерД. М. Социология расовых и этнических отношений // Социология сегодня. Проблемы

и перспективы. — М.: Прогресс, 1965. — С. 419.

" Там же. - С. 422.

Человек как предмет познания

Подбор людей (кадров) и комплектование малых групп определяются с этой точки

зрения лишь задачами объединения, распределения известного числа участников

по социальным ролям и управления ими с помощью административно-экономических

стимуляторов.

Следует отметить, однако, что подобная концепция разделяется далеко не всеми

современными зарубежными социологами. Примечательна в этом отношении позиция

А. Инкельса. Имея в виду эту объективистскую концепцию, А. Инкельс пишет

следующее: «Нисколько не сомневаясь в исключительной важности объективных факторов,

определяющих ролевое поведение, я хочу тем не менее указать на то, что подбор

лиц на те или иные роли и качество их выполнения в значительной мере находятся

в зависимости от личных качеств тех индивидов, от которых зависит возможность того

или иного человека изменить выполняемую им в определенное время роль и которые

оказывают значительное воздействие на качество-выполнения им этой роли»48.

Для реализации программы подбора кадров и управления требуется изучение

людей и учет не только их тенденций (установок, отношений, интересов и т. д.), но и

сложного комплекса индивидуально-типических особенностей.

Применение в социальной психологии экспериментальных методов исследования

взаимодействия людей в малых группах (например, взаимодействия операторов в системах

дистанционного управления машинами) оказалось весьма продуктивным. Особенно

ценными являются данные, полученные Ф. Д. Горбовым и его сотрудниками

при решении некоторых задач авиационной и космической психологии. Срабатывае-

мость и эффективность работы малых групп зависят от психофизиологической совместимости

участников групп (партнеров), наличия паритетных тактик, общности установок

и интересов, отсутствия эгоцентрических устремлений и т. д.49

В исследованиях Е. С. Кузьмина и его сотрудников получены важные характеристики

психологической эффективности работы малых групп50. Имеются данные, свидетельствующие

о преобразованиях личных качеств при смене ролей и полйжения

в группах. Вместе с тем в нашей лаборатории дифференциальной психологии и антропологии

ЛГУ получены предварительные данные об особом значении психофизиологических

характеристик (скорости различных реакций, психомоторных особенностей,

сенсорно-перцептивных и мнемических функций) для обеспечения оптимальной совместимости

индивидов в групповой работе.

Все это позволяет думать, что ролевое поведение личности и ее отношение к группе

следует рассматривать в нескольких аспектах, не ограничиваясь социологическим

описанием этих явлений. Как правильно замечает Е. С. Кузьмин, «роль может оцениваться

в социальной, социально-психологической и психологической системах. Роль

в социальном плане — это скорее объективный результат и общественная значимость

деятельности субъекта, личности. Роль в психологическом плане — это соответствие

качеств индивида выполняемой роли. Роль в социально-психологическом смысле —

48 Инкельс А. Личность и социальная структура // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. — М.:

Прогресс, 1965. - С. 288.

49 Горбов Ф. Д. и др. Тезисы докладов о психологическом изучении малых групп на II Всесоюзном съезде

психологов. — Изд. АПН РСФСР, 1963 (Материалы съезда. — Вып. 3.); Горбов Ф, Д., Космолинааш Ф. П.

От психологии авиационной до психологии космической // Вопр. психол. — 1967. — № 6.

50 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии.

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотношение

различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли

с групповыми нормами и ценностями и т. п. Все ценностные ориентации существенно

зависят от динамики ролей и наоборот»51.

Сочетание этих трех планов проблемы социальных ролей личности — необходимое

условие ее теоретического и практического решения. В психологическом плане

можно выделить для специального учета потенциалы индивидуально-психического

развития (одаренность, специальные способности, работоспособность, трудоспособность)

и структурные свойства личности, в том числе ее темперамент. Среди исследований

структурных свойств в их значении для групповой деятельности и коммуникации

надо отметить работы В. С. Мерлина52 и его сотрудников, особенно Е. А. Климова

53 и А. И. Ильиной54. Для группового поведения и осуществления в его структуре

той или иной социальной роли специфическое значение имеют черты общительности,

модифицируемые, согласно данным А. И. Ильиной, в зависимости от подвижного или

инертного типа. Так, медленность установления контакта в групповой деятельности

в такой же мере характерна для нейродинамической инертности, как быстрота образования

контакта и переключаемости связей — для нейродинамической подвижности.

Однако в процессе совместной деятельности происходит известное сближение индивидуальных

свойств.

Помимо специальных характеристик, относящихся лишь к одному из планов проблемы

социальных функций — ролей личности, имеется общий центр, в котором сходятся

исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим

центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятель-

*" ности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Для психологии

этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность, или

система, сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе

(В. Н. Мясищев)55, взаимопроникновение смысла и значения (А. Н. Леонтьев)56, динамика

установки (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили и др.)57, нравственные позиции и

мотивы поведения формируемой личности (Л. И. Божович)58 и др.

Все эти различные характеристики личности составляют существенные моменты

ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, переживание

и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Поэтому психологическое

51 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — С. 122-123.

52 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М: Просвещение, 1964; Его же. Связь социально-типичного

и индивидуального в личности // Вопр. психол. — 1967. — № 4.

53 Климов Е. А. Индивидуальные особенности в трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи

с диагностическими испытаниями подвижности нервных процессов // Уч. зап. Пермского пед. ин-та. —

Вып. 23. - 1958.

54 Ильина А. И. Общительность и темперамент школьников. — Перм. кн. изд-во, 1961; Ее же, О динамических

качествах общительности // Вопр. психол. — 1967. — № 5.

55 Мясищев В. Н. Личность и неврозы; Его же. Основные проблемы и современное состояние психологии

отношений человека// Психол. наука в СССР: Сб. - Т. 2. - М: Изд. АПН РСФСР, 1960.

56 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 2-е изд.

57 Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966; Прангишвили А. С. Исследования по

психологии установки. — Тбилиси: Мецниереба, 1967.

58 Божович Л. И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // Психол. наука в СССР: Сб. —

Т. 2. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.

Человек как предмет познания

исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философ-

ского (аксиологического) и социально-психологического изучения самих ценностей59.

Дело в том, что, как правильно замечает В. П. Тугаринов, «отдельный человек может

пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности

жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной

жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-

политические и духовные»60.

К материальным ценностям относятся техника и материальные блага — пища,

одежда, жилище, сфера вещей, обеспечивающих известный уровень комфорта. Материальное

благосостояние и удовлетворение материальных потребностей людей занимают

важное место в жизни социалистического общества. Однако лишь в совокупности

с общественно-политическими и духовными ценностями материальные ценности

выполняют функцию стимулятора индивидуально-психического развития. К общественно-

политическим ценностям В. П. Тугаринов относит свободу, братство, равенство,

справедливость; к духовным — образование, науку, искусство. В процессе становления

нового человека социалистического общества приобретают решающее значение

такие конкретные ценности, как Родина, труд и общение с людьми и природой,

являющиеся своего рода синтетическими ценностями для наших людей. Направленность

личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации.

Наиболее полно изучены ценностные ориентации, связанные с трудовой деятельностью

людей в нашем обществе. Особый интерес представляет исследование Л. С. Блях-

мана, А. Г. Здравомыслова и О. И. Шкаратана61, сопоставивших данные опроса 10720

рабочих на 25 предприятиях Ленинграда с анализом статистических материалов этих

предприятий. Они установили, что для молодежи в возрасте до 25 лет особенно большую

роль играют перспективы роста. Для рабочих в возрасте 21-30 лет, когда складывается

семья, особенно важным является улучшение жилищно-бытовых условий. Главное

место в ориентации рабочих старше 40 лет занимают условия труда и отдыха. Лишь

в самой старшей группе (50 лет и выше) ведущую роль играет ориентация на заработок,

что авторы объясняют расчетами, связанными с исчислением пенсии.

Своеобразная возрастная модификация мотивов трудовой деятельности подтверждается

специальным исследованием, проведенным под руководством В. А. Ядова.

Результаты этого показательного исследования представлены в табл. 4062.

Весьма интересные данные были получены В. А. Ядовым и его сотрудциками при

сопоставлении ценностных ориентации молодых рабочих со старшими. Установлено,

что для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное значение имеют такие

характеристики, как санитарно-гигиенические условия (0, 48 против 0, 39 у молодежи),

состояние техники безопасности (0, 38 и 0, 20), оборудования (0, 36 и 0, 16). Для

молодежи более значимы отношения с администрацией (0, 37 против 0, 11 у старших

групп). Эти различия связаны непосредственно с физиологическим (условия труда)

09 Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. — Л.: Изд. ЛГУ, 1960. — Критика современной буржуазной

аксиологии дана в кн.: Антонович М. И. Американская буржуазная аксиология на службе империализма.

— Минск: Наука и техника, 1967.

60 Тугаринов В. П. Личность и общество. — С. 151.

61 Бляхман Л. С, Здравомыслов А. Г., Шкаратан О. И. Проблемы управления движением рабочей силы //

Труд и развитие личности: Сб. — Л.: Лениздат, 1965.

62 Человек и его работа: Сб. — М.: Мысль, 1967.

252

Глава 7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность

Таблица 40

Распределение выборочной совокупности относительно устойчивых ценностных

ориентации (по совмещенным характеристикам поведения и высказанного положения)

Тип ориентации

Ориентация на семью

Ориентация на образование

Ориентация на общественную работу

Ориентация на работу на производстве

Ориентация на заработок

Остальные

Количество лиц

1100

627

329

207

161

970

% к общему числу

опрошенных

38

23

12

10

6

36

и социальным аспектами (молодежь более зависит от администрации, нежели ветераны,

интересы которых администрация учитывает в большой мере).

С применением математических методов в конкретно-социологических исследованиях

удается обнаружить сложные корреляционные характеристики связей между

различными факторами ценностных ориентации. В. А. Ядовым и его сотрудниками

построены графы связей, в которых показана различная мера связей, соединяющих

возраст и общий рабочий стаж, с одной стороны (0, 713), с образованием, с другой стороны

(0, 945). Кроме того, возраст связывается с содержанием труда (0, 226), с удовлетворенностью

работой (0, 167), удовлетворенностью специальностью (0, 718).

Исключительно важное значение для характеристики ценностных ориентации

советской рабочей молодежи имеет стремление к знанию, ориентация на образование

и самообразование63. Ориентация на духовные ценности науки и искусства приобретает

все более массовый характер по мере общего подъема материального и культурного

благосостояния в социалистическом обществе. Переход на пятидневную неделю

и увеличение свободного времени способствуют дальнейшему развитию духовных потребностей

советских людей и всестороннему удовлетворению этих потребностей.

В непосредственной связи с прогрессом духовных потребностей всего взрослого

населения нашей страны и возрастанием роли ориентации на духовные ценности

в общем комплексе ценностных ориентации находится формирование духовных потребностей

подростков и детей. Как показано Ю. В. Шаровым и его сотрудниками,

в современной системе коммунистического воспитания именно формирование трудовых

потребностей (познавательных, профессионально-трудовых, нравственных и эстетических)

определяет процесс становления личности, ее социальной интеллектуальной

и нравственной зрелости64.

53 См. сборники: Социальные исследования. - М: Наука, 1965; Личность и труд. - М: Мысль 1966- Очерки

развития личности нового рабочего. - М.: Изд. АН СССР, 1963; Труд и развитие личности -Л.:

Лениздат, 1965 Человек и общество. - Л.: Изд. ЛГУ. - Вып. 1.- 1966. - Вып. 2. - 1967

54 Формирование духовных потребностей школьников; Сб. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн изд-во 1966

Человек как предмет познания

Несомненно, что все это характеризует идеологические и социально-психологические

сдвиги в развитии социалистического общества. Но не менее важно то, что

«ценностные ориентации личности — сфера субъективного, область индивидуального

сознания»65, — как пишет В. А. Ядов. Выявление роли этих ценностных ориентации

в производственной деятельности, в общей совокупности факторов производительности

труда свидетельствует об «относительной самостоятельности развития индивидуального

и общественного сознания, его активном влиянии на реальное поведение

людей в производственных условиях»66.

3. Структура личности

Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и ценностных

ориентации личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных

социальных структур, так и активность самой личности в общем процессе функционирования

тех или иных социальных (например, производственных) образований.

Современная психология все более глубоко проникает в связь, существующую между

интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит

личность, и интраиндивидуалъной структурой самой личности.

Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными

группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности,

организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь, сформировавшиеся

и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств

регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают

влияние на образование собственной среды развития. Ограничение или тем< более разрыв

социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни

и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов67. Распад самих

социальных объединений (интериндивидуальных структур) влечет ломку интра-

индивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов,

дезорганизующих индивидуальное поведение, вернее, совокупность индивидуальных

поведений участников таких распадающихся объединений.

В этом отношении примечателен генезис паники, являющейся реакцией личности

на разложение социального объединения и распад данной социальной структуры.

А. С. Прангишвили показал связь межличностных и внутриличностных преобразований

в этом процессе распада объединений, в которых ослабевают единство действий

и организованность массового поведения. Разрыв каналов коммуникации, за которым

следуют распад системы кооперированных действий, дезинформация, смена социальных

установок и т. д. в состоянии массовой паники, сочетается с переживанием

65 Человек и его работа. — С. 256.

66 Там же. — В главе IV — «Влияние некоторых типологических особенностей личности рабочего на отношение






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.