Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 46. Ограничения стратегии, заключающейся в предоставлении советов






Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: исследование стратегий, отличных от стратегии предоставления советов.
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как переходить к следующему упражнению, подождите, пока не будут проговорены все возникшие в группе мысли и чувства.

Методика: тренер просит участников разбиться на пары и рассмотреть ситуации, описанные в приложении к данному упражнению. Члены группы должны выделить и обсудить, какие стратегии консультирования, отличные от стратегии предоставления советов, можно было бы использовать для оказания помощи людям в указанных ситуациях. Задача участников состоит в том, чтобы постараться определить как можно больше стратегий.

По прошествии 10 или 15 минут все участники вновь образуют общий круг, и тренер инициирует обсуждение альтернативных стратегий консультирования. Тренер также может принимать участие в выполнении данного упражнения, выступая в качестве одного из членов группы.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научились, выполняя данное упражнение, и о том, что они заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

СТРАТЕГИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Прочитайте описание следующих ситуаций и определите как можно больше и как можно более конкретно стратегии консультирования, отличные от стратегии предоставления советов, которые можно было бы использовать для оказания помощи людям, задействованным в данных ситуациях. Здесь нет правильных ответов – придумывая стратегии, постарайтесь двигаться в различных направлениях – «как вглубь, так и вширь».

• Коллега, занимающий по сравнению с вами более низкое положение, хочет получить у вас совет по поводу покупки дома, так как он занимается этим впервые. Он собирается жениться, и его беспокоят финансовые проблемы, которые могут возникнуть после того, как будет сделано подобное приобретение.

• Коллега, статус которой не отличается от вашего, хочет поговорить с вами о своем браке. В разговоре она сообщает вам о том, что, как ей кажется, муж имеет связь с другим мужчиной.

• Коллега, занимающий по сравнению с вами более высокое положение, жалуется на некоторую подавленность и рассчитывает на разговор с вами. Во время беседы он выглядит спокойным и уравновешенным, говорит мало, но при этом сообщает вам о том, что ценит возможность поделиться с вами своими чувствами.

Упражнение 47. Разработка плана решения проблемы

Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: определение этапов планирования решения проблемы.
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Важно, чтобы как само упражнение, так и последующее обсуждение проходили активно и каждый имел бы возможность высказаться.

Методика: одной из составляющих процесса решения проблемы является выработка плана действий, включающего три этапа:
• прояснение проблемы;
• определение путей решения;
• постановка целей.

Для выполнения данного упражнения все участники разбиваются на небольшие подгруппы, состоящие из 4–5 человек. Задача заключается в том, чтобы, работая в малых группах, определить, какими навыками должен владеть консультант, чтобы помогать клиентам разрабатывать план решения проблемы. Кроме того, они должны определить трудности, сопряженные с подобным планированием, и найти ответы на следующие вопросы.
• Каким образом можно помочь клиенту прояснить имеющиеся у него проблемы?
• Как помочь клиенту определить спектр возможных решений проблемы?
• Каким образом формулировать цели? В данном случае необходимо, чтобы цель описывалась в виде одного действия или одного компонента желаемого изменения.

По прошествии 15 минут вновь образуется общий круг. Тренер получает от членов группы обратную связь, обсуждая сделанные ими выводы.

Оценивание: все участники разбиваются на пары и на протяжении 5 минут обсуждают, что в данном упражнении понравилось, а что нет. Через 5 минут все участники вновь образуют общий круг, и затем проводится общее обсуждение данного упражнения.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

Упражнение 48. Реализация плана действий

Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: определение роли консультанта в тот момент, когда клиент реализует разработанный план решения проблемы.
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы. Не следует торопить членов группы, лучше постарайтесь сделать так, чтобы обст

ановка в группе оставалась активной и доброжелательной. Возможно, некоторым участникам тренинга нужна поддержка, необходимая для того, чтобы они поделились своими мыслями и чувствами, имеющими отношение к данному упражнению.

Методика: действие, происходящее при реализации стратегий решения проблемы, зачастую развивается в некотором отдалении от отношений консультант–клиент. При разработке плана консультант выступает в роли помощника клиента. Но вот реализовывать данный план и меняться должен сам клиент.

Все участники разбиваются на пары и, работая в парах, отвечают на вопрос: какова роль консультанта при реализации клиентом плана решения проблемы?

Особое внимание должно быть уделено следующим моментам:
• консультанту следует стремиться к сохранению низкого профиля;
• консультант не должен пытаться занять одну из «родительских» позиций;
• консультант должен оказывать поддержку клиенту;
• быть доступным;
• каким-то образом реагировать на происходящие изменения.

После 10 минут работы в парах участники вновь образуют общий круг. Тренер инициирует обсуждение, посвященное поддерживающей роли консультанта в рамках терапевтических отношений. Кроме того, можно рассмотреть и обсудить тему завершения отношений консультант–клиент и, соответственно, проблем, которые могут возникнуть на этом деликатном этапе работы. В данном случае особое внимание должно быть уделено следующим моментам:
• способы завершения отношений;
• кто должен их завершать;
• как попрощаться;
• следует ли поддерживать отношения с бывшими клиентами;
• отделение;
• зависимость.

Оценивание: проводится в два «круга». В ходе первого круга все участники по очереди говорят о том, что им меньше всего понравилось в данном упражнении, в ходе второго – что больше всего понравилось. Тренер также должен принять участие в процессе оценивания и решить, стоит или нет проводить обсуждение тех моментов, на которые обратили внимание участники.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.