Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методическое пособие






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А. М. ГОРЬКОГО

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ХVIII ВЕКА

Учебно-методическое пособие

для студентов филологического факультета

 

 

Екатеринбург

Издательство Уральского университета

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

1. Феномен русской литературы ХVIII века ……………………………

2. Литература петровской эпохи. Сатиры А. Д. Кантемира ……………………

3. Реформа русского стихосложения. Творчество В. К. Тредиаковского ……

4. Одическая поэзия М. В. Ломоносова …………………………………………

5. Теория русского классицизма. Творчество А. П. Сумарокова ………

6. Развитие поэзии высокого классицизма ………………………………………

7. Комедиография Д. И. Фонвизина ……………………………………………………

8. Развитие русской драматургии второй половины ХVIII века ……………

9. Поэзия Г. Р. Державина …………………………………………………………

10. Журнальная сатирическая проза ………………………………………………

11. Массовая беллетристика и роман. Сатира И. А. Крылова …………………

12. Художественная практика русского сентиментализма ………………..

13. Творчество А. Н. Радищева ……………………………………………………

14. Творчество Н. М. Карамзина ………………………………………………….

Список основной учебной литературы …………………………………………

Список научно-критической литературы по темам …………………………….

 

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Сатиры А. Д. Кантемира ………………………………………………………..

2. Жанр оды в творчестве М. В. Ломоносова ……………………………………

3. Эстетика классицизма и драматургия А. П. Сумарокова ……………………

4. Комедиография Д. И. Фонвизина ……………………………………………

5. Стиль поэзии Г. Р. Державина ……………………………………………………

6. Поэзия русского сентиментализма и предромантизма ………………………

7. Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» …………

8. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как манифест сентиментализма …………

Список рекомендованных художественных текстов …………………………….

Список контрольных вопросов …………………………………………………….

Проблемные вопросы для рефератов и творческих работ ………….…………

 

ВВЕДЕНИЕ

ХVIII век занимает особое положение в истории русской культуры. Именно с него начинается для России отсчет Нового времени: закладываются основы нового типа жизни и нового типа философствования. Оценки этого века –– «безумна и мудра», по определению А. Н. Радищева, –– очень противоречивы: с одной стороны, «время очевидной культурной деградации» (М. М. Дунаев), «вавилонского пленения» русской православной Церкви (Г. Флоровский), а с другой –– век ренессансной свободы, выработки русского европеизма, напрямую предвосхищающего исключительное явление Пушкина и феномен отечественной литературной классики.

У ХVIII века (как европейского, так и русского) свое «роковое предназначение». Век Просвещения и мистики, идей Великой Французской революции и масонства –– этого, по словам В. Ключевского, «пароксизма совестливой мысли», не ушел в прошлое: поднятые им социально-политические и духовно-религиозные проблемы, общественные практики и модусы философствования продолжаются.

Вот что писал об этой исторической эпохе один из ее крупнейших знатоков Г. А. Гуковский: «Пульс литературной жизни бился сильно и молодо. Вместо ожидаемого серого однообразия, открывается яркая картина столкновения различных поэтических систем, своих собственных, выросших на русской почве и создавших ряды произведений высокой ценности; вместо официальной риторики бесконечных “похвальных” од –– изобилие разнообразных поэтических формаций. Весь этот обширный литературный материал оказывается близким и понятным нашей художественной современности». Об актуальном значении ХVIII столетия писал и другой известнейший специалист-филолог Ю. М. Лотман: «История ХVIII века давно уже сделалась своеобразным полигоном, на котором испытываются те или иные вооружения, включаемые исторической наукой в свой арсенал. < …> Это свидетельствует, что эпоха ХVIII века для нас еще не кончилась, и мы смотрим на нее глазами заинтересованных современников».

Объясняется это во многом тем, что именно в ХVIII веке актуализируется проблема культурного диалога России с Западной Европой, закладываются основы Петербургского периода русской культуры. Развитие отечественной литературы от А. Кантемира и М. Ломоносова до Д. Фонвизина, Г. Державина и Н. Карамзина подтверждает ее ускоренный характер, выявляет ее синтетическую природу и истинно-национальную сущность. В качестве ярчайших особенностей русской литературы (и последующей национальной литературной классики) уже в ХVIII столетии обнаруживаются следующие: способность к универсальной рецепции, или «всемирной отзывчивости» (Ф. М. Достоевский); исключительный дар эстетического завершения, творческой переработки европейских традиций и веяний; интенсивная рефлексия по поводу самооправдания культуры и ее общественного, духовно-религиозного служения, так называемый профетический, или пророческий пафос русской литературы. Поэтому так важно определить место и роль литературы данного периода в общем поступательном развитии русской культуры.

ХVIII век –– период многочисленных экспериментов, по словам Л. В. Пумпянского, «эпоха теоретически взволнованная», что выразилось в создании классической жанровой системы, дифференциации основных литературных родов (лирики, эпоса, драмы, дидактики, сатиры, массовой беллетристики), закреплении в качестве национальной формы поэзии системы силлабо-тонического стихосложения, выделении особой сферы театрального искусства, формировании действенной структуры университетского образования, ведущая роль в которой отводилась именно прогрессивному дворянству.

Утверждающаяся в последнюю четверть века (1775 – 1790-е гг.) «эпоха чувствительности» (с характерными явлениями сентиментализма и предромантизма) в плане исторической поэтики оборачивается глобальной эстетической революцией, по своим размерам значительно превосходящей все известные в последующем сдвиги художественного сознания (имеются в виду переходы от романтизма к реализму, от классики к модернизму, от модернизма к постмодернизму). Именно с нею связывают переход от эпохи рефлективного традиционализма к «поэтике художественной модальности» (С. Н. Бройтман), что влечет за собой усиление роли автора, индивидуализацию творческого процесса, смешение жанров и стилей, обращение к принципам историзма и диалектики –– этим полноправным достижениям культуры конца ХVIII столетия. Вообще трудно переоценить художественно-эстетические открытия литературы указанного периода.

 

 

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

1. Феномен русской литературы ХVIII века

Методологические проблемы курса. Отдаленность литературных феноменов во времени, историческая и эстетическая дистанция. Проблема литературных памятников. Модерни­зация художественных смыслов и метод научной реконструкции. Единство литературы Нового времени. Преодоление герметизма древнерусской литературы. Макро-цикл петер­бургского периода русской культуры. Ускоренное развитие литературы. Проевропейская ориентация культуры. Проблема секу­ляризации: приобретения и потери. Соотношение категорий «литературность» и «художественность». Обретение художественности: авторство, персональная ответственность художника, реформа стихосложения, формиро­вание и канонизация новой системы жанров, упорядочение стилей. Смена литературных направлений (барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм) и культурно-эстетических формаций (рефлективный традиционализм, поэтика художественной модальности). От жанрового ка­нона к феноменологии художественного творчества. Закладка основ литературного национального языка и литературной классики ХIХ века. Пушкин как за­вершитель литературы ХVIII века и родоначальник русской литературной классики.

Феномен ХVIII века в русской культуре. Ситуация «культурного взрыва». Отношения РоссияЗападная Европа. Три стадии культурного диалога (по Ю. М. Лотману). Петербургский период русской культуры. Период переходности, максимальной гетерогенности. Диалог с французским Просвещением: рационализм ХVII в. и Просветительство ХVIII в. От под­ражательства к органике развития. Система норм и идеалов русского Просвещения. «Ро­ковое предназначение» (А. С. Пушкин) ХVIII века. Вольтерьянство в России. Оценки Вольтера А. Пушкиным (статья «О ничтожестве литературы русской») и кн. П. Вяземским (стихотворения «Ферней», «Сфинкс, не разгаданный до гроба…»). Масонство как внутреннее противодействие Просветительскому духу. Двойственность его оценок. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция. Переход в культуру Нового времени древнерусского почитания слова.

Проблема периодизации литературного процесса ХVIII века. I-й этап (конец ХVII – первая четверть ХVIII века) –– Петровская эпоха, переход от средневековой литературы к литературе общеевропейского типа. Эстетика барокко и принципы Про­свещения, социального и политического утилитаризма. Оценка данного этапа Пушкиным (отрывок «О ничтожестве литературы русской»). II-й этап (1730–1750-е гг.) –– утверждение классицизма в литературе. Эпоха рефлективного традиционализма: художественный текст как манифестация жанрового канона, категория мастерства. Пред­классицизм А. Д. Кантемира. Синтетический характер творчества В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. «Чистый», или ортодоксальный, классицизм А. П. Сумарокова и поэтов его школы. Институализация литературы. Связь литературы и печати. Соревновательный характер литературы («Три оды парафрастические псалма 143», 1744). Складывание литературных центров и кружков. III-й этап (1760–1780-е гг.) –– прививка идей западноевропей­ского Просветительства, распространение вольтерьянства, развитие сатирических жанров, проявление демократических тенденций, период разложения литературы высокого классицизма. Вторая стадия культурного диалога с Европой. Культуросозидающая функция дворянства. Пушкин о независимости и самоуважении писателя в статье «Вольтер». Масонство как проявление кризиса Просветительства и идейно-психологиче­ская почва зарождения сентиментализма. Сентиментализм в классицистической стадии («классицизм наизнанку»). Чел­ночные движения от классицизма к сентиментализму и обратно. IV-й этап (1790-е годы) –– эпоха сентиментализма и предромантизма. Кризис авторитарного сознания, открытие эстетической природы искусства, освоение законов художественной це­лостности, применение импера­тива вкуса, категории гения и т. п.

Литература петровской эпохи. Сатиры А. Д. Кантемира

Петровская эпоха как «узел русской жизни» (Л. Толстой), подлинный водораздел русской истории и русского исторического сознания. Оценка личности Петра I и его роли в государственном и культурном строительстве западниками и славянофилами. Тенденции европеизации и секуляризации. Концепция власти (монарх как источник законности). Отход от церковной святости. Сакрализация светской власти. Римская имперская символика. Церковный раскол как трагическая часть петровского на­следия. Церковная реформа, ее протестантская направленность. Проблема культурной гетерогенности (восприятие нового в старой системе ценностей). Антиповедение Петра. Народное представление о нем как об Антихристе. Символика апокалиптического вождя народов и «чудотворного строителя» (демиурга).

Культура и литература петровского времени. Проблема литературного языка и культурная полиглоссия. Вопросы просвещения. Служивый утилитаризм как черта петровской эпохи. Развитие печати. Выход в свет первой газеты «Ведомости». Идея государственного театра. Теория и практика «школьной» драмы. Панегирические пьесы Ф. Журовского «Российская слава» и «Слава печальная»: секуляризация действия, использование политической эмблематики, связь с барочной традицией. Опыт повествовательной драмы. Народно-демократический характер интермедий («Херликин и судья»). Лирические жанры (канты, любовные песни, арии). Повести петровского времени («Гистория о рос­сийском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория об Александре, российском дворянине»): идея личности, новая концепция любви, психологическая обрисовка и типология женских образов.

Деятельность Феофана Прокоповича (1681–1736). «Просветитель в рясе» (Н. К. Гуд­зий). Уровень образованности. Идея религиозной толерантности. Жанр церковно-придворной проповеди и ораторской прозы: «Слово похвальное о баталии Полтавской…», «Слово похвальное о флоте российском…», «Слово на погребение … Петра Великого». Панегирический стиль, связь с традицией эпидейктического красноречия. Слово как предтеча одического и сатирического жанров эпохи классицизма. Осмысление образа царя как воплощения нравственного идеала человека и государства. Просветительские основы публицистики. Трагедокомедия «Владимир» (1705) –– первый опыт нравоучи­тельно-исторической драмы на тему гражданской истории. Следование правилам схоластической поэтики. Психологизация внутреннего конфликта. Обилие и яркость бытовых са­тирических образов, использование приема гротеска. Развитие батального жанра –– «Епиникион» (1709). Ввод итальянской ок­тавы («К автору сатиры»), алкеевой строфы, различных способов рифмовки («За Могилою Рябою…»). Опыт тонизации русской силлабики.

Творчество А. Д. Кантемира (1708–1744). Формирование личности. Участие в дворцовом перевороте. Дипломатическая миссия в Лондоне и Париже. Ос­новы просветительской идеологии: вера в человеческий разум, антиклерикализм, идея ес­тественного равенства людей, внесословной ценности человека, социальный фактор вос­питания, исторический оптимизм. Перевод трактата Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров» (1730). Цикл стихотворных сатир. Общая характеристика тематики и проблематики Сатир 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 7-й. Определяющие факторы развития жанра: эстетика французского классицизма, идеология раннего европейского Просвещения, тра­диция позднего гуманизма в барочной форме (книжная латинствующая силлабическая по­эзия), наследие демократической сатиры ХVII века. Установка на публицистичность, редукция смехового начала. Особенности композиции: эпистолярная рамка монологического повествования, форма диалога, роль нравоописательного элемента (бытопись). Связь с публицистическими нравоописаниями Лабрюйера. Стиль сатир. Примеры прямого использования народных пословиц и поговорок. Отход от нор­мативности, ориентация на разговорный язык, свободный от риторической напряженно­сти. Автобиографические мотивы в «Письме 2. К стихам своим». Переводы из Анакре­онта, использование белого стиха. Басни и эпиграммы. Опыт эпической поэмы «Петрида».

 

 

3. Реформа русского стихосложения. Творчество В. К. Тредиаков­ского

Силлабо-тоническая реформа русского стихосложения. Феномен русского нацио­нального стиха. Роль культурного и языкового факторов в революционном переходе от силлабической системы стиха к силлаботонике. Трактат В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). Введение тонического принципа, обоснование хореической стопы в стихе. Реформирование 11- и 13-сложников. Обоснова­ние мужской цезуры и женской клаузулы. Силлабический ригоризм Тредиаковского. Ори­ентация на фольклорный стих и традицию французской поэзии. «Письмо о правилах рос­сийского стихотворства» (1739) М. В. Ломоносова. Введение системы силлабо-тонического стихосложения. Ориентация на традицию германского стиха. Обоснование различных ти­пов стоп, клаузул и рифмовки. Семантика основных стихотворных размеров. Тонический ригоризм Ломоносова. Проблема чистых ямбов и пиррихиев. Особая позиция А. Д. Кан­темира в «Письме Харитона Макентина» (1743): ввод постоянной цезуры, обоснование стихового переноса, следование говорному характеру виршевого стиха и сатирического стиля. Уточненный вариант ломоносовской системы стихосложения в трактате Тредиа­ковского 1752 года. Опыт создания русского гекзаметра.

Творчество В. К. Тредиаковского (1703–1769). Первый русский профессиональный литератор нового времени. Проблема литературной репутации: «вечный труженик», «без­божник и ханжа», контрастные отзывы Екатерины II и Пушкина. Уровень образования, масштаб учености. Почин «европеизма» в переводе прециозного романа П. Тальмана «Езда в остров Любви». Цикл «Стихов на разные случаи». Освоение жанра любовной ли­рики. Введение новых жанров и твердых стиховых форм: баллады, сонета, мадригала, оды, элегии. Обращение к горацианской традиции («Строфы похвальные поселянскому жи­тию»). «Чувство изящного» в переводе эпоса Фенелона «Тилемахида» (1766). Идея гармонии политики и нравственности. Образец русских гекзаметров и гомеровского стиля. Своеобразие лирического слога в переложениях Псалтири. Цикл «Божественных од»: специфика стиха, языка и стиля.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.