Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К выполнению контрольных точек






 

· Контрольная работа № 1 (контрольная точка)

· Анализ стихотворения А.С. Пушкина.

·

Контрольная работа представляет собой один из фрагментов постижения большой темы «Лирика А.С. Пушкина», вызывающей наибольшие трудности у студентов.

Работа нацелена на освоение научного контекста, изучение научных источников, исследующих лирику Пушкина (монографий, статей, обзоров, эссе и т.д.), с одной стороны, на самостоятельную аналитическую работу с художественным произведением, связанную с выявлением наиболее существенных черт поэтики Пушкина, с другой. Этой двунаправленностью и обусловлена структура выполняемой работы.



Первая часть содержит историографический обзор критических и источников.

Описание этих источников подчинено историко-хронологическому принципу: начиная с современной поэту критики, критики последующих десятилетий, и кончая исследованиями научных литературоведческих школ XIX-XX вв., в том числе и современными методологическими подходами. Это не значит, что надо все валить в кучу, подменяя анализ цитированием. Эту часть можно сделать компактной и содержательной.

Для этого нужно четко обозначать, что и как уже рассматривалось в каждом конкретном случае. Таким образом можно обозначить «белые пятна» в интерпретации произведения, восполнение которых позволит «продолжить» сделанное «предшественниками», четко разграничить «свое» и «чужое», не повторяя найденное кем-то.

Игнорирование осмысления источников может привести к тому, что студенту придется изобретать заново велосипед, приписывая себе чужие открытия.

Вторая часть целиком посвящена собственно анализу поэтического произведения. Этот фрагмент работы - также необходимая часть любой научной работы: это описание материала, в ходе которого как раз и выявляются существенные черты поэтики автора.

Некоторые студенты любят придерживаться плана (он дан в приложении), но это как раз не обязательно. Любой план, каким бы полным он ни казался, несовершенен: он не может охватить всей полноты произведения, это всего лишь схема, дающая опорные точки в интерпретации текста. Каждое произведение требует индивидуального подхода, описание всех уровней ведет к формальному выполнению упражнений на заданную тему. Достаточно описать наиболее характерные для этого текста, позволяющие выявить его специфику.

По ходу работы возможно использование следующих приемов.

1. Отталкиваясь от «чужого» анализа, вступить в полемику с ученым, предложив свою интерпретацию. Тогда четко будет обозначено «свое» и «чужое».

2. Идти от пушкинского текста, фиксируя свои наблюдения, оформляя их в концепцию.

3. Возможно сочетание этих двух приемов.

В любом случае важна не формальная фиксация наблюдений над формой, а выявление содержательности элементов структуры: если речь идет о ритме, показать, как ритмический рисунок позволяет выявить авторскую мысль; аналогично и о синтаксисе. Цель не в том, чтобы зафиксировать наличие того-то и того-то, а в том, чтобы выйти на уровень пушкинской поэтики.

В ходе анализа вырабатывается научный стиль. Старайтесь уходить от оценок (это стиль эссе или критики), не использовать общие фразы, ничего не дающие для понимания произведения, цитировать красивые фразы критиков или ученых, которые ничего не добавляют к пониманию произведения.

 

Типичные ошибки в работах студентов.

1. Бросаются в Интернет, где находят сочинения школьников, удовлетворяясь уровнем ученика средней школы.

2. Увлекаются биографическими сведениями, подменяя анализ текста пересказом биографических фактов. Анализ внетекстовой реальности должен быть чрезвычайно корректным: поэтическая реальность не равна биографической. Осторожно обращаться с адресатом (при его наличии). Зачастую возникают самые невообразимые концепции, построенные на ненаучной интерпретации фактов.

3. Излишне увлечены историей создания произведения, подменяющей анализ. Здесь все должно быть предельно лаконично. Указывать только интересные и мало известные факты, проливающие свет на произведение.

4. Некорректное использование терминологии: помним о том, что у Пушкина нет лирического героя.

5. Часто студенты подменяют анализ элементарным пересказом текста: еще Белинский назвал это запрещенным приемом, уничтожающим «тайну поэзии».

6. Иногда в работах анализ замещен методической разработкой урока по литературе.

Следует выбрать для себя путь анализа: напр., рассмотреть лирический сюжет, в ходе анализа которого так или иначе придется коснуться многих уровней поэтической структуры. Или: наблюдения над семантическим строем. Можно включать материалы примечаний, где, как правило, указаны варианты текстов, замещения отдельных слов и т.д. Это уже область динамической поэтики. Весьма продуктивны наблюдения над жанровыми моделями: это уже область исследования, т.к. жанры описаны пока недостаточно.

Работать над собственным стилем: избегать восклицаний, придыханий, а объективно описывать наблюдения.

Обязательно выверить текст по авторитетному изданию Пушкина (Полн. собр. соч.). См. примечания, варианты и черновики.

Научный аппарат. Работа может содержать сноски, поясняющего характера, которые могут оформляться как постраничные и концевые. В сносках даются ссылки на научную литературу по вопросу, которого вскользь касается автор курсовой. Кроме того, в сносках оговаривается вопрос, который остался за пределами работы и представляет собой ответвление от основной проблематики. Обширные сноски демонстрируют культуру автора и его эрудицию, кроме того, они свидетельствуют о научной добросовестности исследователя, подробно изучившего состояние вопроса. Обширные сноски – знак корректного отношения исследователя к своим предшественникам.

Цитирование. Цитирование в тексте работы считается корректным, если сноска введена в текст, а не просто дана как закавыченный текст, повисающий в работе и не относящийся ни к чему. Напр.: Исследователь И.П. Смирнов считает, что «……». Или: Е. Фарыно подчеркивает: «……». Как заметил С.А.Гончаров, «…..» и т.д.

Сопровождающий цитату текст не должен повторять ее, чтоб не создавалось впечатление «масла масляного».

Цитирование художественных текстов. При цитировании важно соблюдать меру: сплошное цитирование громадных фрагментов текста раздражает, минимальное цитирование не дает представления о достоверности результатов. Цитирование обязательно сопровождается указанием на авторитетный источник. Как правило, при анализе произведений русской классики ссылки приводятся по академическому собранию сочинений как наиболее выверенному и точному.

· Контрольная работа № 2

· Мини-исследование по теме

·

Выполнение контрольной работы, связанной с изучением научной литературы и интерпретацией текста, позволит, погрузившись в художественный мир писателя, реализовать принципы «медленного чтения».

Контрольная работа нацелена на освоение научного контекста, изучение научных источников (монографий, статей, обзоров, эссе и т.д.), с одной стороны, на самостоятельную аналитическую работу с художественным произведением, связанную с выявлением наиболее существенных черт поэтики писателя, с другой.

Этой двунаправленностью и обусловлена структура выполняемой работы.

Первая часть содержит историографический обзор критических и источников.

Описание этих источников подчинено историко-хронологическому принципу: начиная с современной поэту критики, критики последующих десятилетий, и кончая исследованиями научных литературоведческих школ XIX-XX вв., в том числе и современными методологическими подходами.

Возможна другая структура этой части. Упомянув исследователей, занимавшихся изучением произведения, можно сосредоточиться на работах тех ученых, которые представляются наиболее значительными и значимыми (напр., с ними связано новое направление изучения писателя, обозначен новый аспект, подчеркнуты особые качества поэтики и т.д.), или выделить те работы, которые привлекли внимание. Но свой интерес надо обосновать: чем и почему привлекли. Возможно, это личность ученого; тогда пояснить, как эта личность вписалась в отечественную пушкинистику. Может быть, это совершенно новый методологический подход, оригинальный анализ проблемы, специфическое рассмотрение поэтики и т.д.

Игнорирование осмысления источников может привести к плагиату.

Вторая часть целиком посвящена собственно анализу драматического произведения. План в данном случае не слишком уместен, т.к. здесь акцент все-таки не столько на родовой природе произведения, сколько на выявлении собственно пушкинского в драматическом произведении (неслучайно пушкинские трагедии считаются несценичными!).

Анализ может касаться следующих вопросов:

· а) сюжетно-композиционная организация произведения,

· б) мотивный анализ,

· в) анализ интертекстуальной поэтики,

· г) персонаж в научной парадигме,

· д) поэтика финала,

· е) семантика и функции авторских ремарок и т.д.

 

По ходу работы возможно использование следующих приемов.

· 1. Отталкиваясь от «чужого» анализа, вступить в полемику с ученым, предложив свою интерпретацию. Тогда четко будет обозначено «свое» и «чужое».

· 2. Идти от текста, фиксируя свои наблюдения, оформляя их в концепцию.

· 3. Возможно сочетание этих двух приемов.

В любом случае важна не формальная фиксация наблюдений над формой, а выявление содержательности элементов структуры. Цель не в том, чтобы зафиксировать наличие того-то и того-то, а в том, чтобы выйти на уровень пушкинской поэтики.

В ходе анализа вырабатывается научный стиль. Старайтесь уходить от оценок (это стиль эссе или критики), не использовать общие фразы, ничего не дающие для понимания произведения, цитировать красивые фразы критиков или ученых, которые ничего не добавляют к пониманию произведения.

·

Типичные ошибки в работах студентов.

Подменяют самостоятельную работу интернетными сочинениями.

Излишне увлечены историей создания произведения, подменяющей анализ.

Забывают об использовании терминологии.

Подменяют анализ элементарным пересказом текста.

Забывают указать источник.

·

· Обязательно выверить текст по авторитетному изданию (Полн. собр. соч.). См. примечания, варианты и черновики.

Научный аппарат. Работа может содержать сноски, поясняющего характера, которые могут оформляться как постраничные и концевые. В сносках даются ссылки на научную литературу по вопросу, которого вскользь касается автор курсовой. Кроме того, в сносках оговаривается вопрос, который остался за пределами работы и представляет собой ответвление от основной проблематики. Обширные сноски демонстрируют культуру автора и его эрудицию, кроме того, они свидетельствуют о научной добросовестности исследователя, подробно изучившего состояние вопроса. Обширные сноски – знак корректного отношения исследователя к своим предшественникам.

Цитирование. Цитирование в тексте работы считается корректным, если сноска введена в текст, а не просто дана как закавыченный текст, повисающий в работе и не относящийся ни к чему. Напр.: Исследователь И.П. Смирнов считает, что «……». Или: Е. Фарыно подчеркивает: «……». Как заметил С.А.Гончаров, «…..» и т.д.

Сопровождающий цитату текст не должен повторять ее, чтоб не создавалось впечатление «масла масляного».

Цитирование художественных текстов. При цитировании важно соблюдать меру: сплошное цитирование громадных фрагментов текста раздражает, минимальное цитирование не дает представления о достоверности результатов. Цитирование обязательно сопровождается указанием на авторитетный источник. Как правило, при анализе произведений русской классики ссылки приводятся по академическому собранию сочинений как наиболее выверенному и точному.

Оформление

Общий объем работы до 0, 5 п.л. (8-10 стр.).

Работа выполняется на стандартном листе писчей бумаги в формате А4 с соблюдением следующих требований:

· поля: левое –30 мм, правое – 10 мм, верхнее –20 мм, нижнее –20 мм;

· шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;

· межстрочный интервал – полуторный (возможен одинарный);

· выравнивание текста – по ширине.

· Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа. Номер на титульном листе не проставляется.

Сокращение слов и выражений выполняется в соответствии с нормами сокращений слов в русском языке. Напр.: «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т.е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «вв.» (века), «гг.» (годы)).

При цитировании используются внутритекстовые ссылки. В тексте работы после цитаты в квадратных скобках указывается фамилия автора, слова которого приводятся, год публикации исследования и страница цитирования (в случае многотомного издания - перед страницей – номер тома). При использовании цитат из многотомного издания, после года публикации указывается номер тома, из которого взята цитата.

[Першин, 1989, с. 52] [Васильев, 2014, I, с. 52]

Список литературы – источники следуют в алфавитном порядке. Список нумеруется. См. Приложения.

Страницы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Порядковый номер страницы размещают по центру нижнего поля страницы.

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

· Приложение 1

· Титульный лист

·

· Министерство образования и науки Российской Федерации

· Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

· высшего образования

· «Алтайский государственный педагогический университет»

· (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»)

·

·






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.