Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевой этикет.






Этика – это учение о марали, система норм нравственного поведения.

Этикет – установленный, принятый обществом порядок поведения отраженный в речевых формах.

Этикет этичен только тогда, когда отражает душевное богатство личности.



Этикет в поведение и речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели.

В общении, в социальных контактах употребляются слова, словосочетания, целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах.

По этикетным речениям не трудно распознать:

а) возраст говорящего;

б) уровень образованности;

в) общественную принадлежность;

г) профессию.

Так, можно говорить об этикетных формах общения в условиях школы между учащимися и учителями, в среде военнослужащих, среди людей общей, одной профессии.

Этикетные слова и словосочетания, привычные в общении молодежи, не употребляются среди немолодых людей. Общения, уместные в дружеской переписке, совершенно не подходят к стилю официально деловых писем. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета, даже его чутьём.

Ситуации, требующие речевого этикета, отчетливо отличаются одна от другой и имеют свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов: обращение, знакомство, благодарность нравственных отношений, выражение признательности за оказанное добро, внимание, поздравление, пожелание, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, приказ, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение, похвала, комплимент.

Ситуации, в которых требуется соблюдение этикета, бесконечно разнообразны.

Какими же качествами должен обладать хороший оратор?

Вот эти качества:

- компетентность, эрудиция;

- высокая общая культура;

- убежденность:

 

Чтоб собеседник нашу мысль постиг,

Нужней нам сердце, нежели язык.

Как сможешь в чем – то убедить другого,

Когда ты сам в своё не веришь слово?

(О. Хайям)

 

- ум (гибкость, критичность, самокритичность);

- настойчивость решительность, самообладание (волевые качества);

- устойчивость, импульсивность, жизнерадостность (эмоциональные качества);

- доброжелательность, общительность, скромность, такт (коммуникативные качества);

- организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность(деловые качества).

Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействия с него и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения.

Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их сочетание с природным темпераментом, особенностями характера, опытом дает нам многообразие индивидуальных стилей, определяет успех любого публичного выступления.

«Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения: другой – вкладчивою грациею изложения; третий - преимущественно ирониею, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения… Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты…».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.