Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легенды и мифы




Техно - это поле битвы умов, область активного мифотворчества. За техностоит если и не идеология, то по меньшей мере достаточно развитый комплексидей. Техно-люди некритично повторяют (говоря современным языком, семплируют) эти идеи, давным-давно превратившиеся в штампы.Техно якобы принципиально отличается от рок- и поп-музыки. Больше того, техно противостоит самому духу коммерциализированной поп-музыки. Постоянноподчеркивается то обстоятельство, что техно-трек - это не песня.

Pop

Действительно, основа поп-музыки - это песня. В идеале ожидается, чтопотребитель не заметит, что перед ним поп-музыка - то есть коммерческийпродукт или, в любом случае, определенное музыкальное явление со своимиусловностями и законами, - а будет считать, что имеет дело с " простопесней", которую может спеть кто угодно, например, он сам. Слушатель, напевающий услышанную по радио песню и полагающий, что она написана про негои для него - это типичное явление именно для поп-музыки.Принципиально важно, что песню поет живой человек, он хочет что-тосказать миру, как правило, раскрыть свою душу. Но от певца или певицы вовсене требуется быть искренними, и текст песни - это китч, заведомая фальшивка.Более полувека назад был сформулирован основной принцип поп-музыки: " It's a singer, not a song" (Все дело в певце, а не в песне). Уже в 30-егоды во всех цивилизованных странах был налажен конвейер по поточномупроизводству шлягеров, а вот производить на потоке любимчиков публики тогдаеще не умели.Этот основной принцип надо понимать так: если песню поет звезда, то имелодия окажется хорошей, и текст задушевным. И самое главное - слушательначнет себя идентифицировать с исполнителем. Чтобы помочь в этом делепотребителю, шоу-бизнес использует имидж поп-музыканта. Имидж - это нетолько экстравагантный внешний вид звезды. Это и то, что звезда говорит, вкаких ситуациях оказывается, как из них выпутывается и так далее. Имидж -это жизненная позиция, которую можно изложить в форме анекдота. Именно сэтим самым анекдотично-карикатурным имиджем и идентифицируют себяпоклонники, мечтающие блистать, как Мадонна, хамить, как Джонни Рогтен, любить, как Scorpions, спиваться, как Том Уэйтс, или страдать, как КуртКобейн.

Rock

Рок тоже базируется на песнях, которые поет живой человек. И рок-певецделает вид, что раскрывает миру свою душу, как правило, всем недовольную ибунтующую. Боль - а также радость - души лучше всего выражается луженойглоткой, тремя гитарными аккордами и малоизобретательным барабанным стуком.Рок, вообще говоря, - разновидность поп-музыки, ведь главное для попа -это самоидентификация слушателя с песней, уверенность, что песня обращаетсянепосредственно к нему. Поп эротичен, манерен, провокационен. И Элвис Пресли- это поп, и The Beatles, и АВВА, и Black Sabbath, и The Clash.Поп предлагает народонаселению не столько задушевные тексты иприлипчивые мелодии, сколько систему ценностей, Эрзац мировоззрения.Поп-музыка - прежде всего социальное явление. Собственно музыказанимает в нем довольно незначительное место: грубо говоря, подростки живутпод свою музыку, что-то чувствуют, надеются, ненавидят, делят себя на своихи чужих в зависимости от стиля музыки, даже часто ее слушают, но они ее неслышат. В равной степени это относится и к гитарному скрежету, и кзадушевным песням, и к звукам, извлеченным из ритм-машины и синтезатора. Ито, и другое, и третье - часть молодежной культуры.Употребляя выражение " молодежная культура", надо делать поправку наинфантилизм потребителей поп-продукции. Великовозрастные поклонники музыки60-х-70-х годов: хард-рока, джаз-рока, арт-рока -высокомерно ухмыляются, когда речь заходит о молодежной музыке, поскольку уверены, что техно - этомузыка для безмозглых тинейджеров, не способных оценить настоящее качество.Но все эти бесконечные The Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd, Doors, Queen, Uriah Heep, Genesis, Yes, Rainbow, Led Zeppelin, Grateful Dead... - икакие там еще есть " легенды и звезды" хиппи-рока? - и есть самая настоящаямузыка для безмозглых тинейджеров, по уши утонувших в своей молодежнойкультуре. Если кто-то, как дитя малое, никак не может отлепиться душой отнабившей оскомину подростковой музыки тридцатилетней давности, то это недает ему повод утверждать, что именно в ней скрыты подлинные сокровища.Чуждая всякой критичности влюбленность в хиппи-музон наполняет душувеликовозрастного инфантила непомерными восторгом и пафосом: " Классическийрок! " Да ведь он не менее примитивен, вторичен и убог, чем вся остальнаяпоп-продукция! И точно так же рассчитан на самый массовый вкус.Рок откровенно любуется своими бицепсами, высокой потенцией, обнаженноймускулистой грудью, красивыми волосами, демоническими глазами и загорелымискулами (все это - следствия повышенного содержания мужского гормонатестостерона). Рок омерзительно патетичен и театрально-мужествен. Все этоотносится и к Doors, и к Death: если уж петь, то не иначе как о вечных ивневременных проблемах добра и зла, жизни и смерти, веры и предательства, овечном проклятии, о трагедиях и катастрофах; если уж брать аккорд, то неиначе как в до-мажоре. Если притягивать за уши какую-то иную музыку, то неиначе как что-нибудь симфонически-струнное и надсадно-трагическое, называяэтот хлам классикой (голливудские кинокомпозиторы тоже так поступают).Слушая рок, его потребители приходят в восторг от того, что они -крепкие, сильные, жестокие, а главное красивые, мужчины, лишенные иллюзий.Все это, разумеется, не что иное, как ницшеанско-вагнерианский комплекс. Ноодного взгляда на лица металло-музы-кантов достаточно, чтобы увидеть: всеэти нордические одинокие герои - слюняво-сопливые участники деревенскойсамодеятельности.Металлорок - акустический эквивалент комиксов-страшилок. Не тольковнешний вид музыкантов и оформление их альбомов, но и их музыка - чистойводы клоунада.Разговоры о том, что рок дик - полная чушь. Металл - это исключительнострогая и чопорная музыка, помешанная на идее высокого исполнительскогомастерства. Но и разговорам о технических сложностях рока и о виртуозах вкожаных штанах верить никак нельзя. Действительно, существует гиперсложная втехническом отношении музыка, есть даже и такая, которую вовсе невозможноисполнить в соответствии с нотами - это выше человеческих сил. В качествепримера могут служить некоторые произведения таких композиторов, как ДжонКейдж, Карлхайнц Штокхаузен или Янис Ксенакис. Их пьесы берутся исполнятьочень немногие музыканты, а внятно это получается у единиц. Но, во-первых, это далеко не рок, а во-вторых, действительно виртуозное исполнение вовсе нестремится натужно демонстрировать свою техничность, музыка звучит легко иестественно. Кроме того, неспециалист часто не в состоянии оценить, чтоявляется технически сложным, а что - простым.Рок, который не гордится своей повышенной потенцией, называетсяальтернативным. Его делают пугливые сутулые юноши или хамского вида девицы.Альтернативный рок - это студенческо-героиновый балаган: крестьянская войнас шоу-бизнесом, восстание силезских ткачей.Наличие мелодии в рок-песне - дело необязательное, куда важнееприлипчивый гитарный рифф. Но все это - вещи второстепенные и с течениемвремени подвергшиеся изрядной инфляции: самое главное в роке -это громкостьзвука.Впрочем, Джастин Броадрик (Godflesh) уверен, что и этого про роксказать нельзя: " Рок-музыка вообще не имеет отношения ни к жестокости, ни креальности. Рок-музыка интересуется исключительно сбережением своих старыхклише и стереотипов. Заниматься роком - то же самое, что работать наконсервной фабрике: доставать селедку из одних жестяных банок и тут жезакатывать ее в новые".В любом случае, поп (и его частный случай - рок) должен " цеплять", тоесть не оставлять равнодушным. Только неравнодушный человек отправится вмагазин и купит звуконоситель. Звуконоситель хранят дома и дома же слушают.

Techno

В техно нет гитар, но что еще важнее - нет голосов живых людей. Затехно-музыкой не стоит человек. В техно нет песен и мелодий, а главное - нетпесенной структуры, то есть никто не считает, сколько тактов осталось доприпева. Техно вовсе не рождается на ваших глазах из чьей-то мятущейся илитихо ликующей души. Техно не льется из-под чьих-то виртуозных пальцев - утехно нет потеющего исполнителя.Но делать отсюда вывод, что техно получается само собой, без затратвремени, ума и сил - большая ошибка.В идеале слушателю техно не должно быть известно, кто его сделал. Инымисловами, техно избегает фотографий с чьими-то рожами и, как следствие, отказывается от звезд - у техно-ди-джеев и продюсеров нет имиджа.Отказываясь от звучащего слова, техно отказывается и от словапечатного: о техно буквально нечего сказать.В чем смысл техно, для чего оно вообще нужно? Нести радость людям.Причем не абстрактную радость, которую кто-то когда-то почувствует, а оченьконкретную - танцующим на танцполе должно быть радостно здесь и сейчас.Техно - сугубо функционально, то есть является инструментом: онопредназначено побуждать к танцам, но танцы эти - непростые. Танцуя подтехно, следует отключаться и впадать в экстаз.Westbam: " У техно нет никакого содержания, техно ничего не хочет тебесообщить и ничего не обещает в будущем. Техно ни к чему не призывает и нетребует никаких жертв. Техно дает сиюминутное чувство свободы. А такжесчастье. А также чувство, что ты не одинок. Вот и все". Дескать, теоретизировать на эту тему столь же глупо, как и объяснять, в чем состоитпрелесть водки.Принципиально важно, что танцующие не знают ни настоящего имениди-джея, ни названий пластинок. Обычным людям техно-грампластинки не нужны: потребитель потребляет техно в процессе танцев, в акте живого присутствия.Техно нельзя унести с собой домой - вы же не можете унести с собой пьяныйразгул, атмосферу рок-концерта или духоподъемный момент церковной службы.Иными словами, техно - это экзистенциальное переживание.Раз техно не продается публике в виде звуконосителей, оно функционируетвне коммерческих структур шоу-бизнеса: концерны звукозаписи, перешедшие накомпакт-диски, не могут наложить на него свою лапу.Техно - это музыка будущего, техно устремлено в будущее еще со временKraftwerk и Хуана Эткинса.Электронные звуки зовут в новое тысячелетие - к полетам на другиепланеты, а не к крестьянской сохе. Техно быстро развивается, техно - этоединственная область музыки, в которой наблюдается прогресс, все остальноенаходится в застое и упадке, в лучшем случае - пытается поспевать за техно, используя его достижения. Таким образом, техно оплодотворяет всю современнуюмузыку, выводит ее из кризиса.Техно изменило не только саунд нашей цивилизации, но и ее вид. Имеютсяв виду высокотехнологическая компьютерная графика, а также яркий иэкстравагантный стиль одежды и оформления интерьеров. Визуальный техно-стильликвидировал гадкую и закомплексованную эстетику 80-х.Техно - электронная музыка, ее развитие связано с бурным развитиемсверхсовременной аппаратуры, с применением высоких технологий.Техно - это не бум-бум-бум-бум! Техно сложно устроено. Техно обладаетдушой, движением. Техно обращается к чувствам.Ди-джей - это музыкант нового типа. Он не просто заводит грампластинки, он находится в живом контакте с танцующей толпой, он ее магнетизирует. Самипо себе техно-треки - это полуфабрикаты. Ди-джей, состыковывая треки ипуская их параллельно друг другу, изготовляет из этих полуфабрикатов живуюмузыку. Кстати, именно поэтому техно находится вне критики: музыкальныекритики сами не танцуют, а судят о техно по грампластинкам, то есть пополуфабрикатам. Но нельзя же судить о качестве ресторана, заглянув вхолодильник на кухне и пытаясь укусить замороженную курицу! (Знаменитыйаргумент Вестбама.)DJ Spooky - видный идеолог и теоретик ди-джейства. Он полагает, чтоди-джейская музыка творит будущее без прошлого. Звуки, которые попадают всемплер, вырываются из своего контекста, то есть лишаются истории, самостоятельного смысла и значения. Ди-джей создает новую музыкальную форму- микс. Это - музыка будущего. А музыка прошлого порезана на порционныекусочки, каждый из которых - лишь полуфабрикат.DJ Spooky: " Электронная музыка - это фольклор индустриального века.Ди-джей продолжает традицию средневековых бардов и менестрелей с той лишьразницей, что рассказывает свои истории с помощью бита. Для сравнения можноупомянуть традицию западноафриканских музыкантов-рассказчиков. Странствуя, они добавляют к своим поэмам маленькие детали, а что-то, наоборот, выкидывают, то есть фактически осуществляют перманентный ремикс. В любойкультуре есть хранители и распространители, которые накапливают и размножаютистории и легенды своего региона. Это и африканская, и европейская традиция.В современной электронной музыке мы обнаруживаем западноафриканскуювосприимчивость и европейскую технологию".Таким образом, ди-джей - это современный сказитель вроде Гомера.Ди-джей коллекционирует грампластинки, содержащие наше культурное достояние, а потом знакомит нас, беспамятных аборигенов, с нашими же собственнымилегендами и мифами. В том, что ди-джей - просветитель, выполняющий своюкультурную миссию, уверены очень многие ди-джей со стажем.DJ Spooky вывел замечательную формулу: дискотека = библиотека.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.