Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 2. Типы профессий, специальностей






Наименование типа Биономические специальности („человек — природа“) Технономические специальности („человек — техника“) Социономические специальности („человек — человек“) Сигнономические специальности („человек — знаковая система“) Артономические специальности („человек — ху­до­жест­вен­ный образ“)
Условные обозначения типа П (природа) Т (техника) Ч (человек) З (знак) X (художественный образ)
Главный, ведущий предмет труда в данном типе профессий Живые организмы, биологические, микробиологические процессы Технические системы, вещественные предметы (технические и естественные неживые), материалы, энергия Люди, группы, коллективы Условные знаки, шифры, коды; естественные или искусственные языки (формулы и т. п.) Художественные образы, их части, элементы, свойства
Примеры отдельных профессий, специальностей Полевод, животновод, агроном, зоотехник, ветеринарный врач, лесоустроитель Слесарь, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик; инженер-технолог Официант, продавец, медсестра общего профиля, преподаватель, воспитатель Наборщик, корректор, стенографистка-машинистка, программист-вычислитель, бухгалтер, экономист, ученый-теоретик Маляр, копировщик рисунков, художник-оформитель, музыкант-исполнитель, композитор, писатель, живописец
Виды учебной внеурочной и внешкольной деятельности, в которых частично представлены элементы соответствующего предмета труда Лабораторные, практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, выполнение работ на уроках сельскохозяйственного труда, в юннатских кружках, работа на приусадебном участке, в саду, огороде; уход за животными Лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, работа в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники Разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих; выполнение работ на уроках обслуживающего труда, выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, шефской воспитательной работы среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх Выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, выписок, дневников, коллекционирование, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок из газет, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем Разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях

2324

2. Слесарь, мастер по ремонту бытовой техники, тренер, животновод-механизатор, плодоовощевод, стенографистка-машинистка, художник-оформитель.

3. Шофер, летчик, судоводитель, машинист башенного крана.

4. Продавец, медсестра, работник справочной службы.

5. Конструктор, растениевод-опытник, портной-модельер, разметчик, закройщик.

6. Милиционер, пограничник, работник музея, работник службы охраны природы.

Рассмотрим и сравним такие профессии, как контролер-приемщик станочных и слесарных работ, токарь, машинист подъемного крана, закройщик. Все они связаны с техническими объектами труда и относятся к одному типу («человек — техника»), но существенно различаются по целям труда.

Цели труда контролера познавательные (гностические) — распознать признаки качества изделия, сличить свойства изделия с образцом (мысленным или наглядным), с требованиями ГОСТов1, разобраться, оценить. В связи с этим от работника (наряду со знанием и опытом) требуются устойчивость внимания, наблюдательность, интерес к свойствам продукции, активность познавательных побуждений, бдительность и дотошность, выносливость к однообразным нагрузкам на соответствующие органы чувств, самостоятельность в принятии решений.

Цель труда токаря — обработать, преобразовать реальный объект посредством некоторых операций. Все изменения объекта производятся на основе распознавания его признаков, учета их. Но все же главная цель труда не познавательная, а практически преобразовательная. В связи с этим от человека требуются наряду с вниманием и наблюдательностью способность и умение ясно представлять себе ход предстоящих действий, преобразований объекта (умение планировать работу), способность и умение многократно совершать точные (по времени и расстоянию), строго дозированные и координированные движения, предвидеть возможные последствия каждого действия; требуются склонность и интерес

25

именно не к пассивному созерцанию, а к изменению, улучшению объектов — «восторг делания».

Цель труда машиниста крана (как и любого подъемного или транспортного средства) —переместить объекты. Это тоже разновидность преобразования среды, но дополнительная особенность состоит здесь в том, что возникает много нестандартных ситуаций, в которых надо ориентироваться по определенным правилам, быстро принимать и точно исполнять свои решения или указания, сигналы других ответственных лиц (стропальщика, монтажника).

Цель труда закройщика (например, закройщика верха обуви в кожевенно-обувном производстве) — найти наиболее рациональный (экономный) вариант расположения резаков на заготовке. Сама по себе исполнительская работа (нажать педаль пресса, который вырубает детали) несложна — главное, быстро оценить качество, особенности заготовки и решить поисковую задачу о наилучшем расположении резаков. Закройщику нужны способность и умение мысленно комбинировать, перебирать в уме разные варианты ситуаций, оперативно принимать самостоятельные решения и исполнять их.

В зависимости от особенностей главных целей труда профессии и специальности можно разделить на классы, обзорная характеристика которых дана в приводимой схеме 3. Возможны профессии, занимающие промежуточное положение в разделах данной классификации.

Такие цели, как организовать, обслужить или обработать, переместить, — существенно различны; поэтому можно выделить соответствующие подклассы (специальности, связанные с управлением людьми или обслуживанием их; специальности, связанные с обработкой материалов или перемещением объектов, вождением транспорта и т. п.).

Упражнения. 1. Опираясь на свои знания, отнесите каждую из перечисляемых ниже специальностей к одному из указанных в схеме классов: а) мастер технической диагностики сельскохозяйственной техники; б) сборщик часов; в) плотник; г) геолог-разведчик; д) воспитательница детского сада; е) машинист электропоезда.

2. В соответствии со схемой обозначьте каждую из вышеназванных специальностей условной литерой («Г», «П», «И»).

26






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.