Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вовлеченность и ППР






Сложность процесса принятия решения в каждом отдельном случае зависит от уровня вовлеченности потребителя, который определяется как степень лич­ной важности или значимости товара (марки) для по­требителя в конкретной ситуации. Чем больше степень вовлеченности потребителя, тем более правильный, адекватный его потребностям, выбор он делает. Вовле­ченность является наивысшей, когда продукция име­ет личностное или символическое значение для инди­вида, когда это связано с высокой ценностной значи­мостью, когда покупка или использование сопряжено с определенной долей риска и когда это имеет большое значение с точки зрения удовлетворения гедонических потребностей.

Большей степени вовлеченности соответствует более длительный процесс выбора. Так, если вовлеченность является минимальной, когда, например, потребители


приобретают привычную марку зубной пасты, то ППР является минимальным, и такой процесс известен как шаблонное, или привычное, принятие решения (routine problem solving, RPS). Потребители просто перемеща­ются по магазину и автоматически покупают привыч­ные товары без рассмотрения альтернатив.

Если, например, марки товара, которые потреби­тели обычно покупают, распроданы и потребителям необходимо выбрать из того, что есть на полке, они входят в состояние проблемно-ограниченного реше­ния (limited problem solving, LPS). Этот подход исполь­зуется тогда, когда у потребителей нет четко устояв­шихся предпочтений, однако ему необходимо сделать выбор между определенной группой марок и при этом он имеет низкий уровень вовлеченности. LPS подвер­жен влиянию демонстрации товара в магазине, разда­че бесплатных образцов и другим методам продвиже­ния, используемых при проведении BTL-кампаний. В этих случаях потребители рассматривают только не­большую часть возможных альтернатив и оценивают их на основе нескольких свойств.

Расширенное проблемное решение (extensive problem solving) происходит только в некоторых слу­чаях, например, при посещении магазина с целью по­купки нового автомобиля. Это влечет за собой высо­кий уровень вовлеченности и комплексную оценку возможных альтернатив.

Понимание процессов принятия решения целевыми рыночными аудиториями является крайне важным при разработке стратегии маркетинга из-за того, что необ­ходимо убедиться, что маркетинговые усилия осуще­ствляются в соответствии с покупательским поведени­ем существующих и потенциальных потребителей.

Сравнительная характеристика проблемно-ограни­ченного и расширенного процессов принятия решения приведена в табл. 1.22.



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


           
   
 
 
   


Таблица 1.22. Сравнение проблемно-ограниченного и расширенного ППР

 

Расширенный ППР Проблемно-ограниченный ППР I. Определение потребностей 1. Высокая степень вовлеченности и 1. Низкий уровень вовлеченно-замеченный риск сти и замеченный риск П. Информационный поиск 1.Сильная мотивация к поиску ин- 1. Слабая мотивация к поиску формации. информации. 2. Использование многих источни- 2. Пассивное отношение к ре-ков, включая прессу, друзей, ин- кламе, информационный про-формацию по месту продажи и т. д. цесс не является глубоким. 3. Информационный процесс актив- 3. Сравнение полученной ин-ный и тщательный формации по месту продажи

 

III. Оценка альтернатив
1. Тщательный процесс оценки. 1. Поверхностная оценка.
2. Многофакторные критерии оценки 2. Ограниченный ряд критери-
с наличием доминант. ев, сфокусированных на
3. Альтернативы существенно разли- наиболее важных характе-
чаются. ристиках.
4. Компенсаторная модель оценки 3. Выявленные альтернативы в
и выбор товара. основном сходны.
5. Убеждения, отношения и цели 4. Некомпенсаторная модель
устойчивы оценки и выбора товара.
6. Убеждения, отношения и цели не- 5. Покупка и апробирование
устойчивы являются основным средст-
IV. Поку1 1. Если необходимо, потребитель бу­дет покупать много. 2. Выбор торговой точки требует ана­лиза. 3. Часто требуются переговоры на месте продажи V. Последствия 1. Сомнения могут потребовать по­слепродажного подкрепления. 2. Удовлетворение является критиче­ским элементом и как результат — лояльность. 3. Потребитель мотивирован к поис­ку возможностей исправления сво­его впечатления, если наблюдалась неудовлетворенность от покупки вами оценки гка 1. Потребитель не мотивирован к значительным покупкам. 2. Часто предпочитает самооб­служивание. 3. Выбор часто обусловлен де­монстрацией товара или стимулами, применяемыми на месте продажи [ покупки 1. Удовлетворение мотивирует повторную покупку, по инерции, но не в силу лояль­ности к товару или марке. 2. Главное последствие неудов­летворенности — отказ от марки, переключение на другие марки товаров

Разница в размахе поиска для различных типов ППР приведена в табл. 1.23.

Таблица 1.23. Разница в размахе поиска в процессе принятия реше-

Ния

 

Характеристика Процесс принятия решения
поиска Расширенный Ограниченный Шаблонный
Число марок Много Меньше   Одна
Число магазинов Много Меньше   Неизвестно
Число показателей Много Меньше   Один
Число внешних источников информации Много Меньше   Ни одного
Количество времени Много Меньше   Минимум
Рис. 1.51. Четыре модели ППР в зависимости от уровня вовлеченно­сти и дифференциации марки

Стюарт Дебрюкер (F. Stewart DeBruicker) предло­жил матрицу, отражающую различные модели ППР в зависимости от степени вовлеченности потребителя и уровня дифференциации торговой марки (рис. 1.51).



Раздел 1


Поведение покупателей на потребительском рынке



 


       
   
 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.