Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая история разделения труда в обществе






Разделение труда не всегда было и не всегда будет таким, как сегодня. Оно сложилось в ходе развития общества и продолжает изменяться. С фактами разделения труда вы встречались в курсах истории, географии. Первобытный человек, чтобы выжить в борьбе за существование, должен был уметь делать все необходимое для своей жизни — добывать пищу, изготовлять одежду, оборудовать жилище, защищаться от опасностей и врагов, объяснять причины своих успехов и неудач, предвидеть ход событий и создавать условия для успеха.

По ряду причин в человеческом обществе постепенно произошло первое крупное разделение труда. Одни люди или целые племена стали заниматься специально (преимущественно) скотоводством, другие — земледелием. Специалисты-скотоводы и специалисты-земледельцы не могли обойтись друг без друга, ибо у одних могли быть в избытке продукты скотоводства (мясо, молоко, шерсть, шкуры и т. п.), но не было или было мало продуктов земледелия (зерна, волокна, а значит и ткани

10

и т. п.), у других же мог возникать избыток этих продуктов, но не было достаточного количества продуктов скотоводства. Таким образом возник обмен продуктами труда, ценностями. В ходе этого обмена в дальнейшем возникли некоторые промежуточные средства обмена — деньги.

Далее постепенно аналогичным же образом произошло второе крупное разделение труда — выделились ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это также было связано с взаимным обменом производственными ценностями между разными специалистами — ремесленниками, скотоводами, земледельцами. Деятельность по обмену стала настолько сложной и хлопотной, что отвлекала производителя ценностей от его прямого дела. В связи с этим возникло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену — торговцы, купцы.

В процессе развития человеческого общества постепенно произошло отделение производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных. Появились специалисты по общественному управлению, научному, художественному и религиозному осмысливанию жизни. Это также предполагает обмен; например, ученые и художники должны отдавать созданные ими ценности в обмен на материальные средства существования, которые они сами не производят, но жить без которых не могут. Однако дело было осложнено тем, что это разделение труда произошло в связи с развитием классового эксплуататорского, а именно рабовладельческого общества. Возникнув как детища материально-производственного труда, наука и искусство оказались на службе не тех, за счет кого существуют, а на службе угнетателей. Более того, эксплуататоры и их идеологи стремились всячески противопоставить труд по созданию духовных ценностей труду в сфере создания материальных ценностей, подчеркивая их различие, а не родство. Пережитки этого противопоставления имеют место и сейчас и проявляются в наблюдающемся иногда чванстве, сознании собственной исключительности у отдельных представителей науки и искусства, пренебрежении к труду в сфере материального производства.

В соответствии с исторически сложившимся (и не зависящим от желания отдельных людей) разделением

11

труда в современном обществе существуют тысячи видов трудовых постов, должностей, рабочих мест.

Было бы неправильным думать, что в обществе идет только процесс дробления, «измельчения» видов деятельности. Там, где это необходимо, происходит и их слияние, объединение. Например, лет сорок назад при вспашке земли типичной была такая картина: за рулем трактора сидит один человек (тракторист), а на плуге, прицепленном к трактору, — другой («плугарь»). Да еще не всякий удостаивался чести быть плугарем — как-никак, все же «при технике»! А сейчас оба эти занятия слились в одно — «тракторист-машинист широкого профиля». Это стало возможным благодаря тому, что трактор теперь оборудован так, что управление, например, плугом легко осуществляется из кабины тракториста. Более того, к трактору можно прицепить и навесить самые разнообразные дополнительные приспособления-орудия, управляемые все из той же кабины.

Раньше считалось нормальным, что на мелких речных судах (катерах) один человек находился у штурвала, а другой — у двигателя: теперь же благодаря более совершенной технике судном управляет один человек —рулевой-моторист. Иногда виды труда, возникнув и просуществовав некоторое время, отмирают. В шахтах давно исчезли коногоны, в машиностроении вы не встретите молотобойца ручной ковки и т. д.

Итак, процесс разделения труда — это далеко не дробление, а развитие все более совершенных и эффективных видов труда.

Таким образом, надо различать два следующих положения:

1. В каждый данный момент разделение труда в обществе представляет собой, действительно, множество обособленных видов деятельности.

2. Развитие разделения труда происходит далеко не обязательно в направлении их дальнейшего обособления и дробления. В этом процессе развития наблюдаются следующие четыре типа изменений видов деятельности: 1) дробление; 2) объединение; 3) появление и развитие новых видов деятельности; 4) отмирание и исчезновение устаревших.

Упражнение. Опираясь на трудовой опыт ваших родителей или заменяющих их лиц, приведите примеры, показывающие, как изменилось разделение труда в какой-либо

12

области (какие виды работ, трудовых постов исчезли и какие появились вновь, какие виды деятельности раздробились, распределились между разными работниками, какие объединились в рамках одной специальности).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.