Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронная музыка




Тут, я боюсь, пора делать сенсационное заявление. Вы полагаете, чтотехно - электронная музыка? Должен вас разочаровать...Что значит " электронная"? Сделанная при помощи приборов, подключенных кэлектророзетке? Для записи песен каких-нибудь Oasis или Металликииспользуется больше электроники, чем для большинства техно-треков.Может быть, электронная, потому что звучит специфически? Типичныйэлектронный звук - это результат применения резонирующего, то естьсамовозбуждающегося, фильтра, когда плавно меняется частота, на которой онвозбуждается, - filter sweep. Типичное бульканье - результат примененияосциллятора низкой частоты (LFO), который модулирует основной сигнал, отчеготот начинает вибрировать. Все эти эффекты были применены в первомкоммерческом аналоговом синтезаторе Роберта Муга в 1964 году. И остаются досих пор священным образцом и недостижимым идеалом в электронной поп-музыке(это и к вопросу о неудержимом прогрессе).Собственно, сегодня - точно так же, как и в 60-е, -этих несложныхэффектов совершенно недостаточно, чтобы именовать результат " электронноймузыкой". В лучшем случае речь может идти о двух-трех электронных звуках.Электронная музыка предполагает вмешательство на уровне микроструктурызвука, изменение его спектра. Интересны опыты применения гранулярногосинтеза, фрактальной геометрии, теории хаоса, теории нелинейных систем иклеточных автоматов для генерации музыки. Большинство техно-музыкантов дажене подозревают обо всем этом. Имена таких композиторов, как КарлхайнцШтокхаузен, Янис Ксенакис, Михаэль Готтфрид Кениг, Мортон Субботник, ПолинаОливерос, пользовавшихся значительным авторитетом уже в 60-х, в техно-мирепросто неизвестны. О следующих поколениях композиторов я и не говорю.Не секрет, что современная электронная, электроакустическая, акузматическая, компьютерная музыка существует для крайне ограниченногочисла ценителей - это далеко не популярная музыка. Делают ее в университетахи в специально созданных центрах (вроде парижского IRCAM'a), обладающихмощными компьютерами и не менее мощным интеллектуальным потенциалом. Поройна изготовление всего одного часа звука может уйти несколько леткропотливого труда на университетском суперкомпьютере.Иногда - специально для реализации композиторского замысла - бригадапрограммистов пишет программу, которая должна порождать звук с нужнымихарактеристиками или вести себя необычно хитрым образом, а какой при этомполучится звук, заранее вообще не ясно.Существуют лаборатории, где вот уже более двадцати лет разрабатываетсяпостоянно усложняющийся музыкальный компьютер. Скажем, один такой уникальныйкомпьютер - EMS - стоит в Стокгольме. Он один на всю Швецию. В конце 70-х -начале 80-х второго такого шведский бюджет не потянул.Название " электронная музыка" техно носит по недоразумению.

Музыка

" Так, может быть, и название " музыка" техно не заслужило? " -поинтересуется ехидный читатель. В недавно вышедшей фундаментальной немецкоймузыкальной энциклопедии (" Die Musik in Geschichte une Gegenwart", 20 томов)к техно применено не слово " Musik", a " Klangbastelei" (любительская звуковаяподелка). Может быть, словарь не разбирается в музыке? Разбирается. На двухстраницах мелким шрифтом подробно объяснен смысл семплирования, правдоподобно описаны стили, от диско-хаус-техно до драм-н-бэй-са. Упомянутыи Kraftwerk, и фанк, и электро, и инда-стриал, и Вестбам с Love Parade'oM впридачу. Отмечено и то, что единственная сфера, где техно-музыкант можетпроявить некоторую свободу, - это саунд. Впрочем, то же самое относится и крок-музыке.Что делать? Я, разумеется, не буду вставать на пролетарскую точкузрения и обиженно шипеть на консерваторских профессоров, которые, дескать, не способны отличить музыку от немузыки. Давайте попробуем понять позициюоппонента. Как мы увидим, это довольно несложно. Позвольте предложитьаналогию. Как вам понравится такое вот стихотворение: Вы скажете, что это не стихотворение? А я отвечу: наверное, вы неразбираетесь в поэзии! Оно игнорирует наличие языка, способного выражать смысл? Зато онообладает структурой, жестким ритмом, в нем есть рифма и вполне определеннаяцелостность.Оно навязчиво, звуки неинтересны, ритм банален, все в целом примитивноустроено? Ну, во-первых, не так уж примитивно (слог " ру" является то ударным, тонеударным, и композицию в целом можно рассматривать как борьбу " ра" с " ру": " ра" тянет одеяло на себя, но " ру" пробирается в финал); во-вторых, естькуда более просто устроенные стихи, скажем, опус классика французской поэзииГийома Аполлинера, состоящий просто из последовательности букв алфавита; ав-третьих, если это кому-то нравится, то почему бы и нет? Это стихотворение не игнорирует наличие языка, оно создает собственныйязык. И собственную атмосферу. Ссылки на Пушкина не помогут: академическимлитературоведением нас не удивишь.Но ведь даже " В лесу родилась елочка" куда богаче и игривее!!! Этира-ра-ра-ру - просто раковые клетки: раковая опухоль сожрала " В лесуродилась елочка" или " Я помню чудное мгновенье..."! Ну, не надо так нервничать, если угодно, я готов усложнить пример. Вот, скажем, ужасно прогрессивное семплирование, так можно из одного старогостихотворения сделать много новых: Существенно улучшить вид (но не смысл) этого стихотворения можно, применив различные шрифты - это точный эквивалент саунда: Можно обогатить эту строчку и лихим брейкбитом, а потом охардкорить, ноя предоставляю это читателю в качестве увлекательного домашнего задания.Одним словом, человек, который способен оценить прелесть " настоящего" стихотворения, на суррогат принципиально не согласен. Замшелая академическаяпозиция здесь ни при чем. Точно так же человек, способный оценить прелесть" настоящей" музыки (Бах, Мессиан, Ксенакис), не согласится считать техномузыкой. Легким утешением для любителей ра-ра-ру-стихов может служить тообстоятельство, что поэзия находится в глубочайшем кризисе: новых Пушкиныхнет, и тот, кто пытается писать в старом стиле, добивается, как правило, убогого результата. И в мире " серьезной" музыки уже давным-давно идеткризис, смущение в умах и непрерывная переоценка ценностей. Композиторы, пытающиеся продолжать дело Моцарта и Бетховена, становятся посмешищем.Сверхпопулярное и ужасно прогрессивное техно - это поистине танцы напоминках по приличной музыке.Никто, конечно, не верит, что состыковка разных треков - это сложныйтворческий процесс. Треки специально выпускаются в таком виде, чтобы их былолегко состыковывать, один хаус-трек подходит к любому другому, как болт кгайке. Уже много лет назад победила стандартизация, и если и сравниватьди-джея с поваром, то только с тем, который разогревает готовые замороженныекотлеты (или куриные ноги, если Вестбам настаивает на своей аналогии).Достаточное ли это основание, чтобы называть ди-джеев из техно-МакДоналдсахудожниками и творцами? Вообще говоря, вся современная культура держится на воспроизведении иразмножении образцов прошлого. Тем же занимаются джазмены, металлисты, альтернативные рокеры и брит-попперы, писатели, поэты, голливудскиекиносценаристы и режиссеры - все.Техно-ди-джеи, определенно, принадлежат к этой тенденции, но они вовсене начало всех бед.С некоторой натяжкой произведения традиционного искусства можнорассматривать как ремиксы. И древние сказки, и африканские маски, итрадиционная одежда, и даже древнерусские храмы и иконы базируются надовольно точном воспроизведении одного и того же канона. При этом, правда, не стоит забывать, что воспроизведение канона сохраняло дух традиции, служило передаче из поколения в поколение духовных истин. A DJ Spooky какраз отрицает присутствие прошлого в ремиксе Никаких истин он передавать нехочет, он пропагандирует тотальный и бессмысленный коллаж DJ Spooky прав: вся современная жизнь - это один сплошной коллаж из обломков старины, еслихотите - ремикс XIX столетия. Но я бы не стал ликовать по этому поводу ипритягивать за уши Гомера или африканских сказителей.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.