Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Toasting






Андрей Горохов. Музпросвет

---------------------------------------------------------------© Copyright Андрей ГороховWWW: https://www.muzprosvet.ruDate: 20 Mar 2004---------------------------------------------------------------

Что такое Музпросвет?

Музпросвет - довольно противоречивое предприятие, ставящее своей цельюрасхваливание болячек современной музыки.Охватить взглядом современную музыку просто невозможно. Искреннополюбить ее во всех ее многообразных проявлениях - тем более. Но иигнорировать ее нельзя.Ситуация несколько облегчается тем обстоятельством, что не так уж онанова и разнообразна, как кажется на первый взгляд.Новы и разнообразны ее потребители. В 1998 году в Москве на Горбушке навопрос " Есть у вас Panasonic? " - я получал ответ: " Да, стоит дома в углу".Продавцы оригинальных западных CD, то есть люди, казалось бы, осведомленныев новых тенденциях, не были в курсе, что вот уже несколько лет финский дуэтPanasonic - это одно из самых интересных и радикальных явлений современноймузыки. С тех пор ситуация кардинально изменилась. В прошлом году каждый, кто добрался до Интернета, тут же узнавал, что самое модное и интересное -это электроника, IDM, минимал техно, Владислав Дилэй, Oval, Autechre, лейблыWarp, Mille Plateaux и Mego.Глядящим сквозь mpЗ-призму стало казаться, что электроника (музыка, ведущая на Западе, скорее, маргинальное существование) - это вообщеединственное, что есть интересного и ценного. Все остальное - не считается.Мне кажется, что вот именно это " mpЗ-поколение" и находит в Музпросветепищу для ума. Я сам отнюдь не считаю, что электроника - это единственное, что можно называть музыкой, но должен признать, что это именно то, чемсегодня занимаются наиболее инициативные и независимо мыслящие музыканты.В любом случае, современная музыка, от Kraftwerk до драм-н-бэйса, ужедавно заслужила, чтобы на нее был пролит свет.Я выражаю особую благодарность Марине Рахмановой и Владимиру Фрадкину, которые уличили меня и многочисленных преступлениях против русского языка, музыковедческой терминологии и здравого смысла. Андрей Горохов www.muzprosvet.ru
70-е

Ямайка

Истоки современного, так сказать, ди-джейского отношения к музыкеследует искать на Ямайке. Там уже в середине 50-х годов действовало более250 саундсистем (soundsystems). Они состояли из колонок, усилителя, проигрывателя грампластинок и грузовика, на котором все это добро разъезжалопо дорогам. Но саундсистема - это, разумеется, не столько гора аппаратуры, сколько кустарное предприятие по организации дискотек на свежем воздухе.Саундсистемы заводили ритм-н-блюз, изготовленный в южных штатах США. Почему, собственно, именно его? А потому, что причиной возникновения ираспространения саундсистем было то, что далеко не все жители Ямайкиобладали Портативными радиоприемниками. Особенным шиком считалось слушатьтранзистор на улице. А из ямайских радиоприемников неслись, разумеется, программы южных радиостанций США. Устроить саундсистему, чтобы орошатьмодной музыкой всю улицу, - это довольно логичный шаг.В конце 50-х хозяева саундсистем пришли к выводу, что следует самимприступить к изготовлению музыки, то есть к печатанью семидюймовыхсорока-пяток.Самодельный ямайский ритм-н-блюз был довольно быстрым и попрыгучим. Этамузыка называлась ска (ska). Несколько замедленный и утяжеленный вариант скав середине 60-х был назван рок-стэди (rock steady). Музыка продолжалазамедляться, значение баса возрастало. В 68-м появился регги, музыка сталаболее резкой, отрывистой и экстатичной. Бас-партия уже не занималась мягкимсопровождением мелодии, а поломалась на части и распалась впоследовательность однообразных пассажей, которые задавали ритм. Партия жебарабанов становилась все менее виртуозной, ударные ставили лишь акценты навершинах бас-холмов, служа своего рода ритмическим пунктиром. Вся музыкадержится целиком на бас-партии, которую называют риддимом (riddim - ритм).Многие риддимы состоят всего из двух нот, между которыми и извиваетсябас. Поскольку мощные удары баса не очень сильно отличаются друг от друга, особое значение обретает пауза, пропущенный удар, сбой в равномерномпульсировании. Поэтому риддим - это последовательность из мощных толчковбаса и коротких пауз, ямайский бас не мелодичен, бас задает ритм.Один раз сочиненный или где-то украденный риддим может быть использовансотни раз - существуют авторские права на мелодию, но не на ритм-партию! Бас-партии, появившиеся в конце 60-х, применяются и по сей день. Общееколичество классических риддимов оценивается примерно в пятьдесят штук.Постоянно повторяющийся коротки и бас-пассаж - в музыковедении этоявление называется остинатным басом (basso ostinato) - являетсярегги-эквивалентом риффа, на котором строился ритм-н-блюз, а позже - итяжелометаллический рок.Рифф исполняется в унисон всеми имеющимися в распоряжении рок-группыэлектрогитарными силами, не меняется по ходу песни и выполняет функциюодновременно и фундамента, и кованого сапога. Риддим тоже несет музыкувперед, но в отличие от хард-рока вовсе не норовит дать слушателю под зад, а, наоборот, как бы укачивает.Ямайская музыка предназначалась исключительно для танцев, но, несмотряна то что танцы - это явно профаническое занятие, музыка вовсе не быларелигиозно нейтральной. В американском ритм-н-блюзе была сильнагоспел-традиция, на ямайскую музыку сходным образом большое влияниеоказывали религиозные секты и группы.Во времена ска и рок-стэди стиль одежды и поведения был вполнеинтернациональным и характерным для моды буги-вуги, твиста и рок-н-ролла: удевушек - высокие прически и узкие цветастые блузки, у юношей - зауженныепиджаки и брюки. Появление регги означало настоящий переворот и изменениемировоззрения. Регги неразрывно связан с религией растафари. (Нельзя незаметить, что бум растафарианства на Ямайке по времени совпал с хиппи-бумомв США, хотя прямой связи тут нет.)Цель религии - исход из неволи, то есть из Вавилона, и возвращение насвященную родину, где закопаны корни - сами понимаете, roots. То, что длятемнокожего населения Ямайки далекой родиной является вовсе не Эфиопия, аКонго, значения не имеет. Кстати, в Эфиопию так никто и не вернулся: победило мнение, что нужно сначала разрушить злой Вавилон - царствораспутства, порока и наживы - и лишь потом всем вместе - и белым, и черным -вернуться на родину.Символы религии - лев в короне и триколор. Зеленый, желтый и красный -это цвета эфиопского императорского флага. Долгие тридцать лет - до конца60-х - религия растафари была уделом кучки фанатиков - мирных и дружелюбных, но крайне немногочисленных и замкнутых. Лишь с появлением регги она сталавсеобщим ямайским делом.Марихуана, бас и Ветхий завет - вот три столпа музыки регги и религиирастафари.

Toasting

Следует заметить, что дискотека, лишенная живого голоса, производитдовольно унылое впечатление. Поэтому уже в конце 50-х ди-джеи начали кричатьв микрофон всякую ободряющую народ рифмованную чушь типа: " Я - лохматый икрутой, лучше не шути со мной, если хочешь быть живой...".В конце 60-х появились ди-джеи, все силы которых стали уходить натакого рода рифмованный речитатив - тостинг. Умельца-говоруна соответственноназывали тостером (toaster), или по старинке ди-джеем (deejay), вВеликобритании прижился термин " МС".Тостеры-растаманы, разумеется, не воодушевляли публику на танцы и непохвалялись своей крутостью, а призывали к миру, любви и прочим совершеннонеобходимым в жизни вещам. А жизнь на Ямайке была непростой, если не сказать- опасной.Когда тостер произносил слово " Lord" (Господь), он прямо-таки рычал этодлинное " о-о-о-о", акустически изображая льва. В этом, кстати, большоеотличие тостинга от североамериканского рэпа: рэпперы довольно монотонно иоднообразно проборматывают свой текст и вовсе не занимаютсязвукоподражанием, а на Ямайке - это целая наука. Тостинг - это и неречитатив, но и не пение; для хорошего тостера очень важно не начать петь.Первое условие успеха - это хриплый низкий голос и рваный ритм.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.