Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женщины 21-22 года, мастер спорта






Циклические средства физической подготовки Тренировочная скорость (частота сердечных сокращений 140-160 уд/мин.) Годовой цикл тренировки
Подготовительный период Соревнов. период
апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь, февраль, март
Тренировка без снега Предельный объем (в километрах) в отдельных занятиях
1. Кроссовый бег:              
равнина – каждый километр за 4, 15              
горы – каждый километр за 4, 25              
2. Бег с многоскоками:        
– 20 х 100 м, через 200 м бега (круг 300 м, равнина)              
(100 м – 42 прыжка (240 см) за 22 сек)              
3. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками:            
– каждый километр за 4, 35              
(100 м – 46 прыжков (220 см) за 22 сек)              
4. Бег на лыжероллерах:            
– каждые 5 км – 19, 00              
(классические хода)              
5. Езда на велосипеде (дорожном):              
6. Плавание (кроль на груди): 0, 5   0, 5 0, 5      
Тренировка на снегу              
1. Бег на лыжах:              
– каждые 5 км (класс. ход 17, 30)              
(коньк. ход 16, 30)              
2. Кроссовый бег:              
равнина – каждый километр за 4, 30              
               

СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ;
ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА

 

 

При воспитании специальной работоспособности спортсмена применяют основные и вспомогательные средства тренировки (физические упражнения), отвечающие определенным особенностям напряженности, направленности и специфичности их нагрузок.

Одной из особенностей современного периода развития методики тренировки является заинтересованность тренеров и специалистов в творческом обновлении и распределении средств физической подготовки на основные и вспомогательные, в оптимальном планировании их сочетаний и соотношений тренировочных и соревновательных нагрузок на этапах годовых циклов тренировки в зависимости от квалификации, возраста и пола спортсмена для достижения максимального эффекта в преемственности и темпах ежегодного прироста общей специализированной и специальной физической подготовленности.

Повышение уровня общей специализированной и специальной физической подготовленности спортсмена на этапах годовых циклов многолетней тренировки во многом зависит от применения новых, совершенствования известных основных и вспомогательных средства системы физической подготовки. Продуманная классификация физических упражнений в избранном виде спорта и специализации по признаку специфичности на основные и вспомогательные поможет тренеру целенаправленно планировать специализированную общую и специальную физическую подготовленность спортсменов.

В качестве основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков В.М. Ковязин,
В.Н. Потапов, В.Я. Субботин (1997) рекомендуют собственно-соревновательные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений и специальные подготовительные упражнения, включающие элементы соревновательных действий.

1. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками предельного – 100% и большого – 90% объема нагрузки с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.).

2. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд./мин. и выше).

3. Скоростной бег на лыжах на отрезках 20-30% основной соревновательной дистанции (частота сердечных сокращений 180 уд./мин. и выше).

4. Контрольно-тренировочный бег на лыжах (частота сердечных сокращений 180 уд./мин. и выше).

5. Соревнования на лыжах.

К вспомогательным средствам физической подготовки В.М. Ковязин, В.Н. Потапов,
В.Я. Субботин (1997) относят общеподготовительные и специально-подготовительные средства без элементов соревновательных действий.

1. Бег на лыжах с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.).

2. Повторный бег на лыжах в подъемы различной длины, средней и большой крутизны с тренировочной скоростью (темп 140 шагов в 1 мин.), с соревновательной скоростью (темп 150 шагов в 1 мин.).

3. Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками среднего – 70% и малого – 50% объема нагрузки с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.).

4. Гимнастические общеподготовительные упражнения: подтягивания на перекладине, сгибание рук в упоре лежа (отжимания), сгибание рук в упоре на брусьях (отжимания на брусьях), приседания на одной ноге («пистолет»), приседания на двух ногах, выпрыгивания вверх из глубокого приседа, различные многоскоки по типу десятикратного прыжка, упражнения с резиновым амортизатором и блочными устройствами, различные комплексы общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений.

5. Кроссовый бег на равнине с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений
180 уд./мин. и выше).

6. Кроссовый бег на равнине и сильнопересеченной местности (на холмах) с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.).

7. Бег на лыжероллерах с тренировочной скоростью (частота сердечных сокращений
140-160 уд./мин.).

8. Бег на лыжероллерах с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений
180 уд./мин. и выше).

9. Спортивные игры – футбол, баскетбол.

10. Плавание – кроль на груди (без учета времени).

11. Езда на велосипеде (свободное катание).

Планирование в многолетней тренировке лыжника-гонщика рациональной последовательности, сочетаний, соотношений индивидуальной преемственности параметров тренировочных и соревновательных нагрузок основных и вспомогательных средств физической подготовки в годовых тренировочных программах от одного возраста к следующему обеспечит повышение ежегодного уровня специальной, скоростной и силовой выносливости (физических качеств, определяющих специальную работоспособность лыжника гонщика), рост спортивных результатов.

Напряженность тренировочной и соревновательной нагрузки – суммарный (интегральный) показатель объема и интенсивности физической нагрузки.

В.Н. Манжосов (1986) определяет понятие напряженности нагрузки как отношение показанной скорости к максимально возможной на данной дистанции.

Напряженность нагрузки при преодолении какой-либо дистанции определяется отношением планируемой скорости тренировочного средства к максимально возможной и выражается в процентах или в условных баллах нагрузки по напряженности, оцениваемая по десятибальной системе – (10% напряженности нагрузки соответствуют 1 условному баллу нагрузки по напряженности, 20% – 2 баллам и т.д., 100% - 10 баллам).

Преодоление какой-либо дистанции с соревновательной скоростью отражает 100% напряженности нагрузки (10 условных баллов).

Направленность нагрузки – означает применение средств подготовки (тренировки), содействующих развитию отдельных физических качеств; обучению (ознакомлению, разучиванию, закреплению и совершенствованию) техники вида спорта; повышению уровня психологической подготовленности спортсмена.

Специфичность нагрузки – отражает степень соответствия тренировочных средств двигательной структуре соревновательных упражнений.

Тренировочная нагрузка

В кроссовом беге; в беге с прыжковой имитацией; при передвижении на лыжероллерах и на лыжах:

– бег с тренировочной скоростью
(частота сердечных сокращений 140-160 уд./мин.)

– бег с соревновательной скоростью
(частота сердечных сокращений 180 уд./мин. и выше)

Соревновательная нагрузка

Это комплекс физических и психических напряжений (в борьбе за реально возможный результат на соревнованиях с высоким уровнем конкуренции и ответственности), который не воспроизвести никакой тренировочной нагрузкой.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТЬЮ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК
СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Управление напряженностью физической нагрузки программ циклов спортивной тренировки (микроциклов, мезоциклов, макроциклов, многолетних циклов) осуществляется с целью достижения необходимого уровня развития физических качеств и функциональных возможностей организма лыжников-гонщиков в соответствии с возрастом, квалификацией и полом.

Под управлением в самом общем виде можно понимать процесс целенаправленного воздействия на какой-либо объект для повышения эффективности его функционирования и развития (Н.В. Жмарев, 1980).

Напряженность физической нагрузки – суммарный (интегральный) показатель параметров объема и интенсивности средств тренировки. Напряженность нагрузки выражается отношением выполненного объема (продолжительности) к максимально возможному в той или иной зоне интенсивности. Величина напряженности физических нагрузок циклических средств тренировки лыжников-гонщиков определяется соотношением величин дистанций и скорости их преодоления. Чем больше дистанция, тем ниже скорость ее преодоления, и наоборот. В.Н. Манжосов (1986) утверждает, что напряженность нагрузки на каждой отдельно взятой дистанции есть отношение показанной скорости к максимально возможной и выражается в процентах.

Результативность многолетней подготовки спортсменов в значительной мере зависит от рационального управления напряженностью, направленностью, специфичностью тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки на том или ином этапе годовых программ тренировки. Наиболее эффективным средством управления подготовкой спортсмена Г.В. Александрова, В.Ю. Волков, Ю.Т. Чихачев (1985) считают комплексный контроль. Полная и разносторонняя информация (оперативная, текущая, этапная) о динамических характеристиках физической подготовленности позволяет принимать объективные управляющие решения по коррекции тренировочной и соревновательной нагрузки на макро-, мезо-, микроцикл, на тренировочное занятие. Контроль выполняет корректирующую функцию, если будет проводится систематически, своевременно и на основе объективных критериев (Н.В. Жмарев, 1980).

Основными направлениями процесса управления физической подготовленностью спортсменов В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский (1985) считают:

– моделирование физической и функциональной подготовленности к соревновательной деятельности;

– диагностику на основе комплексного контроля;

– разработку рекомендаций по коррекции напряженности тренировочного процесса и индивидуального выбора параметров физических нагрузок средств тренировки на различных циклах тренировочного процесса.

Корректирование напряженности тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки на этапах и периодах годовых циклов заключается в выборе оптимальных соотношений компонентов и параметров тренировочных и соревновательных нагрузок различных средств тренировки в зависимости от задач программы цикла тренировки и уровня подготовленности лыжников, который определяется системой контрольных заданий физических упражнений (тестов) оперативного, текущего и этапного педагогического контроля.

Оптимизация диагностики подготовленности спортсмена после выполнения физических нагрузок отдельных занятий, циклов тренировки большой и предельной напряженности существенно зависит от снижения субъективности оценки его физических качеств и функциональных возможностей. Чтобы получить объективную количественную оценку подготовленности спортсмена на различных этапах его подготовки, достоверно определить влияние на состояние спортсмена выполняемых им упражнений (тренировочных нагрузок), необходимо использовать в процессе контроля тесты, методы и технические средства измерения, отвечающие требованиям информативности и надежности (В.В. Иванов, 1987). Под информативностью теста, метода, критерия в спортивной метрологии и теории тестов принято подразумевать степень точности определения того или иного свойства, качества, способности, характеристики и т.п., для оценки которого они используются
(В.М. Зациорский, 1979).

Задача повышения объективности оценки состояния спортсмена может быть решена с помощью рациональных методов медико-биологического, биохимического, психологического контроля и новых, научно обоснованных контрольных заданий физических упражнений педагогического контроля общей и специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков. Разработку рекомендаций нормативов оценки уровня физической подготовленности лыжников-гонщиков осуществлять в соответствии с возрастом, квалификацией, полом и задачами этапов годовых программ тренировки на основе специфических закономерностей построения физического воспитания, требований к педагогическим контрольным испытаниям и теории периодизации спортивной тренировки.

Применение в тренировочном процессе высоко информативных контрольных заданий физических упражнений, а также методов медико-биологического, биохимического и психологического контроля оптимизирует всестороннюю оценку подготовленности спортсменов в конкретное время.

Этапным контролем тренировочного процесса предусматривается:

– определение динамики уровня подготовленности по общей и специальной физической подготовке;

– анализ выполненных объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки разной напряженности, направленности и специфичности;

– глубокая и всесторонняя оценка состояния спортсмена в начале и в конце каждого этапа годового цикла тренировки.

Главные задачи текущего контроля:

– выявление изменений состояния спортсмена после проведения одного или серии занятий; внесение соответствующих коррекций напряженности тренировочного процесса.

Оперативный контроль проводится с целью экспресс-оценки реакции организма спортсмена на физическую нагрузку сразу после выполнения упражнения или задания.

Итак, схему управления напряженностью тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки на любом этапе годового цикла тренировки составляют:

– анализ информации системы методов комплексного контроля тренировочного процесса прошедшего этапа годового цикла;

– выявление ведущих факторов, за счет которых достигнуто данное состояние спортсмена;

– определение основных задач (направлений) в дальнейшей подготовке;

– принятие эффективных управляющих решений по коррекции напряженности тренировочных и соревновательных нагрузок средств тренировки очередного цикла тренировки.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

 

 

 


Управление: прогнозирование (предвидение, предсказание), планирование, организация, руководство с координацией, контроль, анализ.

Возможные цели – возможность спортивных достижений при благоприятных обстоятельствах (Н.В. Жмарев, 1980).

Спортивная деятельность (спорт) охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности (Л.П. Матвеев, 1991).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.