Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное движение в Росси во 2/2 XIX – начале XX вв.: этапы, идейные направления, политические течения и организации.






Отлич чертой общест жизни Рос во 2/2 XIX в б отсутствие мощных антиправител выступлений широких масс. Крест волнения, вспых после 1861, быстро сошли на нет.

Либерализм: И/г: В совет лит-ре долго не б конкретных трудов. Воспроизводились Ленин оценки. Он писал о переходе либ-ма, @ имел прогрессивное сод-е, но поворот к реакции в 70-е гг., и контррев 1905. Он утрачивает «+» черты. С кон 60-х работы Левина и Розенталя – Либ-е явление – кризис верхов. 70-80-е изуч продолжается. Вывод о сущ класс либ-ма в 50-60 гг – дворян х-р. Буржуаз либ с 70-х. Постсовет и/г – большое кол-во статей и монографий.Шелохаев и др. – «+» рассм либ-зм, как ответ на реальность XIX в.

Класс либ – форм на протяжении бол отрезка времени. В Рос он заимствован из Фр. 1-ые либ-лы – люди 60-х (Чичерин, Кавелин). Он п/воречив. Он отрицал абсолют монархию, но не признавал суверенитета народ и др. Во 2/2 XIX превращается в нов либерализм. Он не м б демокр. Кавелин, Чичерин – идеологи. Рос не готова к конституционализму. Они п/в представит учреждения. Обоснование – гос школа - наличие сильного гос-ва и слабого об-ва. 90-е г – теоретик соц либ-ма – Новгородцев. Защищал св-ду лич-ти. Д/Рос идеал – дуалист монархия. Практический либ: становится умонастроением об-ва. Сой база: часть дворян, часть буржуазии и интеллигенции. Органы печати: «Вест Евр», «Рус мысль» Гольцева и др. Земское дв – нелегальные съезды (беседы) в к 70-х. 2/2 90-х обсуждают эк программу, ходатайства. Ответвление – неославянофильство (почвинечество) – самобыт путь. Иван Аксаков – теория об-ва. Н бросить все усилия на R об-ва, чтобы оно R органично (верхи и низы слились) + панславизм – объединение славян народов. Подчер ед-во кул, соборность коллективис начала. Некотор иссл-ли отн к консер либ. Но отл – защищает интересы об-ва, а не гос-ва. отрицат общность с путем R Зап Евр. Русская идея – понятие появ в 80е. Вл Соловьев. Особая, миссианская роль Рос во всеобщем процессе. Причина слабости: не было среднего класса

Радикалы: Фундамент идеология Просвещения. 30-60 гг вызревание. Мирная пропаганда соц идей в 30 гг – фурьеризм. С 40-х – начало форм комплекса идей – «рус социализм» - после евр рев (Герцен). Этапы: 1. 60-е – складывание рев-дем идеологии и созд тайных разночинских кружков; 2. 70-е – оформление народнической доктрины, особ размах агитационной и террорист д-ти орг рев народников. 3. 80-90 гг – активизация либ народников и начало распр марксизма, на осн @ были созд 1е соц-дем гр. В сер 90-х ослабление популярности нар-ва и непродолжит период увлечения Марк идеями демо-ки настроен интеллигенции.

В 60 гг сложилось 2 центра радикального напр: «Колокол» Герцена в Лондоне (теория «общинного соц-ма») и «Современник» Чернышевского (он мечтал о соц по опыту евр модели R). «Земля и воля» (1861 – 64) б 1ой наиб круп рев-дем орг. Соц база: чиновники, офицеры, студенты. На руб 60-70 на осн идей Чернышевского и Герцена оформ народничес идеология. Народники – осн идеи: капитализм в Рос насаждается «сверху» и на рус почве не имеет соц корней; буд страны в общинном соц-ме, т к крне м воспринять соц идеи; преобразования д осущест рев методом, силами кр-ва, рук-го орг рев-ров. Бакунин (бунтарское или анар) – рус кр-н по природе бунтарь и готов к рев. Задача интеллигенции – разжигать народ бунт. Раасс г-во как инструмент несправдливости и угнетения. Его н уничтожить – созд федерацию самоуправ своб общин. Лавров не считал народ готовым к рев. Гл – пропаганда с целью подготовки кр-ва. «Разбудить» кр-н д.б передовая инт-ция. Ткачев – к рев не готовы. Но рус народ «коммунист по инстинкту», его не н учить соц-му. Узкая гр профес заговорщиков, захватив гос власть, быстро вовлечет народ в социалист переустройство. →»Хождение в народ». Неудачно. Учелевшие участники «хождения» образовали нов тайную орг, с 1878 г. «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществ соц рев путем свержения самодержавия, передачи всей земли кр-нам и вв «мирского самоуправления» в деревне и городах (Плеханов, Михайлов, Фигнер) 2 «Хождение в народ». После покушения Засулич, @ б оправдана. Часть народников вернулась к идеи террористич б/бы. К этому их побуждали и прав репрессии→ раскол: «Черный передел» и «Народная воля». «ЧП» (Плеханов, Засулич, Дейч) 1879-81. Они сохр верность осн принципам «Земли и воли» и агитационно-пропаган методам. «НВ» 1879-81 (Желябов, Михайлов, Перовская). Разочарование в рев потенциале народ масс. Гл задача – б/ба с г-вом (подготовка полит переворота, сверж самодер, созыв Учр собрания, установление дем строя, уничтож част соб-ти, передача кр-нам земли)→ ряд террорист акций. Репрессии+разочарование в кр-ве=раскол в радикальном дв: 1. приверженность кр соц-му. 2. в пролетариате – гл сила прогресса. Группа «Освобождения труда» Бывшие участники «ЧП» обратились к марксизму. Полный разрыв с народничеством. В Рос 1883 – 92 образовалось нескол-ко Марк кружков (Благоева, Федосеева). Изуч Марк-ма и пропаганда его в среде рабочих

Особенность рос либерализма: его дворянский х-р из-за полит слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами. Их объединяла боязнь народного бунта и дейс-й радикалов.

Интеллигенция: как особый соц слой появ-ся в 30-40е гг19в. Начиная с эпохи реф-м она стан-ся 1 из гл действующих сил истории. Роль велика в процессе дем-ции к-ры, развития областей. Термин появился в 60г(Боборыкин). В Рос И–особая общественная сила. И –идеологическая, а не профессиональная или эконом группа. Разночинная И. Основная черта И – радикализм, к-ый прояв-ся в противостоянии с гос вл. Но рад-зим выр-ся не только в рев максимализме. Особенность самосознания И – отщепенство, порожденное ее соц изолированностью, внесословностью. И ощущала свой разрыв с народом и пыталась преодолеть путем служения ему. В разночинной среде возникла идея неоплатного долга перед народом. С И связано развитие народного образ-ия, просвещения и науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.