Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический материал. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений






РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

И.А.Тортунова

ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений

Москва


 

ББК 81.2

Л 88

 

Тортунова И.А.

Основы деловой коммуникации. Учебно-методическое пособие / И.А.Тортунова.

 

М.: Цифровичок, 2015. – 78 с.

 

ISBN – 978-5-8429-1172-1

 

Учебно-методическое пособие «Основы деловой коммуникации» представляет собой вторую часть пособия «Документная лингвистика. Практикум», изданного в 2013 году. В пособии представлен теоретический материал, объясняющий общие лингвистические понятия, отражающий теоретические аспекты профессионального общения, деловой коммуникации, речевого этикета и культуры речи, официально-делового стиля и его жанровой структуры.Каждый из разделов пособия отражает разные аспекты делового общения. Отдельные темы посвящены вопросам жанрового и стилистического оформления документов. В пособии содержатся упражнения, выполнение которых способствует усвоению и закреплению теоретических знаний на практике.



Материал соответствует Государственному стандарту по дисциплине «Документная лингвистика». Содержание дисциплины охватывает круг вопросов делового общения как области лингвистической практики. Предназначено для студентов, изучающих курсы «Документная лингвистика», «Русский язык и деловое общение», «Деловая/Профессиональная коммуникация», «Русский язык и культура речи», а также всех, кто интересуется проблемами современного русского языка.

 

© Тортунова И.А.

ISBN– 978-5-8429-1172-1

Оформление: Владимир Демьяновский

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ______________________________________ 4

Язык. Речь. Коммуникация. Коммуникативный акт.

Типы речи. Лексика современного русского языка.

Тема 2. ______________________________________ 11

Речевая ситуация. Функции языка.

Система функциональных стилей.

Тема 3. ______________________________________ 16

Речевая традиция. Речевой этикет.Культура речи.

Средства образности и художественной выразительности.

Тема 4. ______________________________________ 23

Деловая коммуникация.

Тема 5. ______________________________________ 29

Деловая беседа. Публичное выступление.

Тема 6. _______________________________________ 37

Деловые переписка.

Тема 7. __________________________________________ 50

Официально-деловой стиль.

Тема 8. __________________________________________ 59

Жанры документов.

Тема 9. __________________________________________ 69

Рекламные тексты. PR-тексты.

Приложения __________________________________ 73

Список литературы _______________________________ 77


Тема 1. Язык. Речь. Коммуникация. Коммуникативный акт. Типы речи. Лексика современного русского языка.

Теоретический материал.

Язык - это система знаков, естественно возникшее, исторически сложившееся объективное явление духовной жизни общества. Язык универсален и способен передавать сообщения любого содержания в разных формах – устной и письменной. Уровни языка (фонетический, морфемный, лексический, морфологический и синтаксический) образуют систему.Являясь национальным языком, русский язык представляет собой структуру, состоящую из разных форм (подсистем) – литературного языка, просторечия, социолектов. Важнейшими признаками литературного языка являются нормированность, обработанность, устойчивость, наличие системы функциональных стилей и форм (устной и письменной), обязательность для носителей. Просторечие и социолекты, являющиеся некодифицированными формами русского языка, противопоставлены литературному языку.

Речь – способность человека говорить; форма языка (устная и письменная); произнесенный вслух текст. Первичной является устная речь, письменная форма возникла для ее оформления. Письменная речь закреплена графически, подчинена орфографическим, грамматическим и пунктуационным нормам, в ней есть возможность редактирования, мало важна реакция получателя. Устная речь, для которой характерна спонтанность, подчинена орфоэпическим и интонационным нормам и связана с непосредственным восприятием того, кому адресовано сообщение. Существует также речь внутренняя (для себя) и внешняя, воспроизводимая в устной или письменной форме для кого-то. Эти формы речи отличаются по объему, скорости воспроизведения, выбору лексики.

Коммуникация (от лат. «communicatio» - «сообщение», «передача», от «communicare» — «делать общим», «беседовать», «связывать», «сообщать») – общение при помощи языка и речи, а также экстралингвистических, невербальных средств, к которым относятся тон, тембр голоса, смысловая пауза, темп речи, жесты, мимика, позы, внешний вид и др., частично описанных еще М.В.Ломоносовым.

Структура коммуникативного акта, предложенная Р.Якобсоном и основанная на двусторонности, включает варианты взаимоотношений между адресантом (отправителем) текста и его адресатом (получателем). Один и то же текст является результатом деятельности адресанта и результатом восприятия и интерпретации адресата, в связи с чем важны такие понятия как контекст, код, декодирование текста, ситуация общения.

Текст – одно из базовых лингвистических понятий. Характеристики текста можно найти в работах отечественных лингвистов (В.Виноградов, Р.Якобсон, Д.Розенталь, Г.Солганик и др.).Основываясь на разных характеристиках, можно выделить несколько типов текста: 1. По количеству участников – монолог, диалог, полилог; 2. По характеру построения – от 1-го, от 2-го, от 3-го лица; 3. По характеру передачи речи – прямая, косвенная, несобственно-прямая; 4. По типу связи между предложениями – тексты с цепными, параллельными, присоединительными связями; 5. По смысловому назначению – повествование, описание, рассуждение; 6. По функциям языка, использованию лексических средств и учитывая экстралингвистические факторы выделяют разные функциональные стили.

Совокупность слов языка называется лексикой. Слова в русском языке могут иметь прямое и переносное значения, быть многозначными. Можно назвать такие разновидности слов, как синонимы, антонимы, омонимы, эмоционально-окрашенные и нейтральные, термины, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы, канцеляризмы, диалектизмы, заимствованные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, вульгаризмы, слова-паразиты и др. Наука, изучающая словарный состав языка, рассматривающая значение слов и их употребление, называется лексикологией.

Основные понятия: язык, речь, формы речи, коммуникация, коммуникативный акт, адресант, адресат, текст, типы текста, лексика.

Вопросы для обсуждения:

1. Что общего и что различного в понятиях «язык». «речь», «коммуникация»?

2. Что такое невербальные и экстралингвистические средства общения? Какую роль они играют в общении?

3. Что такое несобственно-прямая речь? С какой целью она используется в художественных и публицистических произведениях?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.