Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конца XIX – начала ХХ вв.






В отличие от западной журналистики, которая была порождением рынка и его верной союзницей на протяжении всей своей истории, российская печать только в конце двадцатых годов девятнадцатого века стала испытывать воздействие частного капитала. До этого периода она скорее была пропагандистским инструментом, нежели средством получения прибылей. Издательской деятельностью занимались, как правило, представители дворянского сословия, руководствуясь высокой целью просвещения и идейной консолидации российского общества. Даже реклама, извечная спутница западной журналистики, не могла пробиться сквозь препоны российского законодательства и оказать свое коммерциализирующее воздействие на частную российскую печать вплоть до 1862 года, когда было наконец-то получено разрешение на печатание рекламы в частной журналистике.

Коммерциализация российской печати в 1820 1830-е гг. началась с вполне безобидных процессов. Установление таксы на все виды литературного труда способствовало притоку в журналистику молодых талантливых писателей и журналистов, забота о коммерческой выгоде изданий стала заставлять редакторов и издателей искать новые и порой весьма эффективные средства привлечения и удержания подписчиков, что не могло не сказаться на массовизации российской печати в это время и тогда это было отрадным явлением, поскольку вовлекало в сети журналистики все больше и больше читателей, а, следовательно, и потенциальных ее поклонников (и сторонников), активно интересующихся новостями общественной жизни. Таким образом расширяя информационное пространство, журналистика подспудно формировала гражданскую культуру общества в целом. Капитал тогда еще не начал своего разрушающего воздействия на печать поскольку была сильна оппозиция «торговому направлению» в журналистике, представленная сначала именами Пушкина, Дельвига, Вяземского, Надеждина, а затем Герцена, Майкова, Белинского, Некрасова и др. Конечно, неизбежным следствием начавшейся капитализации стали мелкотемье, установка изданий на развлечение, но по большому счету это не было губительно для журналистики.

Иной стала ситуация в печати на рубеже XIX ХХ веков. К этому периоду завершился процесс капитализации российской журналистики. Практически вся литературно-издательская деятельность становится видом предпринимательства, базирующемся на капиталистических отношениях. Журналистика оказывается в кабальной зависимости от частного капитала. Причиной этого были объективные экономические условия, под воздействием которых развивалась печать:

во-первых, сказалось значительное удорожание бумаги из-за резко возросшей конкуренции в издательском деле. (Значительно разросшаяся система печати за счет специализированных изданий самого разного назначения научно-популярных, медицинских, педагогических и т.д., а также существенно возросшие нужды издательств, выпускающих дешевые издания миллионными тиражами, резко увеличили потребность в бумаге, что сразу же сказалось на ее стоимости).

Во-вторых, усложнение ситуации в издательском деле было вызвано серьезной необходимостью замены всего типографского оборудования в связи с переводом техники с пара на электричество и приобретением новой множительной аппаратуры, во много раз превышающей прежние мощности, чтобы обеспечить постоянный рост тиражей изданий. Нужно было оплачивать услуги информационных агентств, телеграфа и телефонной связи для беспрепятственного притока свежей информации, выплачивать значительные гонорары известным журналистам, чтобы обеспечить устойчивый интерес читателя к изданию, и др.

Все это не могло не сказаться на значительном удорожании процесса производства печати, требовало колоссальных затрат.

Теперь даже редакции самых известных газет не в состоянии обойтись собственными средствами. На базе издательств организуются паевые товарищества. Одной из первых такое товарищество организовала редакция газеты «Русские ведомости» одной из самых крупных и авторитетных газет этого периода. Соболевский, ее владелец, предложил десяти ведущим журналистам издания образовать паевое товарищество для продолжения издания; его предложение было принято, но даже в этом случае нужной суммы собрать не смогли и редакция вынуждена была обратиться за поддержкой к железнодорожному магнату Фон Мекку. Такие паевые товарищества среди журналистских коллективов не были редкостью, многие из них существовали совсем недолго, выживали лишь те, которые создавались на базе изданий, имеющих репутацию, а, следовательно, и подписчиков, и рекламу.

Все это, в конечном счете, и приводит к тому, что печать сама становится сферой предпринимательства, которая живет по особым капиталистическим законам. Она нацелена на прибыль, она живет за счет прибыли, оказавшись в кабале экономической зависимости.

Многие редакции вынуждены были вступать в новые грабительские экономические отношения с издательствами. Чтобы выжить в сложившихся условиях, журналисты обращаются за финансовой поддержкой к представителям крупного капитала, сами становятся членами экономических сообществ. Журналистика с каждым годом все больше попадает в зависимость от крупного капитала от банкиров, от расположения которых зависит, получит изданий кредит или нет, от крупных предпринимателей, выкупающих значительные пакеты акций или дающих субсидии, составляющие львиную долю средств, потребных на издание газеты или журнала. Свободных от воздействия капитала изданий очень мало, да и никакого воздействия на общество они не оказывают, поскольку не имеют авторитета (это, собственно, и спасает их от внимания капиталистов-предпринимателей, привлеченных быстрым получением прибылей или заботящихся о повышении собственного общественного авторитета).

Такая тотальная капитализация печати была вызвана не одними только экономическими причинами.

Не мог не сказаться и тот значительной интерес, который начинают испытывать по отношению к журналистике представители крупного капитала, капиталистические сообщества, которые теперь, как никогда, нуждаются в печатной поддержке. (На рубеже веков идет двусторонний процесс: журналистика нуждается в притоке капитала, капиталисты, в свою очередь, нуждаются в журналистике).

Чем был обусловлен интерес предпринимателей? Отнюдь не только желанием заработать на журналистике.

1.Усиление конкуренции во всех отраслях производства, усложнение взаимоотношений между различными группами предпринимателей, между капиталистами, с одной стороны, и правительством с другой, а также необходимость своевременной и полной информации о политике власти, о состоянии промышленности, о развитии рынка приводят к тому, что российские фабриканты все настоятельнее ощущают необходимость в подконтрольной печати, которая бы не только целенаправленно отслеживала всю необходимую информацию, доводя ее до сведения всех членов того или иного сообщества, но и последовательно защищала их интересы.

2.Зависимые органы печати нужны коммерсантам для усиления своего влияния на рынке, для укрепления чувства корпоративной солидарности, воздействия на правительство и общественное мнение прежде всего, для того, чтобы поднять престиж своих организаций и предприятий с целью увеличения доходов, получения гарантированных ссуд, льгот, концессий и т.д.

3.Немаловажным фактором было и желание наиболее авторитетных членов сообщества значительно повысить свой общественный авторитет с целью получения выгодных мест в органах местного самоуправления, а затем, в 1905 1907 гг., когда в России сформируются легальные партии, для успешного участия в выборах в Государственную Думу.

С помощью каких средств капиталистические сообщества добивались воздействия на прессу?

Одна из форм такого влияния на печать со стороны частного капитала субсидирование уже имеющихся изданий. Она использовалась, начиная с 60-х годов XIX века и в конце этого столетия продолжает оставаться одной из самых активных форм руководства печатью. Известно немало примеров, когда крупные промышленные объединения или отдельные предприниматели выплачивали крупные денежные средства для финансовой поддержки отдельных органов печати. Так, например, от коммерсантов зависело издание газет «Русь» (1880 1886), «Русское дело» (1866 1910) и «Русский труд» (1896 1897), одной из самых влиятельной московских газет «Голос Москвы», которую поддерживала группа русских промышленников во главе с фабрикантом Морозовым. По свидетельству В.Гиляровского, крупную сумму дал редакции газеты «Русские ведомости» уже упоминаемый мною В.К. Фон Мекк, председатель правления московско-рязанской железной дороги, и тем самым помог газете пережить тяжелое время. Таких примеров частнокапиталистических вложений в печать можно привести множество.

В начале ХХ века участие капитала в прессе характеризуется значительным увеличением вложенных средств. Так, например, известно, что в 1917 году на субсидирование газеты «Русская воля» было ассигновано 5 миллионов рублей небывалая до той поры сумма! «Опекунами» газеты оказались три банка Международный коммерческий, русский для внешней торговли и Санкт-Петербургский учетный, контролировавшие 43 крупнейших предприятия горнозаводской, металлообрабатывающей и электрической промышленности. Крупнейшие частные банки приобретают контрольный пакет акций таких известных газет, как «Новое время» и «Биржевые ведомости».

 

Итак, субсидирование изданий продолжает оставаться одной из важных форм воздействия на печать, используется как средство удержания ее под своим влиянием.

 

Но начиная с 80-х гг. эпизодическое использование в собственных целях «общей» печати уже не устраивает предпринимателей. Промышленные объединения нуждаются в более выверенной, массированной атаке на общественное сознание, на конкурентов и правительство. Новый уровень общественно-экономических отношений провоцирует коммерческие союзы на создание собственной специализированной корпоративной печати. Появляются новые печатные органы отраслевого характера, главной задачей которых являлась защита корпоративных интересов, повышение авторитета той или иной промышленной организации.

В этот период деловая частная печать представлена двумя типами изданий. К первому типу относятся специализированные частные органы печати научного характера, издающиеся на коммерческие средства и служащие благой цели способствовать пропаганде новых открытий в тех областях науки, которые можно с успехом использовать для повышения производительности труда, обеспечения безопасности производства. Как пример таких изданий могут рассматриваться «Нефтяное дело» газета Совета съезда нефтепромышленников, издаваемая в Баку, «Вестник рыбопромышленности» орган Российского общества рыбоводства и рыболовства, и другие. Это были серьезные издания, в которых печатались статьи ведущих специалистов и ученых, часто сопровождаемые рисунками, схемами, графиками и чертежами.

Второй тип деловых изданий был представлен специализированными газетами и журналами с более широкой программой. В них рассматривались не только научные и технические узкоспециальные вопросы, но и освещалась деятельность отдельных предприятий, большое внимание уделялось проектам законов о фабрично-заводском труде, политике правительства в отношении той или иной отрасли. Именно их мы и можем рассматривать как собственно корпоративные деловые издания.

Примерами таких органов печати могут считаться «Известия Российского общества винокуренных заводчиков», «Известия общества заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района», «Писчебумажное дело» журнал Союза писчебумажных фабрикантов России, «Горнозаводское дело» (затем «Южнорусский горный листок») периодический орган Совета съезда горнопромышленников Юга России, «Известия общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности» (Москва), «Вестник сахарной промышленности», издававшийся Всероссийским обществом сахарозаводчиков в Киеве, и другие.

Как видим, издателями этих органов печати являются не отдельные частные лица, не правительственные организации, как это было ранее, а капиталистические сообщества, организованные либо по отраслевым (Союз рыбопромышленников России, Российское общество рыбоводства и рыболовства и др.), либо по коммерческим интересам (например, Общество заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района).

Все эти издания имели еще одно существенное отличие, которое и позволяет выделять корпоративную печать в особый отряд российских СМИ. Это отличие в явной ангажированности тех газет и журналов, которые издавались на деньги сообществ дельцов-капиталистов.

Такая печать содержала очень нужную для предпринимателей коммерческую информацию и вела успешную протекционистскую политику в интересах общества-издателя. Так, задачей газеты «Известия общества заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района» было воздействие на членов правительства и чиновников соответствующих ведомств (им издание рассылалось бесплатно) с целью добиться преимуществ предприятий-членов представленного газетой сообщества при распределении электроэнергии, топлива, сырья или вагонов для перевозки грузов по железной дороге, убедить правительство в необходимости поддержать российскую красочную, химическую и фармацевтическую промышленность (в союз входили и подобные предприятия), увеличив размер таможенных заградительных пошлин, препятствующих проникновению в Россию западной продукции; ходатайствовать о распределении казенных заказов на те или иные виды товаров «преимущественно между русскими заводами, не отдавая их за границу». В годы первой мировой войны газета освещала усилия Общества «о приравнивании машиностроения в смысле обеспечения рабочими, подачи вагонов, подвоза сырья и отправки машин» к предприятиям, работающим для военных нужд, об освобождении всех служащих подотчетных предприятий от платежа личного пропорционального промыслового налога за 1914 и 1915 гг. Подобной политики придерживались и другие издания крупных экономических сообществ.

В целом для частных деловых изданий начала ХХ века характерны следующие типологические черты:

1)в роли издателя-учредителя выступали капита-листические сообщества; чтобы избежать случайностей и обеспечить реализацию последовательной, выверенной в интересах сообщества редакционной политики, в качестве неофициального руководителя нередко выступал председатель Союза; содержание наиболее значимых номеров обсуждалось руководством организации задолго до публикации;

2)позиция этих изданий была явно тенденциозной, протекционистской, отбор материала строго регламентировался, нередко допускалась подтасовка фактов;

3) корпоративные газеты и журналы имели узкий круг читателей: ими были богатые предприниматели; редакция также бесплатно рассылала отдельные номера чиновникам, от которых зависела судьба отрасли;

4) содержание подобных газет и журналов определялось профессиональными и коммерческими интересами издателей и читателей (наблюдается достаточно жесткий тематический отбор материала): здесь печатались лишь те правительственные указы, которые касались непосредственно отрасли, полностью отсутствовала социальная и культурная информация (вопросы травматизма и плохих социальных условий на фабриках и заводах если и поднимались, то лишь в связи с обсуждением положения дел в других странах); безраздельно главенствовала коммерческая информация (котировки валют; данные, характеризующие состояние той или иной отрасли нередко, в сравнении с тем, как идут дела за рубежом; реклама);

5) находясь в полной экономической зависимости от руководителей Сообщества, журналисты вынуждены были защищать неблаговидные, негуманные меры: оправдывать введение ночных смен на фабриках и заводах, увеличение рабочих часов до 12 14 часов в сутки, признавать правомерность суровых штрафов на предприятиях за малейшую провинность, выступать против стачек и других форм борьбы рабочих за свои права писать против совести, выполняя заказ того, кто оплачивал газету или журнал.

 

Общий вывод по теме. Итак, вмешательство капитала в журналистику один из важнейших факторов ее становления на рубеже XIX—XX веков, оказавший значительное воздействие как на формирование системы российской печати этого периода, так и на ее характер.

В целом, влияние частного капитала на печать имело как положительные, так и отрицательные последствия.

Главное следствие изменение характера журналистики, ее целей и задач, превращение ее в буржуазную печать, которая отстаивает иные, нежели раньше, ценности буржуазные, индивидуалистические, частнособственнические интересы предпринимателей-капиталистов.

Но, несмотря на явную ангажированность, это была серьезная, качественная по своему характеру пресса. Она может служить явным доказательством позитивного участия журналистики в развитии общественно-экономических процессов в России начала XX века, показателем отрадного противодействия тенденции бульваризации журналистики на рубеже веков, реальным фактором сдерживания волны непрофессионализма в российской печати. Социальная роль ее не сводилась лишь к информированию аудитории о том, что происходит в сфере бизнеса; корпоративные издания объективно содействовали экономическому воспитанию аудитории, и в целом экономическому прогрессу России: воздействуя на правительство, заставляли его принимать решения, выгодные для отечественного производства. Такая печать способствовала пропаганде новых открытий в тех областях науки, которые можно было с успехом использовать для повышения производительности труда, обеспечения безопасности производства. Конечно, если рассматривать роль корпоративной журналистики в системе социальных отношений этого периода, она, естественно, выражала интересы конкретного заказчика. В этом неизбежно проявлялся ее классовый характер.

Такие же противоречия были характерны для всей журналистики рубежа XIX—XX вв. В ней еще продолжалось противоборство двух тенденций: капиталистической, нацеленной на удовлетворение частнособственнических интересов, и социально ответственной, опирающейся на извечные традиции российской просветительской печати. Правда, вторая все больше ослабляла свои позиции, уступая под натиском коммерциализированной печати. Размывание нравственной природы российской журналистики, забвение ею прежних высоких идеалов было естественным следствием внедрения частного капитала в сферу, которой изначально были присущи высокие гуманистические, пропагандистские, просветительские цели. Наверное, это неизбежное следствие капитализации, которого не удалось избежать ни тогда, в начале 20 столетия, ни сегодня в начале века двадцать первого.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите причины зависимости частной журналистики от крупного капитала.

2. Назовите способы воздействия частного капитала на российскую журналистику на рубеже XIX—ХХ веков.

3. Охарактеризуйте ведущие типы российской частной деловой журналистики начала ХХ века.

4. Перечислите основные черты деловой корпоративной печати изучаемого периода.

Литература

 

1. Частная пресса и капитал //Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905—1914). М., 1991. С.50 65.

2. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX 1914 г. М., 1984.

3. Летенков Э.В. «Литературная промышленность» России конца XIX начала XX века. Л., 1988.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.