Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Version




В 1967 году были внедрены versions - инструментальные версиирегги-песен. Открытие было сделано случайно. Ди-джей и продюсер РаддиРедфорд получил грампластинку, на обратной стороне которой была записана невторая песня, а та же самая - но без вокала. Ошибку допустил знаменитыйпродюсер Дюк Рейд: он вырезал пробные грампластинки из мягкого ацетата, чтобы ди-джеи могли проверить, как действует музыка на публику. Такиепробные пластинки, существующие в одном экземпляре, называются dubplates.Они применяются, естественно, и до сих пор в ди-джейской практике, особеннов драм-н-бэйсе и в том, что за ним последовало.Так вот, Радди перевернул сорокапятку и обнаружил, что началась та жесамая песня. Неприятно, но, ладно, публика танцует дальше. Радди ужаснулся, когда понял, что на его пластинке никто и не думает петь, публика же неподала виду и запела сама. Ди-джей весь вечер переворачивал пластинку, публика неизменно впадала в раж и пела. Вообще говоря, это было не что иное, как караоке-эффект. К концу танцев непрочная ацетатная пластинка пришла внегодность, собственно, такие пластинки проигрывают всего один-двараза.Эйфорическая реакция публики была многими принята к сведению, включая иКинга Табби. Он купил себе машину для нарезки пластинок и стал изготавливатьэти однодневки для Дюка Рейда, от которого ди-джеи стали требовать пластинкис инструментальными версиями. Так Кинг Табби получил доступ к пленкам фирмыTreasure Isle, ведь, будучи всего лишь хозяином саундсистемы, он доступа кстудийным материалам, естественно, не имел.Кинг Табби изготовлял пластинку отдельно для каждой записанной дорожки, чтобы слышать, как она звучит на пластмассе сама по себе - очевидно, чтопластмасса звучит иначе, чем оригинальная пленка. Потом он сталсостыковывать и микшировать эти однодорожечные пластинки, то естьэкспериментировать с неожиданным появлением и, наоборот, исчезновениеммагнитофонных дорожек.В 60-х на Ямайке продюсеры использовали всего два микрофона. Вокругодного усаживалась ритм-секция: ударник, басист, ритм-гитарист, - а заперегородкой перед вторым микрофоном стоял вокалист с духовиками. Так это ипечаталось на пластинке: ритм-секция попадала на один канал, а вокал ивставки духовых - на другой.Кинг Табби смещал вокальную и ритм-дорожку друг относительно друга, тонакладывая один такт, или дажеотдельный звук из вокального трека, на ритм-трек, то перемежая их другс другом: сначала несколько тактов ритм-трека, потом одна вокальная фразабез сопровождения, потом снова ритм-трек, но уже с нового места. Врезультате в исходной песне образовывались многочисленные дыры, состоящиетолько из баса и барабанов.Вместе с саундсистемой Кинга Табби выступал тостер-растаман U-Roi, именно он и стал первым настоящим тостером. В очищенных от вокала пустотахон довольно интенсивно верещал языком: комментировал содержание песни илиобращался к публике с мудрыми словами. Иными словами, Кинг Табби записывалсвои версии вовсе не для того, чтобы танцующие могли петь знакомый им хит.

Dub

К началу 70-х практически все регги-сорокапятки на оборотной сторонесодержали инструментальную версию. Версии, которые делал Кинг Табби, называли даб-версиями.Даб-микс Кинга Табби и состоял в неожиданных включениях и выключенияхдорожек, записанных на четырехдорожечной пленке. Реверберация, или эхо, - тоесть эффект гулкого и пустого помещения или постоянно повторяющиеся, какбудто бы отражающиеся от стен звуки, - применялась к самым разнымкомпонентам записи.Скажем, один удар бас-барабана вдруг мог начать дрожать и расплываться, а тарелка вдруг становилась суше и тоньше - на нее был натравлен фильтр.Раздавался громкий гитарный аккорд, потом возвращался бас и вслед за ним -эхо аккорда, о котором все уже и забыли.Иногда Кинг Табби колотил с размаху кулаком по эхо-эффекту - получалсяхарактерный грохот. Еще один характерный даб-эффект - это spins: перемоткапленки, которая продолжает скользить по звуковоспроизводящей головкемагнитофона. Надо схватить рукой бобину и резко крутануть ее влево иливправо. А можно и слегка притормозить, чтобы звук поплыл.Поначалу в своей студии Кинг Табби просто повторял то, что он делал вовремя своих живых выступлений в качестве ди-джея, но когда он купил старыйчетырехдорожечный микшерный пульт, тут началось нечто не имевшее аналогов встудийной практике.Кинг Табби начал с того, что заменил движки микшерного пульта на оченьтяжелые ручки, которые скользили вверх-вниз почти без трения. Он постоянноусовершенствовал усилители, фильтры и ревербераторы, практически каждый деньчто-то улучшая. Его фильтры не просто отрезали часть спектра, но вели себястранным образом - они изменяли частотную структуру звука. Выключатели напанелях его приборов реагировали на силу нажатия. Эти выключатели и движкина пульте приводили гостей студии - профессиональных продюсеров - всостояние транса. Студия Кинга Табби производила впечатление чего-тоорганического.Кинг Табби улучшал, в прямом смысле этого слова, качество звучанияприносимых ему пленок: если ему нужно было перезаписать одну из дорожек так, чтобы подчеркнуть какой-то звук, а вращением ручек на панели прибора этогобыло невозможно добиться, он с паяльником в руке вгрызался в электрическиесхемы своих фильтров. По отзывам очевидцев, Кинг Табби знал, как именновлияет на саунд каждая деталь в электрической схеме - каждое сопротивление, каждый конденсатор или транзистор.Хотя это типичный пример красного словца, я не могу удержаться и незаявить: Кинг Табби ремонтировал не только радиоприемники и телевизоры. Онремонтировал и студийные записи других продюсеров.Кинг Табби был очень застенчивым, мягким и скромным человеком, невысоким и лысоватым. На фотографиях он часто изображен в короне, но КорольТабби вовсе не был зазнайкой.Одержимость порядком, аккуратностью и чистоплотностью видна не только вего миксах. Хромированные детали и ручки его усилителей всегда сияли. Встудии поддерживался строгий порядок. Его одежда была всегда выглажена, онбыл просто помешан на начищенных до блеска ботинках. В своей студии он непозволял посетителям снимать рубаху, если под ней не было майки. Он могподробно описать где в Лондоне что находится, с таким знанием предмета, будто всю жизнь проработал лондонским таксистом, но на самом деле он ни разув жизни не был в Великобритании. Про него рассказывали, что он относил мятыеденьги в банк и менял их на новые и хрустящие банкноты.Ямайские саундсистемы действовали в условиях жестокой конкурентнойборьбы, помогать друг другу было не принято. Кинг Табби же регулярно давалуроки студийной премудрости и воспитал целое поколение продюсеров, которыепостроили свои собственные студии и стали его прямыми конкурентами.Для ямайских условий все это было более чем странно. Но главное чудосостояло в том, что Кинг Табби не курил марихуану и запрещал курить ее всвоей студии.Изготовил Кинг Табби и один из первых настоящих долгоиграющихдаб-альбомов - " Blackboard Jungle Dub" (1973). Впрочем, в качестве авторауказан The Upsetter. Эта грампластинка - плод усилий двух аутсайдеров иэксцентриков: Кинга Табби и Ли " Скретч" Перри. С их встречи и началась эпохаклассического даба - минималистического и безумного.Кельнский регги-ди-джей Торстен Райтер: " Ты сразу видишь разницу в ихподходах. Перри - музыкант, он наращивает музыку, увеличивает ее количество.Перед ним в студии сидят музыканты. Он может их заставить сыграть еще раз.Перед Кингом Табби никто не сидит, перед ним на столе лежит гора пленок. Онможет только вычитать, только обрубать ветки. Он - техник, он чинилрадиоприемники! Он не умел ни петь, ни сочинять музыку. Он не пытался бытьглавным музыкантом мироздания, на что претендовал Перри. Его не оченьуважали в музыкально-продюсерской тусовке, он был посторонним. И вот что ятебе скажу, - у Табби - куда больше хороших пластинок, чем у Перри, и кудаменьше плохих".

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.