Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I.






ПРЕДИСЛОВИЕ

Такие школьные учебные предметы, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят вас в мир неживой и живой природы, история и литература — в мир общественных явлений, математика — в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед входом в который стоит каждая девушка и каждый юноша, — мир профессий. При этом каждая профессия — это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Существует около 40 тысяч разных специальностей, большинство из которых неизвестно юному читателю. Выбор жизненного пути, профессии — это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?

Разумный человек не возьмется проектировать мост, если он специально этому не учился. Он понимает, что это сложная задача, и цена ошибки здесь может быть

4

очень высокой — жизнь людей. Что же касается задачи о выборе профессии, то сложность ее часто недооценивают не только подростки, но и некоторые взрослые, слишком уверенно давая первые приходящие в голову советы и решения. А цена ошибок здесь тоже немалая — судьба человека.

Решить задачу — это значит выполнить некоторые действия и получить полезный результат, который без этих действий непосредственно получить нельзя.

Вы привыкли к математическим задачам. Но задачи могут быть не только математические и не только теоретические, но и практические. Вы решаете их чаще, чем вам это кажется. Иногда они очень просты.

Утром, взглянув в окно и увидев, что погода изменилась, вы быстро решаете задачу о том, какая одежда сегодня будет наиболее подходящей. Взглянув на часы, вы решаете задачу о том, успеете ли зайти по дороге в школу к товарищу, подруге или это уже не имеет смысла. Это очень простенькие, но все же задачи. Здесь всегда что-то известно, «дано», а что-то требуется определить, найти ответ. Впрочем, если и ошибешься, то легко исправить ошибку.

Не то с задачей о выборе профессии. Это — одна из сложнейших и самых ответственных жизненно практических задач, которые приходится решать человеку. Почему? Во-первых, ошибочность решения обнаружится не сразу, а иногда после многих лет, которые оказываются напрасно потерянными на приобретение неподходящей профессии. Расплата за сделанную ошибку будет слишком велика. Во-вторых, при решении такой задачи надо одновременно учесть много разнообразных данных — об особенностях профессии, о себе, о своей семье, о народнохозяйственном значении этой профессии и т. д. Многие из необходимых данных известны очень приблизительно или отрывочно. В-третьих, не всегда и не всем известно, какие действия и в каком порядке нужно выполнить для наилучшего решения этой задачи.

5

Любая профессия является у нас достойной, заслуживающей уважения. Не случайно среди Героев Социалистического Труда, среди лиц, отмеченных правительственными наградами, вы встретите хлебороба и металлурга, доярку и рыбака, педагога и плотника, одним словом — представителей всех профессий.

Наиболее ответственный этап в решении задачи о выборе профессии — выпускной класс. Здесь важнейшую роль играют самостоятельность и инициативность в выборе профессии. Недаром соответствующий возраст именуют возрастом самоопределения.

Предлагаемая книга призвана дать основные сведения и ориентировку по вопросу о выборе профессии. Интересующую нас область знаний не случайно назвали «профессиональной ориентацией», или «профориентацией».

При работе с данной книгой можно принять (в зависимости от подготовленности, возраста, имеющегося времени) один из следующих вариантов программы ее изучения (программы приводятся в порядке возрастающей сложности):

Первая программа (наиболее сокращенная; проходится без упражнений, приводимых в конце параграфов):

I часть. § 1, 6, 7; описания профессий в § 14—18.

II часть. Текст перед § 1; § 1—3, 10, 12—14, 19, 20.

III часть. § 1, 2, 4, 7.

Вторая программа (проходится без упражнений, приводимых в конце параграфов):

I часть. § 1, 4—12, 14—18.

II часть. Текст перед § 1; § 1—6, 9, 10, 12—15, 17—20.

III часть. § 1—7.

Третья программа (проходится с выполнением упражнений, приводимых в конце параграфов):

I часть. § 1, 3, 4—18.

II часть. Текст перед § 1; § 1 — 10, 12—15, 17—20.

III часть. § 1—7.

6

Четвертая программа (последовательное изучение всех разделов книги).

Полученные в процессе изучения данной книги знания, а главное умение разбираться в ранее незнакомых видах профессионального труда понадобятся вам не только при выборе профессии на пороге выпуска из общеобразовательной школы.

В обществе действует так называемый «закон перемены труда». Он состоит в следующем. Внедрение новой техники, применение новых видов энергии, сырья, материалов и прогрессивные изменения в способах труда (во всех его сферах без исключения) приводят к тому, что те или иные традиционные виды работ, занятий сокращаются в объеме или вовсе исчезают, а вместо этого появляются другие — «современные». Потребность в кадрах по одной специальности может уменьшаться, а по другой — увеличиваться. В связи с этим перед людьми время от времени возникают задачи перехода на другую работу (или задачи столь существенного переучивания, что это также равносильно смене специальности).

Таким образом, вопрос о выборе профессии, специальности, об уточнении этого выбора время от времени возникает в течение всей трудовой жизни человека. Вот почему основы знаний и умений по вопросам профессиональной самоориентации нужно усвоить не до выхода из школы, а на всю жизнь.

7

Часть I.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.