Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 35. Групповая фасилитация






Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: экспериментирование с групповой фасилитацией.
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Важно, чтобы все члены группы приняли участие в последующем обсуждении данного упражнения, а также убедитесь в том, чтобы у каждого была возможность высказаться.

Методика: фасилитативный подход можно использовать при работе с группой, например при проведении группового обсуждения. Для выполнения данного упражнения необходимо найти в группе одного или двух волонтеров и провести групповое обсуждение какой-либо темы, выбранной, ими самими. Далее их задача состоит в том, чтобы фасилитировать обсуждение, используя в течение получаса следующие интервенции:
• открытые вопросы;
• проверка правильности понимания предоставленной информации;
• проявление эмпатии;
• рефлексия.

Затем участник или пара участников, занимавшихся фасилитацией обсуждения, прекращают использовать интервенции и получают от остальных членов группы обратную связь о проявленных ими навыках (или, быть может, об их относительном отсутствии). Далее тренер инициирует обсуждение, посвященное процессу групповой фасилитации, в ходе которого также необходимо затронуть вопрос о том, каким образом участники могли бы использовать групповую фасилитацию в своей повседневной практике. Тренер также может принять участие в выполнении данного упражнения, если считает это необходимым.

Оценивание: все участники разбиваются на пары и в парах на протяжении 5 минут обсуждают, что в данном упражнении понравилось, а что нет. Через 5 минут участники вновь образуют общий круг, и затем проводится общее обсуждение данного упражнения.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

Упражнение 36. Что означает быть «реципиентом»

Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: исследование переживаний «фасилитируемого».
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран.

Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как переходить к следующему упражнению, подождите, пока не будут проговорены все возникшие в группе мысли и чувства.

Методика: все участники разбиваются на пары, один назначается «консультантом», другой – «клиентом». Задача «консультанта» состоит в том, чтобы, используя интервенции, описанные в предыдущем упражнении, «разговорить» своего «клиента». По прошествии 10 минут «клиент» дает «консультанту» обратную связь об уровне развития его навыков применения фасилитативных интервенций. Данная процедура проводится лишь для того, чтобы оценить степень развития навыков использования фасилитативных интервенций у консультанта. По прошествии 5 минут происходит обмен ролями в парах, «клиент» становится «консультантом» и теперь уже его навыки оцениваются спустя 5 минут.

Далее все участники вновь образуют общий круг и дают обратную связь, сообщая о полученном при работе в парах опыте остальным членам группы. «Консультанты» прежде всего рассказывают об уровне развития своих навыков, а «клиенты» делают акцент на своих переживаниях, чувствах. Данное упражнение полезно в том плане, что с его помощью удается выявлять доводы «за» и «против» использования фасилитативного консультирования и клиентцентрированного подхода вообще. Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения, если считает это необходимым.

Оценивание: все члены группы по очереди говорят о том, какую пользу они получили из данного упражнения. Затем проводится обсуждение данного упражнения, в ходе которого тренер выступает в качестве фасилитатора.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.