Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кран управления делителем




Диаметр отверстия под гнездо ... 18,000...18,035 18,75
Диаметр поверхности трения

золотника êðàíà................................. 9,945...9,985 9,925

Коробка передач модели 14(рис. 128) состоит из

следующих основных узлов: картера 34 коробки
передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведо-


 




 


Рис. 128. Коробка передач модели 14:1- вал ведущий; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала; 3, 23 - прокладки регулировочные; 4 - шток рычага; 5 - кольцо защитное; 6 - крышка опоры рычага; 7 - сухарь опоры рычага; 8 - кольцо уплотннтельное; 9 - опора штока; 10 - пружина; 11 - опора рычага переключения передач; 12 - ось блока шестерен заднего хода: 13, 31-шайбы упорные; 14 - блок шестерен заднего хода; 15 - роликоподшипник: 16 - болт со штифтом; 17 - шайба стопорная; 18 - крышка верхняя; 19, 32, 36 - прокладки уплотнительные; 20 - крышка заднего подшипника ведомого вала; 21 - кольцо стопорное; 22 - шарикоподшипник задний ведомого вала: 24 - червяк привода спидометра; 25, 39 - манжеты уплотнптельные; 26 - гайка крепления фланца; 27 - фланец крепления карданного вала; 28 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 - крышка подшипника; 30 - роликоподшипник сферический: 33 - вал промежуточный; 34- картер коробки передач; 35- вал ведомый; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 - картер сцепления; 40 - вилка выключения сцепления; 41-вал вилки выключения сцепления; 42 - муфта выключения сцепления


Раздел II.Сборочные единицы и системы силового агрегата



 


мый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестер­нями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 короб­ки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреп­лен картер 38 сцепления.

Подшипники валов закрыты крышками с уплот-нительными прокладками. Крышка 2 заднего под­шипника ведущего вала внутренней расточкой цен­трируется по наружной обойме подшипника; по­верхность крышки, обработанная по внешнему диа­метру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для разме­щения в ней маслонагнетающего устройства; спи­ральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания масло-нагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центро­бежные силы, а значит способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подво­да смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания. Крышка 20 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 25 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В нижней части крышки в специальной расточке поме­щен валик, выполненный заодно с шестерней 10 (рис. 129) червячной пары привода спидометра. На выступа-



7 2 J

16 15 ft 13 12 1110 3

В 5 k

Рис. 129. Коробка передач модели 14. Вид сзади: 1- рычаг переключения передач; 2 - штифт уплотнительный; 3 -винт установочный; 4 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 5 - крышка люка отбора мощности; 6 -прокладка уплотнительная; 7 - пробка с указателем уровня масла; 8 - пробка сливная с магнитом; 9 - пробка сливная; 10 - шестерня привода спидометра; 11 - втулка шестерни; 12 - шестерня ведущая привода датчика спидометра; 13 - шестерня ведомая привода датчика спидометра; 14 - валик привода спидометра; 15 - манже­та уплотнительная; 16 - фланец датчика спидометра


 

Таблица21
Количество зубьев сменных цилиндри- Передаточное число главной передачи
ческих шестерен 6,53 7,22 5,94 5,4
Ведущей Ведомой 24 24 23 26 25 23

ющем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня 12 цилиндрической пары сменных шестерен привода спидометра. Ведомая цилин­дрическая шестерня 13 установлена на валике 14 привода спидометра, который вращается в расточке фланца 16 датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни смазываются конси­стентной смазкой ЦИАТИМ-201, закладываемой при сборке. От вытекания смазка удерживается масло-сгонной резьбой, выполненной на валике, и манже­той. Для обеспечения правильности показания спи­дометра числа зубьев сменных цилиндрических шес­терен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи (табл. 21).



В приливах правой стенки картера коробки пере­дач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (см. рис. 128) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена сто­порной шайбой 17, привернутой болтом 16, имею­щим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.

Масло в коробку передач заливается через гор­ловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки 8 и 9 (см. рис. 129), в пробку 8 вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены по ГОСТ 12323—66. Допустимый отбор мощности по 22064,97 Вт (30 л. с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при враще­нии шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.


Рис. 130. Ведущий вал в сборе: 1- вал ведущий; 2 -подшипник шариковый; 3 - кольцо стопорное подшип­ника; 4 - гайка кольцевая; 5 - кольцо маслонагнетающее; 6 - шарик стопорный

В верхней правой части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращени­ем шестерен. Из масляного кармана масло по сверле­нию в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра. Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестерня­ми по пятну контакта и уровню шума.



Автомобили КамАЗ


 


Ведущий вал коробки передач(рис. 130) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является шариковый подшипник, расположенный в расточке коленчатого вала. Полость подшипника заполнена смазкой 158 и уплотнена манжетой. На задний конец вала с упором в торец шестерни посажены шарико­подшипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, которое от проворачивания на валу застопорено шариком 6. Детали 2 и 5 стянуты кольцевой гайкой 4, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.

Маслонагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую, трехзаходную винтовую нарезку, кото­рая закачивает масло в полость нагнетания.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором стальных прокладок 3 (см. рис. 128) толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом крышки ведущего вала и наружной обоймой подшипника.

Промежуточный вал 1(рис. 131) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и пере­дачи заднего хода. На переднем конце вала напрес­сованы и закреплены сегментными шпонками 8 шестерни 7 и 6 третьей и четвертой передач и шестерня 3 привода промежуточного вала.

Ведомый вал16 (рис. 132) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим ва-


лом. На переднем конце вала посажен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом, все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни 18 и 7 четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установ­лено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устрой­ством, расположенным на ведущем валу.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.

Механизм переключения передач(рис. 133) смон­тирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6, 7 переклю­чения, двух головок штоков, трех фиксаторов (рис. 134), предохранителя 2 (рис. 135) включения первой передачи и заднего хода а также замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (см. рис. 134) и штифта. 4. Шарики расположены между штоками


 




12 3 k 5 6 7

 


 


Рис. 131. Промежуточный вал в сборе: 1- вал промежуточ­ный; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - шестерня привода промежуточного вала; 4 - кольцо стопорное; 5 -втулка распорная; 6 - шестерня IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - шпонка сегментная


Рис. 133. Механизм переключения передач: 1- заглушка; 2 -крышка верхняя коробки передач; 3 - вилка переключения IV и V передач; 4 - винт установочный; 5 - проволока шплинтовочная; 6 - вилка переключения II и III передач; 7 - вилка переключения I передачи и заднего хода


 



15 1 В

21201318

 


Рис. 132. Ведомый вал в сборе: 1- кольцо стопорное; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - синхронизатор IV и V передач; 4 - кольцо упорное; 5-ролики подшипника IV передачи; 6 - втулка шестерни IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - подшипник роликовый; 9 - синхронизатор II и III передач; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня заднего хода: 12 - муфта включения I передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни I передачи; 14 - шестерня I передачи; 15 - шайба упорная; 16 - вал ведомый; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня IV передачи; 19 -пружина: 20 - втулка промежуточная; 21 - шпонка замковая


Раздел II. Сборочные единицы и системы силового агрегата 87



Рис. 134. Замок и фиксаторы механизма переключения: 1-


Рис. 135. Предохранитель механизма переключения передач: 1- пружина предохранителя; 2 - предохранитель; 3 -толкатель предохранителя

шарик замка; 2 - стакан стопорного шарика; 3 - пружина стопорного шарика; 4 - штифт замка; 5 - шарик стопор­ный фиксатора


во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками. Диаметры шариков и рас­стояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемо­го штока, и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом. Сверху на крышку механиз­ма переключения установлена опора 11 рычага (см. рис. 128) со штоком 4, перемещающимся в сфери­ческой опоре. С правой стороны опоры ввернут установочный винт 3 (см. рис. 129), который фикси­рует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут.

Коробка десятиступенчатая передач модели 15(рис. 136) состоит из основной пятиступенчатой коробки передач 1 и переднего двухступенчатого редуктора делителя 4 передач.

Основная пятиступенчатая коробка передач модели 15 максимально унифицирована с коробкой передач модели 14, кроме небольшого числа деталей, измене­ние конструкции которых вызвано применением де­лителя передач. Конструктивные изменения в основ­ной коробке передач перечислены ниже:

—изменена конструкция ведущего вала 6 и крыш­
ки 11 заднего подшипника; между крышкой и кар­
тером коробки передач отсутствует уплотнительная
прокладка;

—передней опорой ведущего вала является ро­
ликовый подшипник 5, расположенный в расточке
ведущего вала делителя;

А-А


Рис. 136. Коробка передач десятиступенчатая модели 15: 1- коробка передач основная пятиступенчатая; 2 - втулка распорная; 3 - прокладка уплотнительная; 4 - делитель передач; 5 - подшипник передний роликовый ведущего вала; 6 - вал ведущий; 7 - гайка кольцевая; 8 - шайба; 9 - муфта синхронизатора; 10 - прокладки регулировочные; 11 -крышка заднего подшипника ведущего вала



Автомобили КамАЗ


 


вместо маслонагнетающего кольца на валу на
шлицах закреплена гайкой муфта 9 синхронизатора;

— отсутствует передняя крышка промежуточного
вала, вместо нее осевое смещение переднего под­
шипника промежуточного вала ограничивает рас­
порная втулка 2, которая одновременно является и
маслоотражательной шайбой;

— масляные ванны коробки передач и делителя
сообщаются между собой двумя отверстиями, име­
ющимися в нижней части переднего торца коробки
передач и в задней стенке делителя.

Осевой ход ведущего вала регулируется сталь­ными прокладками 10 толщиной 0,2 и 0,3 мм.

Делитель передач (рис. 137) — механический, редук­тор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизато­ра 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

W

Рис. 137.Делитель передач: 1 - прокладки регулировочные; 2 - вал ведущий; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 -шарикоподшипник; 5 - крышка задняя подшипника веду­щего вала; 6 - крышка люка; 7 - синхронизатор делителя в сборе; 8 - шестерня ведущего вала; 9 - подшипники шестерни ведущего вала; 10 - роликоподшипник задний; 11 - вал промежуточный


Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наруж­ной обоймой шарикоподшипника. На переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в де­лителе. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор 7 инерционного типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.

Механизм переключения делителя передач за­креплен на картере делителя слева.

Дистанционный привод управления основной ко­робкой передач(рис. 138) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые пере­мещаются в сферических втулках 13 из металлоке­рамики, втулки уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке крон­штейна опоры 2 и в картере маховика. Опора про­межуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.

Опора рычага переключения передач (рис. 139) состоит из кронштейна 1, гофрированного уплотни­теля 5 люка, пружины 6 уплотнителя, укороченного рычага 4 переключения передач, который сфери­ческой частью опирается на полиуретановую втулку 7, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу 2 пружиной. Установочный винт 8 фиксирует рычаг переключения в нейтраль­ном положении при регулировке привода. В рабочем положении болт должен быть вывернут и застопо­рен контргайкой.

Дистанционный привод управления основной ко­робкой передач модели 15 отличается от привода коробки передач модели 14 удлиненной промежу­точной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (см. рис. 138) крана управления делителем.

Пневматическая система переключения передач делителя (рис. 140) состоит из следующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач дели­теля с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения делителя передач, упора 2 клапана и воздуховодов.

Воздух из ресивера IV контура привода вспомо­гательной тормозной системы под давлением 608.. .736 кПа (6,2. ..7,5 кгс/см2) подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из клапана поддерживается постоянное давление, равное 387...436кПа (3,95. .А, 45 кгс/см2), величина которого регулируется проклад­ками, установленными на корпус пружины.

Кран 3 управления делителем (см. рис. 140) в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспреде­лителя 6 и перемещает золотник воздухораспреде-


Раздел II. Сборочные единицы и системы силового агрегата 89



16 С-С

 


Рис. 138. Привод управления механизмом переключения передач: 1 - кран управления делителем; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - переключатель крана; 4 - рычаг переключения передач; 5 - трос крана управления с оплеткой; 6 - головка передней тяги управления; 7 - рычаг наконечника; 8, 22 - контргайки; 9, 21 - винты установочные; 10 - тяга передняя управления; 11 - сухарь шаровой опоры; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка шаровой опоры; 14 - пружина; 15 - крышка; 16 - рычаг передней тяги; 17-тяга промежуточная; 18 - фланец стяжной регулировочный; 19 - болт; 20 - опора; 23 - шток рычага переключения передач; 24 - болт крепления регулировочного фланца




3-

 


 


Рис. 139. Опора рычага переклю­чения передач: 1 - кронштейн; 2 -опорная шайба; 3 - чехол; 4 -рычаг наконечника; 5 - уплотни­тель люка; 6 - пружина; 7 - поли-уретановая втулка; 8 - установочный винт


Рис. 140. Пневматическая схема системы управления делителем передач: 1 -

клапан включения делителя; 2 - упор штока клапана; 3 - кран управления; 4 - клапан редукционный; 5 - механизм переключения передач; 6-воздухораспре-делитель; I - из пневмопривода тормозов; Н, В - низшая и высшая передачи в делителе



Автомобили КамАЗ


 


лителя в одно из двух крайних положении, подго­тавливая, таким образом, подачу воздуха в полость А или С силового цилиндра.

Предварительный выбор передачи в делителе про­изводится перемещением рычага переключателя кра­на в положение В или Н, который через трос, заклю­ченный в оплетку, перемещает золотник крана.

Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапа­ном (рис. 141) включения делителя передач, откры­вание которого осуществляется упором 2 (см. рис. 140), закрепленным на толкателе поршня пневмо-гидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал