Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 4. Отделы профессий и специальностей






Названия отделов Специальности ручного труда Специальности операторов механизмов Специальности операторов автоматизированных и автоматических машин, установок, аппаратов Специальности, связанные в основном с функциональными орудиями труда
Условные обозначения отделов Р („рука“) M („механизм“, „машина“) А („автомат“, „аппарат“) Ф („функциональные средства организма“)
Особенности основных орудий труда Ручные (простые и механизированные) орудия труда Механическое машинное (в том числе, транспортное) оборудование с ручным управлением Автоматизированное и автоматическое оборудование или оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов Функциональные орудия (выразительные средства поведения, речи, правила решения практических и теоретических задач)
Примеры отдельных профессий разных типов и классов Ювелир, слесарь-сборщик, столяр, регулировщик электромеханических приборов, монтажник радиоаппаратуры, наборщик, пианист, хирург Машинист подъемного крана, шофер, токарь, фрезеровщик, опера тор буровой установки Печатник, сталевар, аппаратчик, машинист котельной, оператор энергосистемы Преподаватель, воспитатель, организатор, диктор, актер, артист балета, дирижер хора или оркестра, ученый-теоретик
Основные личные качества, к которым орудиями труда предъявляются повышенные требования Координированность, точность, соразмерность движений, способность точно дозировать их силу, направление, скорость, расстояние. Высокое развитие мышечно-суставной чувствительности, наглядно-действенного практического мышления Координированность, соразмерность, быстрота движений. Техническая сообразительность, устойчивость внимания Устойчивость внимания, наблюдательность, способность мысленно представлять невидимые процессы, предметы, их соотношения, оперативное техническое мышление Способность удерживать в уме множество правил, сведений, оперировать ими, способность самоконтроля и самоуправления

31

которых именно сам диктор воздействует на предмет своего труда — невидимую аудиторию (радиослушателей или телезрителей). Роль орудий здесь играют функциональные средства поведения и речи (произношение звуков, слов, фраз, смысловые и эмоциональные интонации, паузы, мимика лица).

Разумеется, орудия труда во многих профессиях и специальностях могут быть достаточно разнообразными, даже разнородными. Они составляют сложный комплекс, систему. Например, хороший слесарь-инструментальщик, решая ту или иную техническую задачу,

32

пользуется и простыми ручными, и весьма сложными машинными средствами обработки изделий, при этом он может настолько хорошо владеть работой на разных станках, что, как говорят, «не замечает, к которому станку подходит», а думает в основном о самом обрабатываемом изделии.

Но все же в системе орудий труда по той или иной специальности желательно выделять ядро главных, основных, ведущих орудий, которые определяют наиболее сложные и ответственные действия работника, требуют специального обучения и определяют облик специальности, уровень квалификации работника. Не исключено, что в некоторых специальностях равноценную роль могут играть разнотипные орудия. Тогда мы будем иметь промежуточный вариант расположения специальности в классификации. При группировке сложных явлений это случается нередко.

В зависимости от особенностей главных орудий труда целесообразно выделить по крайней мере те разновидности — отделы профессий и специальностей, которые обзорно охарактеризованы в схеме 4.

Упражнения. 1. Опираясь на свои знания, отнесите каждую из перечисляемых ниже специальностей к одному из указанных в схеме отделов: а) рулевой-моторист; б) скульптор; в) осмотрщик вагонов; г) экскурсовод; д) скрипач; е) бульдозерист.

2. В соответствии со схемой обозначьте каждую из вышеназванных специальностей условной литерой («Р», «М», «А», «Ф»).

3. Попытайтесь указать те личные качества (с учетом перечисленных в нижней графе схемы), которые, как вам кажется, у вас четко выражены. Обсудите это с более опытными людьми, которые вас хорошо знают.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.