Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. Удовлетворенность трудом —







Мотив

Стимулирование —

Удовлетворенность трудом —

Положительная мотивация —

Отрицательная мотивация


Побуждение к деятельности. Побуждение к действию с помо­щью внешних факторов. Положительное эмоциональное состояние, вызванное реализа­цией потребности в труде (его содержательной или процес­суальной сторонами). Комплекс положительных побуж­дений, способствующих стремле­нию человека к труду. Комплекс отрицательных побуж­дений, препятствующих стремле­ниям человека трудиться.


Ситуация для анализа

В лаборатории одного из институтов Российской Академии есте­ственных наук сложилась своеобразная обстановка. Заведующий лабораторией — доктор химических наук, дело свое знает, но под­чиненных " не любит", он мало ориентирован на них. Он не знает, чем они " живут", какие испытывают нужды и потребности, его ин­тересует только научная продукция хорошего качества. Шеф обща­ется со своими подчиненными только языком наставлений, они час­то слышат от него упреки, многими из сотрудников он не доволен. Они это чувствуют, считают себя униженными и не знают, что в дальнейшем делать. Уходить — но трудно найти достойное их зна­ниям место, т. к. сейчас у нас с работой очень сложно. Внутри самой лаборатории есть неформальный лидер, умница, отзывчивый человек, к которому они и тянутся. Между этим лидером и заведую­щим лабораторией существует явная неприязнь. И шеф вовсе не собирается найти с ним общий язык для пользы дела. Практически по всем вопросам науки сотрудники лаборатории идут к нефор­мальному лидеру.

Как вы считаете, может ли заведующий лабораторией мотивиро­вать каждого научного сотрудника и всю лабораторию в целом? Как может реализоваться мотивация подчиненных? Ответьте, по­жалуйста, что нужно сделать в этой ситуации, чтобы сохранить


Часть I. Глава 3. Мотивация к труду

научный потенциал сотрудников, если: а) вы — неформальный ли­дер этой группы; б) подчиненный?

Вопросы для усвоения:

1. Что такое мотив и что такое мотивация?

2. Что такое стимулирование?

3. В чем состоит отличие мотивации от стимулирования?

4. Что означает термин " тейлоризм"?

5. Что лежит в основе теории А. Маслоу?

6. Какие факторы выделил в своей теории Ф. Херцберг?

7. В чем состоит теория Д. МакГрегора? Почему ее называют
двухфакторной?

8. В чем заключаются теории Д. МакКлелленда и Д. Аткинсона?

t

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что такое " мотив" и что такое " мотивация"?

2. Являются ли синонимами термины " мотив" и " стимул"?
Что такое стимулирование?

3. Дайте определение мотивации.

4. Какое отношение имеют мотивы к потребностям?

5. Каковы потребности человека?

6. Какие из явлений составляют содержание мотива?

7. Каковы основные положения теории А. Маслоу?

8. Почему теория Д. МакГрегора называется двухфакторной?

9. Чем характеризуется " Теория X" Д. МакГрегора?

 

10. Чем характеризуется " Теория У" Д. МакГрегора?

11. Определите сущность теории Ф. Херцберга.

12. Есть ли общее между теориями А. Маслоу и теорией Ф. Херц­
берга?

13. Какое значение имеет для управления теория Д. МакКлеланда
и Д. Аткинсона?

14. Как возникли теории трудовой мотивации?

15. Можно ли считать концепцию Ф. Тейлора теорией трудовой
мотивации?

16. Почему трудно мотивировать людей в процессе труда?


В. А. Розанова |

17. Нужно ли мотивировать руководителей? Каким образом, если!
это требуется?

18. В чем состоит различие в мотивировании руководителей и
исполнителей?

19. Какую роль сыграло понятие мотивации в развитии менедж­
мента?

20. Опишите ситуацию, в которой необходима мотивация подчи­
ненных.

21. Когда возникает необходимость мотивирования работников?
С чем это связано?

Литература

1. Васильев И. А, Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за дей­
ствием. - М.: Изд. МГУ, 1991.

2. Уразаева В. А. (Розанова В. А). Мотивация руководителей в новых
условиях хозяйствования. Текст лекции. — М.: АНХ при СМ СССР, 1989.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.

4. Эпштейн С. И. Индустриальная социология в США. — М.: Изд-во
политической литературы, 1972.

5. Производительность труда " белых воротничков" / Пер. с англ. — М.:
Прогресс, 1989.

6. The Encyclopedia of Management. - N. Y., 1963. P. 876.

7. HerzbergF. Work and the nature of Man. - N. Y., 1967.

8. Ford R. W. Motivation troush the Work itself AMA, - N. Y., 1979.

9. Зигерт В., Лонг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. — М.:
Экономика, 1990.

 

10. McGregor D. The Human Side of Enterprise. - N. Y., 1960.

11. McGregor D. The Professional Manager. - N. Y, 1967.

12. McClelland D. С The Two Faces of Power. Journal of International Affairs.
Vol. 24. 1970. P. 30-41.

13. MaslowA Motivational and PersoNality. — N. Y, Harper and Brothers, 1954.

14. Дизель Пол М., Уильм МакКинли Раньян. Поведение человека в орга­
низации. Пособие для школ бизнеса./ Пер. с англ. — М.: Фонд за экономи­
ческую грамотность., 1993.

15. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. —
М.: Дело, 1991.

 

16. Walker J. Human Resource Strategy. Mc-Graw-Hill, Jnc, 1992.

17. Ковалевски С. Руководитель и подчиненный./Пер. с польск. — М.:
Прогресс, 1973.


Часть I. Глава 3. Мотивация к труду

Приложение 1 Методика Т. Элерса

Вашему вниманию предлагается методика Т. Элерса /3/. С по­мощью этой методики можно оценить силу мотивации к достиже­нию успеха в деятельности. Инструкция к выполнению методики: " Данная методика содержит 41 утверждение. На каждое из утверж­дений следует ответить " да" или " нет".

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сде-

лать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 %

выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю

решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к

другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуж-

даю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11. Усердие — это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни
о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.


В. А. Розанова

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифици­
рованнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно
работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем
другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать
это как можно лучше.

31. Мои друзья считают иногда меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие
результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказатель­
ства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

" Ключ" для обработки полученных данных

Вы получаете 1 балл за ответы " ДА" на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Вы получаете / балл за ответы " НЕТ" на следующие вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы: 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Сложите вместе все полученные баллы.

Оценка результатов:


От 1 до 10 баллов от 11 до 16 баллов от 17 до 20 баллов

свыше 21 балла


 

— низкая мотивация к успеху;

— средний уровень мотивации к успеху;

— умеренно высокий уровень мотивации
к успеху;

— высокий уровень мотивации к успеху,







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.