Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Illbient




В середине 90-х довольно интенсивно зажужжало, загудело, а такжемонотонно забубнило в Нью-Йорке. Я имею в виду illbient (больной эмбиент).Описать илбиент-саунд очень непросто. Дело в том, что илбиент агрессивнопрожорлив и всеяден. Он может быть оглушающе громким или едва слышным, ритмичным или, наоборот, плыть, не зная берегов. В этом потоке можетвстретиться буквально любая музыка - от black metal до албанского фольклора, от китайских партийных гимнов до любительского джаз-оркестра из американскойглубинки. Очень часто все это звучит параллельно и вступает внепредсказуемые сочетания. Поэтому нельзя завести две минуты звука и сказать- вот типичный илбиент. По крайней мере, так уверяет пропаганда.Илбиент - это ди-джейская, хотя и не очень танцевальная музыка.Безусловный лидер илбиент-тусовки DJ Spooky That Subliminal Kid(Ди-джей Привидение, этот малыш, воздействующий на подсознательном уровне).Окончив университет, DJ Spooky - юный темнокожий философ, лингвист, журналист и художник-концептуалист - обнаружил, что музыкальная жизнь вНью-Йорке находится в состоянии хронического кризиса. Музыканты, полагающие, что делают экспериментальную музыку, на самом деле вот уже более двадцатилет воспроизводят тот же самый саунд на тех же самых музыкальныхинструментах - своего рода гибрид панк-рока, арт-рока и свободного джаза.Ди-джей же воспринимаются в качестве обслуживающего персонала в дискотеках.Надо сказать, чго эта самая смесь панка и свободного джаза возникла вНью-Йорке в конце 70-х в качестве импровизационной музыки панк-времен. Тутдолжны приходить на ум такие фигуры, как саксофонист Джон Зорн (John Zorn) иего соратники. Их музыка, несмотря на ее истоки в свободной импровизации, производит впечатление сочиненной или как минимум тщательно продуманной. И, как правило, полной рок-и джаз-клише.DJ Spooky явно имел в виду возврат к временам свободной импровизации60-х, к ощущению музыки как акустического потока. DJ Spooky началидеологическую войну, выдвинув тезис, что ди-джейская музыка -это нынешнеесостояние концептуального искусства. В любом случае, привлечь к себевнимание ему удалось.В 1994 году его шоу объединяли показ мод, демонстрациюэкспериментальных видеофильмов, которые проектировались на стены, и, разумеется, музыку. Фокус состоял в том, что в художественной галерееодновременно играют пять или шесть ди-джеев, спрятанных от публики. Везде -даже в закоулках, на лестницах, в переходах - установлены колонки. Зрительслоняется по помещению и попадает то в поле действия тяжелого металла, то вджангл-зону, то в синтезаторный гул. Перемещаясь, каждый слышит свойсобственный уникальный микс. Эту выдумку DJ Spooky назвал акустическойскульптурой, а себя, соответственно, скульптором. Понятное дело, компакт-диск этот эффект воспроизвести не в состоянии.DJ Spooky одобряет идею незаметной музыки, которая просто присутствуетвокруг тебя, как воздух, как деревья: " Никто не рассматривает пристальнокаждое дерево. Сад принципиально отличается от концерта и от выставочногозала, в саду никто ничего не предъявляет на твой суд. Сад просто есть вокругтебя, человек приходит в сад и предается собственным мыслям".Но идея нейтральной музыкальной атмосферы хорошо известна, о какомтаком новом слове тут можно говорить? DJ Spooky настаивал, что европейцы, отЭрика Сати до Брайена Ино, под эмбиентом понимают спокойную, благозвучную иумиротворенную музыку. А на нью-йоркских улицах царят совсем иные звуки: шуммашин и вой сирен " скорой помощи", полицейских патрулей, и особенно пожарныхкоманд. Этот непрекращающийся нестерпимый вой, грохот и лязг стал нормой, горожанин уже не воспринимает шум в качестве загрязнения окружающей среды, поэтому и незаметные музыкальные обои начинают выть и грохотать. Нет чистыхи пустых пространств, нет огромных окон, сквозь которые видно голубое небо, то есть всего того, что имел в виду Брайен Ино. Эмбиент превратился вилбиент.В Нью-Йорке любители музыки ожидали концертов с живыми музыкантами, желательно - гитаристами, в худшем случае - клавишниками. Анонимныеакустические скульптуры нагоняли скуку. Когда эффект неожиданности прошел, владельцы клубов стали просто кисло ухмыляться, получив предложение устроитьеще один илбиент-вечер.Вторая проблема состояла в том, что художественные галереи в Нью-Йоркезакрываются в одиннадцать часов вечера. После чего отключают электричество.А в Берлине весь эмбиент только начинается в четыре утра. Получитьразрешение на ночную музыку в Нью-Йорке невозможно. Строжайше запрещеноустраивать публичные развлечения в неприспособленных для того помещениях. Илицензию для продажи алкогольных напитков не получишь.Модернистский джаз ведет в Нью-Йорке полумертвое существование, DJSpooky это очень верно подметил, но в результате всего через полтора годапосле начала решительного крестового похода для многих илбиент-группединственной возможностью хоть где-то выступать стал джазовый клуб.Для илбиента очень характерна идея органического потока. Музыкамедленно растет и видоизменяется. При этом она соткана из довольнопротиворечивых составных частей, которые совсем не подходят одна к другой.АК Atoms (группа Byzar): " Для нью-йоркской музыки еще в начале 80-хбыла свойственна эклектика, стремление объединить в одной композиции самыеконтрастные музыкальные стили. Джон Зорн со своей группой Naked City игралпять секунд треш-панк, потом десять секунд кантри, потом пять секунд треш иснова кантри - и так сколь угодно долго, виртуозно меняя скорость и саунд. ВНью-Йорке живут представители самых далеких культур, Нью-Йорк - это модельвсей нашей цивилизации, поэтому нью-йоркский экспериментальный джаз былмоделью культурного столкновения, если хотите, культурной катастрофы, калейдоскопом из явно противоречащих друг другу обломков. Можно сказать, чтопятнадцать лет назад музыканты противопоставляли разнородные музыкальныеэлементы, а мы интегрируем их в единое целое, в поток, в лавину, в гул".Гул (drone) - это вроде бы символ космического хаоса, в котором всерождается и все исчезает, а сам он не прекращается, но лишь меняет своюокраску и пульсацию.Люси Уолкер (группа Byzar): " Очень легко сделать пародию на музыкунашей группы или любого другого илбиент-коллектива. Random shit in randomorder (Случайным образом выбранное дерьмо в случайном порядке)".

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.