Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Эволюция журнальной формы на рубеже XIX—ХХ вв.




 

Характерная черта нашей отечественной журналистики наличие в ее системе особого типа журнала, так называемого «толстого ежемесячника», значительно отличающегося от иностранной журнальной прессы и по своему характеру, и по структуре отделов. Сложившийся в специфических условиях России, с ее огромными территориями, удаленными друг от друга культурными центрами и плохо развитыми коммуникациями, именно этот тип издания на протяжении всего девятнадцатого века служил почти единственным источником информации не только о злободневных событиях, но и о состоянии промышленности, сельского хозяйства, наук, художеств и литературы. Толстый ежемесячник, выписываемый на год за сравнительно небольшую плату, по сути заменял для провинциального читателя сразу три типа издания научную энциклопедию, литературный сборник (значительную часть журнала составляли художественные произведения) и общественно-политическую газету. Получаемые раз в месяц толстые тома (от 300 до 500, а иногда и более страниц) способны были заменить массу газет и литературных произведений, удовлетворив и тягу к чтению, и информационный голод. Издания обо всем и для всех, как позиционировали себя толстые журналы энциклопедического направления, позволяли российскому читателю также «следить за умственной жизнью всего человечества» (В.И.Ленин), что тоже было немаловажно.

Этот тип периодического издания, лидировавший в ряду других российских изданий на протяжении всего девятнадцатого века, продолжал оставаться самым влиятельным периодическим органом печати и в ХХ веке по нескольким причинам:

Во-первых, это было обусловлено устоявшимися пристрастиями российской читательской аудитории, привыкшей к подобному типу издания за почти столетнюю историю развития журналистики.

Во-вторых, сказывалась специфика общественно-политической жизни России начала ХХ века, значительно усложнившейся в предреволюционный период, когда именно толстый журнал с его ярко выраженной аналитичностью способен был удовлетворить потребность общества в широком обобщающем освещении событий и явлений. Именно эта причина позволила толстому журналу «обычного русского типа», как его называли журналисты, выжить и в этот сложный период российской истории и журналистики, более того практически сохранить свою классическую форму. По классическим образцам в начале ХХ века продолжали издаваться, например, такие журналы, как «Вестник Европы», «Русская мысль», «Современный мир», «Мир божий», «Жизнь», «Образование» и др. В этот период они приобретают характер скорее элитарного издания, нежели журнала «для всех». Издаются они для малой части образованной публики аристократии, состоятельной интеллигенции, представляют качественные, серьезные, солидные издания. Даже реклама, помещенная здесь, носит оттенок элитарности: продукция, которая рекламируется на рекламных листах, представлена товарами качественными, эксклюзивными и дорогими: это книги в роскошных переплетах, фирменные средства по уходу за собой, патефоны, механические пианино, редкие меха, минеральная вода и т.п. продукция, доступная лишь состоятельным господам и дамам. Она выносится за границы издания (печатается либо до титульного листа, либо в конце журнала), выделяется другим, нежели у основного текста, цветом этим словно бы подчеркивается ее инородность.



Итак, толстый ежемесячник все еще продолжает занимать свою нишу в системе российской периодики, но он заметно потеснен другими типами издания. Ослабление его роли в журналистике было вызвано несколькими причинами.

На рубеже веков существенно усложняется общественная жизнь, возникает множество течений и литературных, и социальных, и художественных. Само время заставляет читателя быстрее ориентироваться в ситуации. А из-за своей редкой периодичности, а, следовательно, медлительности, толстые журналы не успевают отслеживать быстро меняющуюся действительность, значительно теряют в актуальности. Как итог стремительный рост газет, как основных поставщиков информации, и развитие другой журнальной формы так называемого еженедельного тонкого журнала, представляющего собой, по меткому определению одного из журналистов рубежа веков, «компромисс» между толстым журналом в его классических формах и общественно-политической газетой.



Были и другие причины падения престижа журнала «обычного русского типа».

Толстый журнал при всей его универсальности уже не удовлетворял всем требованиям аудитории. Научно-технический прогресс на рубеже веков, а также значительная дифференциация наук, внимание к естественнонаучным дисциплинам математике, химии, медицине и т.п. вызвали небывалый интерес к научным проблемам. Это не могли не заметить редакции толстых еженедельников. Они, как могли, пытались удовлетворить новый запрос читателя, но вынуждены были уступить эту сферу специализированным изданиям для читателей-специалистов и научно-популярным для менее подготовленной публики, таким, например, как «Вестник знания», «Знание для всех», «Вестник и библиотека для самообразования», «Вокруг света», «Природа и люди» и др.

Еще одна особенность исторической ситуации на рубеже XIXХХ веков отразилась на судьбе русского журнала значительное обострение борьбы между различными литературными и художественными течениями, направлениями и школами, как правило, имеющей большой общественный резонанс. Возросший интерес к искусству в российском обществе требовал основательной проработки проблем эстетики, серьезной постановки вопросов, касающихся как развития отечественного искусства, так и особенностей русской литературно-художественной критики, а также постоянного освещения в прессе таких специфических видов искусства, как балет, живопись, театр, оперное искусство и др., находящихся в этот период на пике своей популярности, благодаря новациям и «чернильным войнам». Такая задача была не по силам толстому журналу с его энциклопедичностью, а, следовательно, размытостью тематики. Ее выполнение взяли на себя специально созданные музыкальные, театральные и художественные журналы, выделившиеся в особый отряд российской печати так называемые журналы-манифесты.

Еще одной причиной снижения популярности толстого журнала, львиную долю которого составляла беллетристика, стало появление огромного количества дешевых книжных изданий, буквально заполонивших рынок. Альманахи, тома «Дешевой библиотеки», бесплатные приложения к изданиям в виде полного собрания сочинений как российских, так и зарубежных писателей, свели на нет значение беллетристического отдела толстого журнала как правило, ранее самого читаемого. Отделы прозы теперь появились даже в газетах.

Итак, само время и изменившиеся запросы читателя, которые теперь не мог удовлетворить толстый журнал в своей классической форме, привели к значительной трансформации самой формы российского журнала.

На смену толстому ежемесячнику пришел тонкий еженедельник.

Газета «Современная жизнь» назвала их «компромиссом» между двумя типами издания: ежедневной газетой и толстым ежемесячным журналом. И это было действительно так: такой журнал гораздо быстрее, нежели громоздкий, неповоротливый, но солидный толстый журнал, откликался на текущие события, причем делал это гораздо основательнее, серьезнее, чем газета.

Такой тип издания очень быстро завоевал журнальный рынок России. К 1913 году тонкие еженедельники составляли почти треть всей системы русской журналистики.

Постепенно выработалась форма подобного издания. Это был тонкий журнал в 50-60 страниц (самый популярный журнал «Нива» был еще тоньше 16 страниц!). Обязательными для него были следующие структурные элементы: 1)обзоры компилятивного характера по различным общественно-политическим или социальным вопросам, 2)обязательный отдел беллетристики (как правило, это были произведения «легких» жанров, предназначенные для развлечения), 3)большое количество иллюстративного материала (рисунки, жанровые картины, фоторепортажи, портреты, репродукции, карикатуры и т.д.). Отбор материала и характер подачи информации во многом зависел от целевого назначения изданий и от состава их читательской аудитории.

Это были самые разные издания, дифференцированные в зависимости от возрастной категории читателей (детские, юношеские журналы), их профессиональных интересов и индивидуальных запросов (научно-популярные, сатири-ческие, специализированные и др. издания).

У еженедельников, в отличие от толстых журналов, была невысокая цена (4-5 рублей в год) и большое количество приложений.

 

Общий вывод по теме.Эволюция журнальной формы, начавшаяся еще в шестидесятые годы девятнадцатого века, в начале нового столетия стала естественным следствием развития самой журналистики, социальных изменений в обществе, спровоцировавших интерес именно к тонкому еженедельнику как типу издания, а также изменившимися запросами массовой читательской аудитории.

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Назовите причины снижения популярности толстого журнала в начале ХХ столетия.

2. Какие факторы способствовали количественному росту еженедельных журналов в России?

3. Чем тонкий еженедельник отличается от толстого журнала «обычного русского типа»?

4. Какова роль толстого ежемесячника в системе журналистики начала ХХ века?

5. По каким характерным признакам дифферен-цировались тонкие еженедельники?

Литература

 

1. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX начала XX века. 18901904. М., 1982. С.129178.

2. Махонина С.Я. Эволюция русских журналов // Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (19051914). М., 1991. С.92114.

3. Она же. История русской журналистики начала ХХ века. М., 2002.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал