Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комедиография Д. И. Фонвизина






Творческий путь писателя-сатирика (1745–1792). «Сатиры смелый властелин», «друг свободы» (А. С. Пушкин). Учеба в университетской гимназии и Московском универси­тете. Личная близость с М. Херасковым и А. Сумароковым. Перевод «Басен нравоучи­тельных» Л. Гольберга («Осел-дворянин», «Хамелеон и кошка»). Сотрудничество с театральным кружком И. П. Елагина. Первые переводные драматургические опыты. Сближение с Ф. А. Козловским и кружком вольнодумцев, поклонников Вольтера. Басня «Лисица-казнодей» и сатира «Послание к слугам моим –– Шумилову, Ваньке и Петрушке». Тираноборческий и антиклерикальный пафос произведений. Идеи «богохулия и кощунства»: философия случайности и игры, мир как «театр марионеток», отрицание Божественного промысла. Успех комедии «Бригадир» (1769). Публицистический цикл «Письма из Франции» (1777–1778). Причины отрицательного отношения к Франции и европейскому Просвещению. Постановка «Недоросля». Составление «Рассуждения о непременных государственных законах» и некролога «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина» (1783). Работа в Российской Академии по составлению толкового словаря рус­ского языка. Участие в журнале «Собеседник любителей российского слова». Цикл сати­рических произведений: «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных лю­дях особливое внимание», «Опыт Российского сословника» и «Всеобщая придворная грамматика». Повесть «Каллисфен» (1786), ее философско-аллегорический смысл и автобиографический подтекст. Разочарование автора в просветительских иллюзиях. Переход от «душистой мо­рали оптимистов» (В. Ключевский) к пессимистической философии. Замысел журнала «Друг честных людей, или Стародум». Мемуарно-автобиографическая книга «Чистосер­дечное признание в делах моих и помышлениях» (1791). Проблема жанра. Ориентация на библейскую традицию и «исповедь» Ж.-Ж. Руссо. Покаянные мотивы, «испытание моей совести». Причины пересмотра взглядов на природу сатирического творчества. Духовный кризис писателя-сатирика.

«Бригадир» (1769) как первая в русской литературе сатирико-бытовая, нравоучитель­ная комедия, «в наших нравах первая комедия» (Н. Панин). Значение вводной авторской ремарки к первому акту комедии. Новаторство сюжетосложения. Приемы комического шаржирования. Средства психологического самораскрытия персонажей. Мотивы уподобления человека животному. Использование жаргонной фразеологии в создании язы­ковых масок. Особый идейно-композиционный статус образа бригадирши Акулины Тимофеевны: «Бригадирша ваша всем родня» (Н. Панин). Соотношение в художественном методе комедиографа схематизма и индивидуализации. Проблема «просветительского реализма». Реализация нравственного идеала в речах поло­жительных героев-резонеров. Идея воспитания в пьесе.

«Недоросль» (1781) как образец «истинно общественной комедии» (Н. В. Гоголь). Идейный замысел произведения. Опыт исторического объяснения учебной пьесы (В. О. Ключевский): значение цар­ских указов 1714, 1736 гг. и манифеста от 18 февраля 1762 г.; роль учения в жизни дворянского недоросля, формы и сроки дворянской службы; антиекатерининский политический подтекст комедии. Проблема истинного воспитания и просвещения, представление о достоинстве и чести дворянина. Реальная картина оскотинивания русского дворянства. Упо­добление общественного зла (или «злонравия») болезни и пути его исправления. Двуплановость идейного замысла комедии. Комедийно-сатирический и идеально-утопический уровни художественной структуры. Оппозиция отрицательных и положительных персонажей. Приемы гротесково-натуралистической сатиры и морально-философской публицистики. Поэтика говорящих фамилий. Система зооморфных сравнений, их роль в идейной структуре пьесы. Просветительский антропологизм художника. Контрастная композиция и параллелизм двух «сюжетных» структур. Ситуация экзамена в пьесе. Переплетением комического и тра­гического начал в финале. Проблема творческого метода: соотношение в нем классицистических принципов и тенденций просветительского реализма. Схематизм и индивидуализация в обрисовке комических персонажей. Роль Фонвизина в развитии русской сатиры и комедиографии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.