Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие электроэнергетических компаний с органами государственной власти






Сегодня PR-деятельность присутствует практически в любой более или менее крупной компании, имеет необходимое организационное и ресурсное обеспечение, потому что мало кто рискует игнорировать необходимость работы со средствами массовой информации. Однако, с другой частью коммуникационной стратегии компании, а именно - с организацией взаимодействия с органами государственной власти - ситуация несколько иная. Зачастую имеет место явная недооценка этой деятельности, которую принято обозначать как GR-government relations.

До сих пор как в общественном мнении, так и у отдельных руководителей компаний сохраняется непонимание сути GR-функций, что проявляется в их отождествлении со связями с общественностью, т.е. PR-функциями. Между тем, PR, как показано выше в 12.2.1-2, это деятельность, направленная на формирование общественного мнения, имиджа компании и ее деловой репутации через работу со средствами массовой информации и проведение публичных мероприятий. Главная же цель GR-работы – отстаивание интересов компании через влияние на конкретные решения, которые принимаются органами государственной власти и которые прямо или опосредованно определяют основную деятельность компании. Это требует не столько воздействия на большие целевые группы, как в случае с PR-работой, сколько взаимодействия с конкретными должностными лицами, принимающими либо влияющими на принятие решений по вопросам, относящимся к деятельности энергетических компаний.

GR-функции, также как и PR-функции, по большому счету относятся к сервисным функциям и их взаимосвязь с основными видами деятельности компаний носит, как правило, опосредованный характер. Но если с необходимостью PR-структур менеджмент компании обычно соглашается, то необходимость GR-структур для него не столь очевидна, поскольку неочевидна сама взаимосвязь между эффективностью развития компании и поддержанием взаимодействия с органами государственной власти.

Предполагается, что взаимодействие, контакты с представителями органов государственной власти – исключительная прерогатива первых лиц компании, а отдельная GR-структура в компании – ненужная трата средств.

В числе первых, если не первыми, специальные GR-подразделения были созданы в компаниях Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России». И этому есть объяснение.

Для успешного функционирования таких публичных и социально значимых компаний, как электроэнергетические, коммуникационная стратегия и место в ней GR-менеджмента, - вопрос особый, если не ключевой. Для большинства компаний GR-задачи возникают (далеко не всегда регулярным образом) при необходимости решения конкретных вопросов в тех или иных конкретных органах власти. Но электроэнергетика – отрасль особая. Как показано в гл. 1, ее развитие оказывает влияние на все другие отрасли и экономику в целом. Потребители электрической и тепловой энергии – это все без исключения предприятия и организации, каждый житель нашей страны. Неудивительно, что деятельность энергетических компаний – предмет особого внимания со стороны органов государственной власти. Как следствие, и ОАО РАО «ЕЭС России» вплоть до момента завершения своей деятельности, и образованные в ходе реформы электроэнергетики компании новой целевой структуры отрасли самым непосредственным образом испытывают влияние и зависимость от системных решений, которые принимаются Правительством Российской Федерации, Государственной Думой и Советом Федерации, органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях по ключевым вопросам развития электроэнергетики. Достаточно сказать, что только в 2007г. – 1 полугодии 2008г. (до момента завершения реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России») Правительство Российской Федерации приняло около 30 нормативных актов (постановлений, распоряжений) по вопросам развития электроэнергетики и работы электроэнергетических компаний, не говоря уже об актах ФСТ, ФАС, Минпромэнерго (позднее – Минэнерго) России, а Государственная Дума практически на каждом пленарном заседании рассматривала законопроекты, которые так или иначе влияют на работу компаний отрасли.

Своевременность создания GR-структур в отрасли достаточно быстро проявилась, когда электроэнергетика вступила на непростой, длительный путь радикальных преобразований. Именно при продвижении реформы электроэнергетики, которая сопровождалась многочисленными обсуждениями и дебатами в Государственной Думе и Совете Федерации, совещаниями в министерствах и в Правительстве Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, GR-подразделения компаний отрасли прошли главное испытание, проявили свою состоятельность, достойно выполнив предназначенную им часть общей задачи. Накопленный ими при этом уникальный опыт позволяет сформулировать основные особенности, принципы, задачи и направления организации GR-работы в энергетических компаниях.

Энергетические компании новой целевой структуры отрасли сегодня действуют в условиях отсутствия такого единого координирующего центра, каким до реформы электроэнергетики была материнская компания в лице ОАО РАО «ЕЭС России». Как следствие, каждая из них рано или поздно столкнется с тем, что необходимо выстраивать свою технологию, свои каналы взаимодействия с органами государственной власти как на федеральном, так и региональном уровнях. Отметим при этом, что есть определенные особенности, которые необходимо принять во внимание при организации взаимодействия энергетических компаний с органами государственной власти.

Во-первых, это диверсифицированность субъектов принятия ключевых решений по вопросам функционирования энергетических компаний. Среди основных субъектов принятия таких решений – Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство энергетики, Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство регионального развития, Министерство промышленности и торговли, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и.), органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, решения в процессе своей подготовки и принятия проходят достаточно много звеньев, каждое из которых играет свою роль.

Приведем один пример – выделение бюджетных средств на реализацию инвестиционных программ энергетических компаний. В решении этого вопроса последовательно участвуют Министерство энергетики (готовит предложения по организациям топливно-энергетического комплекса), Министерство экономического развития и торговли (на основе предложений Минэнерго и других министерств и ведомств готовит соответствующий раздел проекта федерального бюджета), Министерство финансов (формирует в окончательном виде и вносит в Правительство РФ проект федерального бюджета), Правительство Российской Федерации (утверждает проект федерального бюджета и вносит его в Государственную Думу). В Государственной Думе, а затем в Совете Федерации проект федерального бюджета также проходит многоступенчатый путь рассмотрения. И на каждом из этих этапов решение вопроса о выделении бюджетных средств на реализацию инвестиционных программ энергетических компаний безусловно может быть скорректировано. Поэтому необходимо обеспечить GR-сопровождение решения данного конкретного вопроса на всех стадиях подготовки и принятия.

Разумеется, приведенный пример относится не ко всем энергетическим компаниям, а только к системообразующим, таким как Федеральная сетевая компания, Федеральная гидрогенерирующая компания, Системный оператор и некоторым другим. Однако, большинство решений федеральных органов исполнительной власти также проходят процедуру согласований и утверждений, пусть даже не такую длительную и сложную, как в приведенном выше примере, но достаточно сложную и многоступенчатую.

Во-вторых, в поле внимания GR-подразделений энергетических компаний, помимо решений (федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты других органов законодательной и исполнительной власти), прямо посвященных электроэнергетике, в обязательном порядке должны быть и решения, на первый взгляд прямо к энергетике не относящиеся, но формирующие общее правовое поле, в котором действуют энергетические компании. Так, в свое время анализ законодательства о банкротстве выявил целый ряд рисков для энергетических компаний, заложенных в нем вследствие игнорирования особенностей электроэнергетики. В результате состоявшихся длительных и сложных обсуждений проблемы, инициаторами которых стали энергетики, был разработан и принят специальный федеральный закон, регулирующий особую процедуру банкротства субъектов естественных монополий в отраслях топливно-энергетического комплекса.

В-третьих, поскольку в энергетической отрасли действуют разные по виду деятельности, но самым тесным образом связанные между собой и взаимозависимые энергетические компании (генерирующие, сетевые, сбытовые, строительные, сервисные и т.д.), GR-деятельность энергетических компаний должна быть ориентирована на системные решения, по возможности максимально учитывающие и сочетающие интересы разных компаний.

GR‑ проблематика стала еще более актуальной, когда в компании целевой структуры электроэнергетики пришли новые собственники со своими бизнес-интересами. Учет этих интересов и координация взаимодействия энергетических компаний с органами государственной власти определяют необходимость активизации работы GR‑ служб энергокомпаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.