Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация правового обеспечения






Энергетическое предприятие вне зависимости от профиля [производство, передача, сбыт электрической и (или) тепловой энергии и др.], размеров (крупное, среднее, малое), собственности [государственная федеральная и (или) субъекта Федерации, или частная, в том числе иностранная], формы (акционерное или иное общество, унитарное предприятие, включая муниципальное) и географии работы [в рамках субъекта Федерации, страны и/или за рубежом], т.е. от характера, функционирует в сложной системе правовых отношений — государственно-правовых, административных, гражданско-правовых, включая корпоративные, и иных, например трудовых. Поэтому деятельность энергетического предприятия подвергается регулирующему воздействию совокупности правовых норм, содержащихся в многочисленных федеральных законах и законах субъектов Федерации, в подзаконных нормативных актах различных отраслей права и законодательства, а в отдельных случаях – и в международных договорах. Очевидно, оптовая генерирующая компания функционирует в другой системе правовых отношений, нежели энергоснабжающая организация — гарантирующий поставщик, хотя в их правовых отношениях есть много общего.

Реализация миссии энергетического предприятия нуждается в правовом обеспечении (по определению), а эффективность решения данной задачи прямо и (или) опосредованно влияет на показатели — производственные, экономические и финансовые, социальные и трудовые — работы энергетического предприятия. Чем сложнее система правовых отношений, в которой функционирует энергетическое предприятие, тем важнее задача адекватного правового обеспечения его деятельности.

Правовое обеспечение — функция юристов. Но это на первый взгляд. Прежде всего это функция руководителя энергетического предприятия. Именно он – лицо, определяющее стратегию и тактику, организацию работы, распределение обязанностей других должностных лиц и несущее ответственность перед собственниками, представленными их органами (собранием, советом директоров). Отвечает он и перед государством (налоговые, правоохранительные органы и др.). Именно руководитель энергетического предприятия выбирает модель правового обеспечения. Практика показывает, что среди руководителей и высших должностных лиц энергетических предприятий иногда имеются лица с юридическим образованием (чаще — вторым высшим). В любом случае за годы работы любой руководящий работник приобретает больше или меньше правовых знаний, навыков и опыта, что сказывается на правовом обеспечении деятельности энергетического предприятия. Кроме того, отдельные направления работы (подразделения) энергетического предприятия зачастую ведутся и иногда возглавляются лицами с юридическим образованием: корпоративное, кадровое, административное и др., что имеет большое значение для решения задачи правового обеспечения. Разумеется, основную работу по правовому обеспечению деятельности энергетического предприятия ведут лица, имеющие юридическое образование и функционально специализирующиеся на правовых вопросах.

В большинстве случаев значительную часть собственно работы по правовому обеспечению (как самостоятельной функции) выполняют штатные юристы энергетического предприятия, т.е. находящиеся с ним в трудовых отношениях. Модели правового обеспечения могут быть разными: специализированное юридическое подразделение, внешние консультанты, комбинация первой и второй моделей, вообще один юрист или один юрист и внешние консультанты, дочернее общество — юридическая фирма и т.д.

Вопрос, какая модель лучше, еще ждет своих исследователей. На практике чаще встречается следующая модель: специализированное юридическое подразделение из штатных юристов с привлечением для решения отдельных проблем внешних консультантов. Работа подразделения организуется одним из высших должностных лиц (заместителем руководителя и (или) членом правления, иногда одновременно отвечающим и за корпоративное направление). Консультанты — это физические лица, специалисты-практики, научные работники, адвокаты, а также юридические фирмы.

Применяемая модель правового обеспечения корректируется и иногда радикально меняется в связи с появлением у энергетического предприятия новых задач, его реформированием или реорганизацией, сменой его собственников.

Важное значение имеет форма (способ) привлечения исполнителей. Случаи выбора главного юриста на конкурсной основе или найма с помощью независимого кадрового агентства имеют место, но они редки. Как правило, руководитель энергетического предприятия приглашает на эту позицию юриста, знакомого ему лично, или по совету людей, мнению которых руководитель доверяет. Зачастую главный юрист назначается руководителем из числа уже работающих штатных юристов или привлекавшихся внешних консультантов.

Что касается внешних консультантов, то их в последние годы, как правило, избирают на конкурсной (конкурентной) основе, особенно при первом привлечении к правовому обеспечению деятельности энергетического предприятия или к решению отдельной проблемы его функционирования.

Конкурсные процедуры, конкурентная основа отбора поставщиков, посредников и т.д. сами по себе ценны и обладают рядом преимуществ по сравнению с иными (см. п. 11.3). Следует, однако, учитывать, что рынок юридических услуг (при сравнительно многочисленном субъектном составе и усиливающейся конкуренции) все еще весьма узок. А главное, при оказании юридических услуг очень велика роль субъективного фактора – образования, специализации, квалификации, знаний, навыков, опыта, волевых качеств и мотивации, положения и репутации в юридическом сообществе тех людей, которые эти услуги оказывают. Поэтому в данной сфере иногда практикуется отбор через прямую контрактацию тех внешних консультантов, которые известны энергетическому предприятию, особенно по результатам выполнения прежних поручений. Разумеется, после назначения главного юриста именно он играет основную роль в подборе штатных юристов энергетического предприятия и при необходимости внешних консультантов. Главный юрист при этом должен прислушиваться к рекомендациям руководителя и высших должностных лиц энергетического предприятия, руководителей его направлений (подразделений) и других штатных юристов и внешних консультантов.

Число исполнителей — штатных юристов и (или) внешних консультантов, размеры оплаты их труда, бесспорно, должны быть адекватны миссии и характеру энергетического предприятия, а также многим другим объективным и субъективным факторам, которые определяют его деятельность.

Ни с численностью, ни с вознаграждением нельзя перебарщивать — вредны как чрезмерная экономия, так и излишняя щедрость. Лучший индикатор — динамика текучести исполнителей. Не число штатных юристов и внешних консультантов, а также не размеры их вознаграждения ведут к успеху, а удача в их отборе и правильная (адекватная характеру энергетического предприятия) организация их работы, т.е. качественная сторона дела, четкое определение руководителем их целей и ответственности и, наконец, его поддержка. Не стоит также доверять лицам, про которых говорят и пишут, что «они всегда все могут и всегда все выигрывают». Скорее, это результат саморекламы, миф. Напротив, отдельные неудачи при их критическом осмыслении лишь побуждают юристов-профессионалов к творческому поиску лучшей организации своей работы и достижению тех результатов, которых от них ожидают. По мере накопления опыта правовое обеспечение деятельности энергетического предприятия может и должно становиться относительно менее затратным, а отдача от него – больше.

В типовом случае целесообразно собрать всех штатных юристов энергетического предприятия в рамках одного подразделения. Это позволяет всегда сохранять объективность правового анализа, добиваться соблюдения высоких стандартов качества, подтягивать молодых юристов до уровня старших и опытных, упростить и удешевить профессиональную переподготовку, сформировать общую информационную базу, облегчающую обмен знаниями, навыками и опытом. На отдельных энергетических предприятиях стратегические вопросы и (или) сделки, иначе — проекты (крупные, «штучные», например, в сфере слияний и поглощений), выполняются «продвинутыми» юристами, в то время как основная масса штатных юристов занимается текущими общеправовыми вопросами, некрупными судебными процессами и т.д.

Реализация идеи «одного окна», т.е. объединение всех штатных юристов в одно подразделение, приводит к укреплению единой команды штатных юристов. Это также облегчает работу других подразделений энергетического предприятия, которые могут заказывать в таком специализированном центре любой набор юридических услуг по проектам, не тратя времени на поиск нужных юристов по конкретному вопросу.

Один юридический центр лучше может обеспечить единообразный подход к решению повторяющихся проблем, возникающих при подготовке и реализации различными подразделениями энергетического предприятия тех или иных проектов. Безусловно, через одно юридическое «окошко» легче избежать дублирования усилий и снизить таким образом административно-хозяйственные и иные расходы. Но и недостатки монополизма, претензии на абсолютную истину одного юридического подразделения также хорошо известны.

В рамках юридического подразделения энергетического предприятия обычно есть определенное разделение между сотрудниками в области сопровождения корпоративных проектов, договорной и претензионно-исковой работы. Например, судебными делами на сумму до определенного предела могут заниматься штатные юристы, а свыше нее — внешние консультанты. Юридическое подразделение при этом ведет мониторинг всех судебных дел, в которых участвует энергетическое предприятие, в том числе в лице своих филиалов или дочерних обществ, и может подключаться к их сопровождению на любом этапе. Определенное разделение возможно и при подготовке и заключении сделок. В этом случае разделение происходит по ряду факторов — юрисдикции контрагента, сумме сделки, права, которому подчинен договор, а также с учетом ряда других обстоятельств. С другой стороны, некоторую часть работы по правовому обеспечению вообще нельзя передоверять внешним консультантам, например, контроль за реализацией сделок с акциями и долями участия в дочерних и зависимых обществах.

Штатные юристы, конечно, не должны самоустраняться от участия в подготовке и реализации проектов (стратегических вопросов, сделок), определяющих деятельность энергетического предприятия, не должен ограничиваться выдачей доверенностей, визированием договоров, мелкими судебными делами и наймом внешних консультантов. Важно, чтобы штатные юристы сопровождали весь проект от начала до конца, а не просто отвечали на отдельные поручения руководства; знали все его детали, а не визировали уже готовые документы и договоры на завершающем этапе. Это позволяет штатным юристам активно влиять на проект уже на стадии формирования концепции будущей сделки (совокупности договоров), когда цена ошибки особенно высока. Такой подход наряду с пользой для дела делает работу штатных юристов по правовому обеспечению деятельности энергетического предприятия более осмысленной.

Проектный подход требует принятия штатными юристами идеологии, основанной на отказе от пассивного визирования документов и договоров. Штатные юристы при ориентации на проектный подход становятся активными участниками группы сотрудников, вовлеченных в проект. Они разделяют ответственность за его успех, а не просто отвечают за правильно составленный меморандум (заключение) о его рисках. Если штатные юристы не находятся внутри проекта и не знают его в деталях, они не смогут привнести в него свою «добавленную стоимость» и их профессиональная задача останется не выполненной. Однако первоначально действительно сложно искоренять психологию наблюдателя, заставляя штатных юристов думать инициативно и работать «на опережение».

Сотрудники энергетического предприятия, ведущие проект, могут утверждать, что «они все уже решили, а задача штатных юристов все правильно записать и оформить». Обычно же это означает, как показывает практика, что на самом деле многое еще окончательно не решено, а исчерпывающее представление о структуре будущей сделки вообще отсутствует. Миссия штатных юристов в такой ситуации быстро вникнуть в проект, рассмотреть предлагаемую структуру будущей сделки, дать необходимые комментарии, а если нужно, сказать твердое «нет», предложив другой вариант. Если с течением времени руководство перестанет воспринимать штатных юристов как просто «юридических оформителей», увидит перед собой ценных «советчиков», даст понять, что прислушивается к их мнению штатные юристы смогут предлагать энергетическому предприятию все новые способы структурирования будущих сделок, реализующих проекты. И это будет означать профессиональный успех. Главная его предпосылка — время. Чем раньше штатных юристов привлекают к проекту, тем лучше он готовится и реализуется, не говоря уже о том, что возникает меньше рисков.

Нет сомнений, что к внешним консультантам нужно обращаться тогда, когда сами штатные юристы не могут выполнить задачу, стоящую перед энергетическим предприятием. Невозможность выполнить задачу силами штатных юристов часто связана с требованиями, предъявляемыми рынком, внешними и внутренними контрагентами. При обращении к внешним консультантам очень важна четкая постановка задачи. В противном случае высока вероятность того, что предприятие не получит необходимого результата (с первой попытки) и будет вынуждено нести дополнительные расходы, которых можно было избежать. Выбор между российскими и западными юридическими фирмами на самом деле лишь выбор специализаций и (или) подбор фирмы, соответствующей требованиям, предъявляемым задачей внешними и внутренними контрагентами, тем более, что реально в западных юридических фирмах «западные» на российском направлении лишь имена, а юристы все равно российской школы и с русским языком. У российских юридических фирм есть свои сильные стороны, у западных — свои. Поэтому трудно найти объективные критерии для их сравнения.

Стоит заметить, что функциональная специализация штатных юристов содержит в себе встроенный риск, поскольку энергетическое предприятие при этом попадает в определенную зависимость от знаний, навыков и опыта конкретных сотрудников. Поэтому помимо стимулов важно предусмотреть страховку на случай потери ведущего специалиста, например, создавать «пары» или «тройки» по каждому направлению работы. Первым в паре или тройке должен находиться ведущий специалист в конкретной области. Ему по всем вопросам помогает второй специалист, который хотя и обладает меньшим опытом, но может со временем стать первым. В тройке первым двум помогает молодой специалист — начинающий юрист. Ведущие и старшие юристы обязаны тратить часть своего времени на обучение, «натаскивание» других участников пары или тройки. Такая организация работы создает определенную стабильность всей системы юридического подразделения и страхует энергетическое предприятие от негативных проявлений человеческого фактора. Ключ к преодолению незаменимости и разобщенности — командный подход.

Во многих энергетических предприятиях внедрение командного подхода в работу штатных юристов осложнено конфиденциальностью выполняемых поручений и (или) разбросанностью юристов по разным территориям (например, ОГК, ТГК, МРСК). Одна группа штатных юристов не обладает полнотой информации о том, над чем работают другие. Это препятствует распространению знаний, навыков и опытаи приводит к формированию отдельных, не связанных между собой «островков истины».

Такая ситуация ущербна, поскольку не позволяет создать единое информационное пространство для штатных юристов (базы данных энергетического предприятия) и препятствует повышению стандарта качества правового обеспечения. Между тем в большинстве случаев широкое и полное информирование всех штатных юристов может осуществляться без ущерба для конфиденциальности. Кроме того, при обеспечении функциональной специализации по тем или иным вопросам командный подход предполагает подключение к работе над большинством проектов штатных юристов разных направлений (корпоративных, налоговых, договорных и др.). Каждый может учиться на примере других и получать те самые «неформализованные знания», которые нельзя получить из учебников. Внедрение командного подхода позволяет создать благоприятные условия для распространения знаний, навыков и опыта в рамках юридического подразделения как по вертикали, так и по горизонтали.

При правильном культивировании командной атмосферы и создании «критической массы» (обширной базы данных) это приводит к образованию в рамках юридического подразделения интеллектуального центра, и база данных из чисто количественной категории переходит в качественную. И тогда даже начинающие юристы будут видеть всю картину целиком, а не только свой узкий участок. Это позволит снизить и затраты на внешних консультантов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.