Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэзия Г. Р. Державина






Творческий путь Г. Р. Державина (1743–1816). Происхождение поэта. Отражение ро­довой генеалогии в опыте индивидуальной поэтической мифологии. Образ лирического героя, его автобиографическое обоснование: стихотворения «Храповицкому», «Тончию», «Признание», иронический автопортрет «Привратнику». Основные вехи биографии. Служба солдатом в Преображенском полку. Первые поэтические опыты – книга «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года». Женитьба на Екатерине Яковлевне Бастидон. Стихи к «Пленире». Участие в кружке Н. Львова (знакомство с В. Капнистом, И. Хем­ницером, М. Муравьевым). Судебный процесс в связи с покушением на власть наместника. Должность секретаря императрицы. Ироническая надпись «На птичку» (1793). Отставка и жизнь в имении Званка. Выход в свет сборника «Анакреонтические песни» (1804). «Примечания на сочинения Державина» (1805). Теоретический трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1811). Автобио­графические записки. Сближение с архаистами. Участие в кружке «Беседа Любителей Российского слова». Смерть поэта.

Одическая поэзия. Первые значительные произведения 1779 г.: «На рождение в Севере порфирородного отрока», «Ключ». Идея царской добродетели («Будь на троне человек!»). Ода «Фелица» (1782). Пути достижения счастья. Сочетание апологии (образ Фелицы) и юмора (собирательный образ мурзы). Автобиогра­фическое начало в оде «Видение мурзы» (1784). Обожествление образа императрицы. Взгляд на поэзию как на «вышний дар богов». Учительный характер оды «Изображение Фелицы» (1789). Утопическая программа идеального правителя. Макаронический стиль оды «На счастие» (1789). Прием самоиронии. Идеальный образ героя кн. Н. Репнина в стихотворении «Памятник герою». «Вельможа» (1794) –– соединение смелой политической сатиры и утопического идеала. Контрастное противопоставление образов героев, две концепции жизни в оде «Водопад» (1794). Аллегорический характер стиля. Оссианический фон. Обстоятельства создания и публикации стихотворения «На возвращение графа Валериана Зубова из Персии» (1797). Новаторство проблематики и ритмической организации стихо­творения «Снигирь» (1800).

Духовная и философская лирика. «На смерть кн. Мещерского» (1779). Учет традиции «ночной» поэзии Юнга и од Клопштока. Идея всемогущества смерти и эпикурейские мотивы оды. Ода «Бог» (1784) как опыт поэтического богопознания. Философия человека. Спор с идеями французского материализма. Новозаветная проблематика оды «Христос». Критика земных царей в преложении псалма 81 «Властителям и судиям» (1787). Библейская фантастика в преложении псалма 103 «Величество Божие» (1789). Тема смерти и бессмертия: «На смерть графини Румянцевой», «Памятник», «Лебедь», «Оленину». Грифельная ода «На тленность» как образец акростиха. Опыт герменевтической интерпретации.

Анакреонтическая поэзия. Противопоставление историческим катаклизмам темы частной жизни, отстаивание личной независимости. Стихийный реализм и колоритная живопись в «Приглашении к обеду» (1795). Горацианские мотивы в «Похвале сельской жизни» (1798). Тема домашних радостей в послании «Капнисту». Культ умеренности. Об­разец предромантизма в «Евгению. Жизнь Званская» (1807). Учет традиции календарной поэзии Томсона. Полемика с элегией «Вечер» В. А. Жуковского. Реалистическая образность. Оптимистический характер мироощущения. Природа жанрового синтеза. Интимная лирика поэта. Освоение ситуации любви к мертвой возлюбленной: «Ласточка», «На смерть Катерины Яковлевны…», «Призывание и явление Плениры» (1794). Особенности ритмической организации. «Гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований» в сборнике «Анакреонтические песни» (1804). Развитие традиций русской анакреонтики («К самому себе», «К лире», «Пчелка», «Купидон», «Желание», «Шуточное желание», «Русские де­вушки», «Цыганская пляска»). Разнообразие размеров. Ломка рамочного ритма. Обращение к малым жанрам. Цикл пейзажных медитаций («Весна», «Зима», «Лето», «Осень», «Облако», «Гром», «Радуга»). Шуточная баллада-сказка «Царь-девица» (1812).

Художественный метод поэзии. Последний поэт барокко и первый поэт предромантизма. Отказ от теории «подражания образцам». Идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества. Ломка сложившейся жанровой и стилевой систем. Смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой ар­хаизированной лексикой, т. н. стилистический «перепутаж» (М. Н. Муравьев). Экспери­менты в области метрики, ритмики, строфики, рифмовки, звукописи. Роль ярких, вещественных, живописно-пластических образов. «Говорящая образность» и «картин­ность» поэзии. Приоритет чувственности над умствованием. Соотношение житейской правды, бытового факта и поэзии. Конкретный повод и аллюзия. Стихийный реализм по­эта. Поэтизация простых домашних вещей. Принцип индивидуальной выразительности. Гиперболический размах речи. Остаток «сказочного русского богатырства» (Н. В. Гоголь). Интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, признание идеи исторической и национальной обусловленности человека. Игровой эффект, карнаваль­ность «забавного русского слога».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.