Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический материал. Коммуникация – обмен информацией между адресантом и адресатом при помощи языка и невербальных средств общения






Коммуникация – обмен информацией между адресантом и адресатом при помощи языка и невербальных средств общения. В коммуникативном процессе важны функции общения. Ученые-лингвисты выделяют разное количество функций общения. Так, А.Леонтьев отмечает важность этнической, магической и заклинательной функций, Р. Якобсон акцентирует внимание на коннотативной, метаязыковой, референтивной, эмотивной, фатической и поэтической функциях коммуникации, также можно назвать конструктивную функцию и функцию воздействия. Коммуникация – речевой и экстралингвистический процесс, участниками которого – коммуникантами – могут выступать люди и социальные институты (компании, органы власти, государства и др.). В зависимости от целей и задач, стоящих перед коммуникантами, выбранных форм речи и канала передачи информации, использования невербальных средств, речевой ситуации, с которой связан коммуникативный процесс, количества коммуникантов, их социальной роли и взаимоотношений, выделяют такие разновидности коммуникации, как: устная и письменная; вербальная и невербальная; непосредственная и дистантная; межличностная, межкультурная, массовая, внутригрупповая и публичная; аудитивная, визуальная, сенсорная и тактильная; кооперативная и конфликтная; личная и официальная и др. Особое место исследователи отводят изучению деловой коммуникации, в которой первостепенным является достижение деловых/профессиональных целей, решение поставленных задач. Роль деловой коммуникации в современном обществе очень значима.

Деловая коммуникация (деловое общение) является целенаправленной речевой деятельностью и связана со сферой официальных отношений и бизнеса. Поэтому при деловой коммуникации наблюдается обращение, в первую очередь, к официально-деловому функциональному стилю речи. Для успешной деловой коммуникации необходимо гармоничное сочетание речевой и поведенческой составляющих. Внешняя сторона делового общения реализуется в коммуникативных действиях и проявляется в речевой активности, умении слушать, аргументированно излагать свою точку зрения. Внутреннее содержание деловой коммуникации выражено при помощи невербальных сигналов. Выбор стиля (творчески-продуктивный, подавляющий, дистанционный, дружеский, прагматически-деловой и др.) и манеры общения зависит от индивидуальных качеств коммуниканта, коммуникативных задач и возможностей, сложившегося характера отношений с деловыми партнерами и других психологических и социальных факторов. Деловое общение, как правило, протекает по каноническим речевым ситуациям и связано с речевой традицией. И основных видов устной речевой деятельности при деловом общении важны: деловая беседа, разновидностями которой являются беседа по телефону, деловые переговоры, интервью, речь-презентация, публичное выступление и др. Письменные формы речи представлены в таких видах речетворчества, как деловая и служебная переписка, видовые и жанровые разновидности документов.

Деловая пресса -разновидность СМИ, в которой журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, и обеспечивают бизнес-коммуникацию посредством публикации материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса.



Тематика, приемы подачи информации делают деловую прессу антиподом желтой прессы. Журналы и газеты научной и экономической направленности, издававшиеся в России в XVIII веке, стали первыми образцами отечественной деловой прессы. В основном они выпускались государственными органами, например, Государственным банком, Министерством государственных имуществ, Министерством финансов и др. и носили однотипные названия – «Труды…», «Ведомости…». См.: «Труды Вольного экономического общества», «Ежемесячные сочинения», «Комментарии», «Экономический магазин», издававшиеся в XVIII. В первой половине XIX века окончательно в печатных изданиях окончательно формируются признаки деловой прессы, для которой характерны оперативность и достоверность информации, предоставляемой в форме статей, отчетов, мнений, прогнозов, экономическая тематика. См.: «Технологический журнал», «Новый магазин естественной истории, физики, химии сведений экономических», «Журнал мануфактур и торговли», газеты «Купец», «Биржевые ведомости» и др. Позже, во второй половине XIX века, появляются «Биржевые ведомости», «Торговый сборник», «Финансовое обозрение», «Жизнь и хозяйство», «Железнодорожное дело», «Вестник финансов промышленности и торговли», «Экономист», «Экономический журнал», «Русский лесопромышленник», «Русское экономическое обозрение», «Коневодство», «Коннозаводство», «Вестник золотопромышленности», «Биржевые ведомости», «Банки и биржа», «Биржа за неделю», «Банки и акционерное дело», «Биржевая газета», «Банковская и торговая жизнь», «Маленький финансист», «Биржевой день», «Деньги» и др.

Специфика экономики советского времени обусловила отсутствие деловой прессы как отдельной разновидности СМИ в период СССР, что, однако, не означало полного замалчивания экономических вопросов. Так, издания «Известия Высшего народного хозяйства», «Экономическая жизнь», «Экономические науки», «Экономическая газета», «Советская Россия», «Правда», «Известия», «Социалистическая индустрия» большое внимание уделяли проблемам экономического развития страны.

Свое второе рождение отечественная деловая пресса пережила в 1990-е гг., когда значительно расширился круг читателей, вовлеченных в экономические и деловые проблемы. Именно тогда появились издания, и сегодня определяющие лицо деловой прессы: газеты «Коммерсантъ», «Экономическая газета», «Российская бизнес-газета», «Ведомости», «Деловой Петербург», «Сегодня», «РБК-daily» и журналы «Эксперт», «Деньги», Профиль», «Власть»» «Экономист», «Деловые связи», «Журнал для акционеров», «Карьера», «Компания», «Однако», «Секрет фирмы», «Бизнес журнал», российские версии «Forbes», «BusinessWeek», «StartMoney» и др.

Основные понятия: коммуникация, функции коммуникации, разновидности коммуникации, деловая коммуникация, деловая пресса, газета, журнал.

Вопросы для обсуждения:

1. Различаются ли функции языка и функции коммуникации?

2. Какой принцип положен в выделение разных коммуникативных функций?

3. В чем особенности развития российской деловой прессы?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.