Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
  • Лекция № 5. Тема: Качества грамотной речи






    Тема: Качества грамотной речи

    Терминологический словарь.

    1. Абстрактная (лексика) – (лат. abstractus- удаленный, отвлеченный). Совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния.

    2. Богатство речи - это разнообразие речи, одно из главных ее коммуникативных качеств; богатая речь разнообразна в лексическом отношении.

    3. Выразительность речи – это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя).

    4. Диалектизмы (греч.dialektos- говор, наречие).Разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной. Слова из различных диалектов (“кочет“- петух, “пимы” – валенки).

    5. Логичность речи – это коммуникативное качество речи, характеризующее ее со стороны содержания, последовательности изложения

    6. Омоним – слово, однозвучное с другим, но отличное от него по значению

    (меховая “опушка“ (обшивка) и “опушка леса“).

    7. Паронимы (греч.para – возле + onima, onoma – имя). Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (“демократичный – демократический”, “абонент и абонемент”).

    8. Понятие – это форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам.

    9. Плеоназм – (греч. pleonasmos – излишество). Многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова (“памятный сувенир”).

    10. Точность речи – это качество грамотной речи, умение ясно мыслить, знание предмета речи и значения употребляемых в речи слов.

    11. Уместность речи – это качество грамотной речи, требующее такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

    12. Фразеологизм, фразеологическая единица, фразеологический оборот – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы

    (“совать палки в колеса“ – мешать).

    13. Чистота речи – это отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности.

    14. Цитата – введение в авторский текст дословных отрывков из произведений других, как правило высокоавторитетных авторов.

    Содержание лекции:

    Точность как качество грамотной речи предполагает следующее:

    а) умение ясно мыслить (логическая точность);

    б) знание предмета речи (предметная точность);

    в) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).

     

    Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные или устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении – основных единицах мышления.

    Понятие есть форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. В языке понятие выражено словом. Когда Бог сотворил человека, одно из заданий, которое он дал Адаму, звучало так: “Назови все, то есть выработай понятие“.

    Суждение связывает понятия между собой, ведь предметы и явления не существуют в мире сами по себе – между ними есть определенные связи, отношения. В языке суждение выражено простым предложением отрицающего или утверждающего значения.

    Возьмем два понятия – понятие “дождь” и понятие “движение “. Попытавшись связать их, установить между ними отношения, мы можем создать, в зависимости от конкретных обстоятельств – “Дождь идет“ и “Дождь не идет”.

    Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном же мире эти связи многогранны и очень сложны.

    Умозаключение связывает два или несколько суждений.

    Умозаключение в языке выражено сложным предложением: “Наступила осень, и пошли дожди”. “Осень еще не наступила, и дожди пока не идут “.Умозаключение может быть истинным и ложным, в зависимости от того, насколько точно человек может устанавливать реальные взаимоотношения предметов и явлений в мире. Например: “Мама, посмотри, листочки колышутся, и поэтому дует ветер“ – умозаключение ложно, связи установлены неверно.

    Предметная точность опирается на глубокие знания говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Приведем пример из газеты “МК”(25дек. 1996): “Всего во Франции 75 % населения объявляют себя католиками, 1, 9 %- протестантами, 2% - мусульманами, 0, 6 %-евреями (надо было “иудеями“, потому что понятие еврей означает национальность, а не конфессию).

    Предметная точность – вежливость пишущего человека. Ее отсутствие недопустимо. Основой предметной точности могут стать только обширные знания.

    Хорошей речи необходима и понятийная точность. Поиск нужного слова – мучительный процесс, и об этом не раз писали наши классики. В. В. Маяковский “изводил единого слова ради тысячи тонн словесной руды“. Н. А. Некрасов одном из писем Л. Толстому сетовал: “… Нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу “нет слов выразить“ … Вздор! Слово есть всегда, да ум наш ленив“. Неленивости ума надо учиться у великого А.С. Пушкина.

    Понятийная точность – непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания.

    Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности следующие:

    а) употребление слова в несвойственном ему значении.

    “Глава фирмы пристально следит за чистотой в своем офисе“. (Пристально можно смотреть на кого-либо, а следить за чем-то можно внимательно).

    б) употребление в речи различного рода омонимов ( слов, одинаковых по звучанию, но разных по значению), порождающее двусмысленность текста“ Депутаты городской думы Новороссийска приняли закон об упразднении транспортных судов”. (“Суд“ и “судно”).

    в) употребление различного рода плеоназмов (от греч. pleonasmos - преизбыток) – включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов.

    “Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам”. (Уточнение “к экзаменам” избыточно).

    г) употребление паронимов (от греч. para- возле + onima- имя), сходных по звучанию, но не совпадающих по значению.

    Например:

    - абонент (лицо, человек) – абонемент (документ)

    - дефектный (с дефектом) – дефективный (ненормальный, имеющий физические или психологические недостатки)

    - осудить (выразить неодобрение) – обсудить (обдумать, разобрать)

    - невежа (невежливый) – невежда (незнающий)

    - цельный(из одного куска) – целый (полный)

    Подробнее о паронимах можно познакомиться в следующих словарях:

    а) Колесников Н. П. Словарь паронимов русского языка. М., 1971

    б) Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.