Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оратор и аудитория.






 

Аудитория (лат.) – некоторое количество людей, собравшихся выслушать публичную речь и сосредоточивших своё внимание на ораторе. Мотивы присутствия каждого из слушателей могут быть очень разнообразны:

а) интеллектуально – познаваемые (пришёл, т.к. интересуюсь данной проблемой);

б) морально – дисциплинированные (подчиняюсь долгу, приказу, порядку);

в) эмоционально – эстетические (интересен сам выступающий или ситуация общения – хочется «побыть на людях»).

Оратору предстоит увлечь всех присутствующих, то есть преобразовать морально-дисциплинированные и эмоционально-эстетические мотивы в интеллектуально - познавательные. Осуществить это можно, если учесть основные, групповые и конкретные интересы аудитории.

Основные интересы людей составляют проблемы жизни и смерти, здоровья, материального благополучия, профессионального и социального престижа, взаимоотношений с окружающими.



Групповые интересы – это интересы членов конкретных социальных групп, сформировавшихся по профессиональному, возрастному, эмоциональному, учебному и прочим признакам.

Конкретные интересы – интересы ко всему, что человек видит, слышит, осязает, вкушает, обоняет, чувствует. Они тесно связаны с половыми, возрастными, культурными особенностями людей.

Первое впечатление об ораторе – зрительное. Психологи установили, что 80% информации о мире мы получаем через зрение, поэтому и наши слушатели оценивают нас прежде всего зрительно – каков наш внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры. Первое впечатление обманчиво, тем не менее оно сильно. Если мы вызываем в слушателях антипатию, то разрушить её бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет установить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет цели.

Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтёте следующие рекомендации:

а) заранее ознакомьтесь с комнатой, в которой вам предстоит выступать, - акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей;

б) выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы – рекомендуются стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу.

в) будьте умерены в жестикуляции и мимике (они выдадут ваше волнение).

г) не читайте речь по написанному тексту – если вы не знаете её наизусть, не стоит и выходить к слушателям. В полнее допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

д) в процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей.

Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое – либо действие, позволяющее убедиться немедленно в правоте ваших утверждений.

Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора. Дикция (лат. Dictio – произнесение) - это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Дикция является основой разборчивости речи и может быть отчетливой, членораздельной, косноязычной, нечленораздельной.

Хорошая дикция обеспечивается точной и автоматизированной координацией психофизиологических речевых центров с органами речи - дыхательными органами, вибраторами (связками), артикуляторами (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) и резонаторами (полость рта и носа). Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20-30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.

В устном общении, особенно в долгих выступлениях, большую роль играют паузы. Они помогают как говорящему, так и слушающему:

а) облегчают дыхание;

б) дают возможность обдумать предстоящее высказывание;

в) улучшают восприятие речи.

В зависимости от этих функций различают паузы:

- дыхательные;

- ритмические;

- смысловые или логические;

- психологические.

Публичное выступление может стать особо выразительным и запоминающимся, если оратор умеет пользоваться невербальными средствами общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.