Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный перечень вопросов к экзамену






 

56. 1. Историко-культурный процесс конца XVIII-начала Х1Х вв. Основные тенденции культуры. Литературные направления. Литературные объединения и журналы. Литературно-эстетические программы. Полемика о языке и ее идеологический подтекст. «Арзамас» в истории русской культуры и его роль в формировании романтического направления. Понятие «арзамасского наречия», его аналоги в культуре. Пародия, травестия, мистификация, игра, буффонада как принципы, определяющие мировоззрение арзамасцев, их роль в формировании литературного языка эпохи.

57. 2. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Романтизм как эстетическая система (идея жизнетворчества, модус художественности, романтическая ирония и т.д.). Картина мира. Поэтика. Спорные проблемы романтизма в современной науке.

58. 3. В.А. Жуковский: единство художественного мира (лирика, баллады). Становление романтического метода в поэзии В.А. Жуковского: «свое» и «чужое». Динамика жанровой системы: пейзажно-медитативная элегия, «домашняя поэзия» и «арзамасская галиматья», «павловские послания и т.д.). «Мир души» как основная тема. Поэтика (полисемантизм, музыкальность, субъективность, ассоциативность, интроспективность и т.д.). Игра (автопародия) и метакод. Баллада в поэзии Жуковского: динамика жанра. «Ленора» Бюргера в дублетном варианте Жуковского («Людмила», «Светлана»). Полемика в критике о балладе. Типология баллад Жуковского. Поэтика.



59. 4. Русская романтическая поэзия. Поэзия К.Н. Батюшкова: динамика жанровой системы. Риторика и поэтика (пластика, интроспективность, символика, поэтический язык). «Опыты в стихах и прозе» и их подтексты. Лирический герой и его маски. Элегия: ее разновидности. Послание. Поэтика Батюшкова. Антологические циклы (диалогизация, полисемантизм и т.д.). Споры о методе Батюшкова. Романтическая лирика А.В. Кольцова. Жанры. Фольклоризм. Поэты пушкинской поры.

60. 5. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова (генезис, трансформация, специфика сюжета, сценичность, соотношение сюжета и морали, характеры и их динамика и т.д.). Русская критика о Крылове.

61. 6. Декабристы в русской культуре: семиотика поведения, «слово и дело», творчество как поступок, деяние. Споры о художественном методе декабристов в науке о литературе. Эстетика и творческие принципы. Проблематика и поэтика лирики. Творческий путь К. Рылеева. Лирика (жанры, мотивы и т.д.). Поэтика декабристского романтизма.

62. 7. Творческий путь А.С. Грибоедова. Личность Грибоедова и загадки его биографии. Грибоедов и декабристы. Эстетика. Грибоедов-

комедиограф (раннее творчество). Художественная структура комедии «Горе от ума». Поэтика заглавия. Конфликт, его развертывание в ходе драматического действия. Система персонажей. Место Репетилова в этой системе. Функции внесценических персонажей. Жанровое своеобразие пьесы. Двуплановость композиции. Мотивы и их функция. Комизм характеров и комизм положений. Язык и стих комедии. Современные интерпретации комедии.

63. 8. Динамика пушкинской поэтической системы. Авторское «я» в диалоге с миром. Жанры (элегия, послания, отрывок, антологические стихотворения) и их трансформация.) в современном пушкиноведении. Пушкинская «поэзия мысли» в контексте его художественных поисков 30-х гг. Пушкин и любомудры. Философские проблемы и их художественное решение. Пушкинская поэтика 30-х гг. Поэтика Пушкина в современном пушкиноведении.

64. 9. Цикл «южных» поэм: генезис, типология и жанровая динамика. Кавказский миф, его семантика. Автор и герой. Проблема автобиографизма. Композиционные принципы. Авторская позиция. «Бахчисарайский фонтан» в контексте «южных поэм». Легенда и ее функция в поэме. Автор и восточный мир: женские ипостаси автора. Таврида в концепции поэмы. Роль авторских примечаний. «Цыганы» Пушкина: трагедия индивидуалистического сознания. Отделение автора от героя. Самовыражение характера и его объективация. Мотивировки бегства героя. Авторский сюжет и авторская позиция.

65. 10. Динамика жанра поэмы в творчестве Пушкина. Поэма и стихотворная повесть. Тема Петра I в творчестве Пушкина. «Полтава»: художественная концепция и проблема вымысла. Тема Петра I. Исторические персонажи и романтические принципы их моделирования (эстетика и поэтика героического, прямолинейность авторской оценки, смысл природных сравнений и т.д.). Композиционные принципы. Значение эпилога. Автор-повествователь в поэме. Поэма «Медный всадник» как «петербургский текст». Неоднозначность жанровой интерпретации в науке, проблематика, исторический и мифологический пласты сюжета. Мотив безумия и его содержательность. «Скульптурный миф» в поэме, его функция. Стилевая полифония и проблема авторской позиции. Проблема финала.

66. 11. Драматургические принципы Пушкина. Пушкин и театр. «Борис Годунов» как комедия. Проблематика. Художественная концепция Пушкина, ее истоки. Историзм как художественный принцип. Концепция исторического характера и обстоятельств. Авторская позиция. Драматическая полифония. Композиционные принципы. Финал.

67. 12. «Евгений Онегин» как роман Жизни. Замысел и его реализация. Генезис центрального персонажа: Онегин в соотношении с героями «южных» поэм. Динамика центрального персонажа: герой в сюжете и неоднозначность авторского отношения к нему. Мифологический пласт в романе. Соотношение автор-персонажи как реализация оппозиции неизменность/изменчивость. Автор как организующий центр романа и лирическая стихия в романе. Авторские ипостаси и роли. Динамика автора, диалог с читателем, его содержательность. «Евгений Онегин»: проблема жанра. Композиция романа. Поэтика зеркальности, ее содержательность. Финал. Художественные принципы организации целого. Онегинская строфа как содержательная единица романа. Роман в критике и литературоведении.

68. 13. Причины обращения Пушкина к прозе и требования его к прозе. «Арап Петра Великого» как исторический роман. Специфика историзма, традиция западноевропейского романа. Динамика осмысления личности Петра и художественная концепция Петра. Причины незавершенности романа. Динамика пушкинской прозы. От «Дубровского» к «Капитанской дочке». Соотношение исторического и современного. Жанровая трансформация, роль любовной коллизии, ее место в романе, тема народного бунта. Исторические персонажи. Авторская позиция. Сюжетные мотивы и структурные принципы. «Капитанская дочка» как мемуарный текст (Автор и мемуарист, сюжет как форма выражения авторской позиции). «Пиковая дама» в контексте русской культуры (мотив карточной игры и философия игроков). Проблематика, герой и его художественное осмысление, сложность авторской позиции. Мотив безумия, его содержательная нагрузка, многообразие мотивировок и культурных подтекстов (историческая, мифологическая и др.). Функция фантастики.

69. 14. «Повести Белкина» как цикл. Белкин как литературная мистификация. Проблематика и принципы организации целого, композиция цикла. Типы рассказчиков и их функции. Многоступенчатость в системе рассказчиков и ее функция. Проблематика повестей. 24. Пародийный смысл игры с чужим текстом и с персонажами, трансформация традиционных мотивов в «Повестях Белкина». Жанровая полифония: анекдот и притча, повесть и новелла. «Проза как поэзия». Авторская концепция жизни. Смысл оппозиции Россия/Запад.

15 «Маленькие трагедии» как цикл. Проблематика. Функция мистификации. Исторический и мифологический пласты. Сюжетная полифония и проблема авторской позиции. Поэтика. Принципы циклизации. «Скупой рыцарь» («Маленькие трагедии»). Несоответствие пушкинского персонажа архетипу. Историко-культурные коды. Интеллектуальная усложненность мотивов поведения Барона. Автобиографический подтекст. Онтология безумия. Имя и его функция в сюжете. Смысл финала. «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»). Историко-культурный контекст. Смысл заглавия. Архетипы трагедии. Мотив музыки. Моцарт и Сальери как два типа творчества. Неоднозначность мотивов поведения Сальери в пушкинистике. Неоднозначность авторской позиции. Сюжетная полифония. Катастрофичность финала. «Каменный гость» («Маленькие трагедии»). Дон Гуан: несовпадение с именем, расхождение с традицией. Неоднозначность мотивировок центрального персонажа. Поиск гармонии и преодоление донжуанского комплекса. Мотив несостоявшейся дуэли. Душевная логика Дон Гуана и путь к финалу. «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»). Мотив пира и мотив смерти в цикле. Философские подтексты. «Вакхическая песнь» Председателя, ее смыслы. Диалог Вальсингама и Священника. Открытый финал, его трактовки. Проблема катарсиса.

70. 21. Русская романтическая проза: жанры (роман, повесть, новелла).

71. 22. Лирика М.Ю. Лермонтова 1828-1836 гг. как лирический дневник. Лирический герой, его динамика. Оппозиция неба/земли в поэзии Лермонтова. Философская проблематика. Поэтика демонизма. Лирика 1836-1841 гг. Авторское сознание и формы его выражения (ролевая лирика, внесубъектные формы, пейзаж). Новая позиция лирического героя: переосмысление демонизма, скепсис и ирония, их роль в самопознании и познании мира. Двойное построение лирического субъекта в лирике. Песенное начало и фольклорная стихия. Споры о методе поэзии Лермонтова.

72. 23. Жанр поэмы в творчестве Лермонтова. Ранние поэмы: герой, конфликт, художественные принципы. Поэмы Лермонтова конца 30-х гг. («Мцыри» и «Песня про царя…»). Иронические поэмы Лермонтова («Тамбовская казначейша», «Сашка»).

73. 24. «Демон» как философская поэма в контексте творчества поэта. Соотношение редакций и канонического текста: проблема демонизма. Символика сюжета, его художественная интерпретация.

74. 25. Драматургия Лермонтова: от ранней («Испанцы», «Странный человек», «Два брата» и др.) к драме «Маскарад». Смысл заглавия, символика маскарада, философская сущность игры, проблема демонизма. Конфликт. Система персонажей. Проблема финала. Сущность и смысл Неизвестного. Спорные проблемы изучения драмы.

75. 26. Проза М.Ю. Лермонтова. «Вадим» Лермонтова как исторический роман. Проблема бунта и ее философское обоснование в романе. Проблема «высокого зла» и демонизм героя. Специфика психологизма. Символика. «Княгиня Лиговская» как этап развития лермонтовской психологической прозы. Проза и лирика («сушковский» и др. циклы, «человек играющий» в биографии и прозе Лермонтова). Новый поворот в решении проблемы демонизма (соотношение сюжетных линий). Концепция характера и усложнение приемов раскрытия внутреннего мира личности.

76. 27. «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман. Обусловленность жанра характером героя. Печорин как герой времени, человек эпохи 30-х гг. Проблемы добра и зла, судьбы и воли в романе, их решение. Логика характера Печорина, его раскрытие в сюжете, обоснование индивидуализма как позиции вынужденного зла или сознательного выбора. Психологизм романа. Композиция романа (функция предисловий, хронологические смещения, содержательность приема, мотивы и их функция, соотношение персонажей, функция дневника, глава «Фаталист» и ее место в романе, авторская позиция и сложность ее выявления и т.д.). Книжный код.

77. 28. Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», принципы циклизации. Рассказчики и их функция. Предисловия, их роль. Романтическая ирония и ее трансформация. Двоемирие и диалогическая концепция жизни. Проблема добра и зла и ее решение в двуплановом сюжете. Поэтика зеркальности, ее содержательность. Гоголевская демонология. Гоголь и барокко.

78. 29. Драматургические принципы Гоголя. Комедия «Ревизор». Структура конфликта, динамика сюжета, психологическая мотивировка и смысл ошибки, смысл двойного финала, смысл немой сцены и многообразие ее трактовок в науке. Принципы комизма (природа комического и смех Гоголя).

79. 45. Поэма «Мертвые души» в контексте гоголевской философии истории: замысел и воплощение. Смысл заглавия, многовариантность его интерпретаций. Концепция человека и концепция характера, художественная реализация в поэме. Композиционные принципы 1 тома «Мертвых душ». Двуплановость структуры, содержательный смысл. Мотив дороги, его композиционная функция. Концепция характера и принципы моделирования персонажей. Персонажи в жанровых моделях. Психологизм. Чичиков в историко-культурной перспе

80.

 

· Формы самостоятельной работы студентов

· с научной литературой

· Работа с научной литературой – работа с «вторичными текстами»

· Конспект

· Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Слово «конспект» состоит из двух корней, первым из которых является «кон» (в русском языке «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий). В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации и заключен главный смысл конспекта.

· Конспектирование – работа с первичными текстами и создание вторичных текстов, в ином виде – свернутом, сжатом.

· Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логической, связной.

Функции конспекта:

· упрощает запоминание текста, облегчает овладение специальной терминологией;

·  помогает восстановить полученную информацию через какой-то срок и в нужной степени полноты;

·  дает возможность научиться выделять главное, самое необходимое и нужное в процессе переработки информации; накопить информацию для написания более сложной работы (доклад, реферат, курсовая, дипломная работы, статья и т.д.).

Организация текста конспекта. Целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии, выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е.

· написанное после, приписанное и т.д., использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков (вместо слов «равенство», «подобие», «сходство»; можно использовать знак равенства «=», вместо слов «больше, меньше» - математические знаки «<, >» и т.д.).

Основные формы записи

1. План (наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, раскрывающая смысл того или иного отрывка или иного отрывка изучаемого источника, либо краткое, близкое к дословному, изложение).

2. Выписки (цитаты, т.е. дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого источника, либо краткое, близкое к дословному, изложение).

3. Тезисы (сжатое изложение положений текста, позволяющее обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках).

4. Аннотации (краткое обобщение содержания произведения, сохраняющее лишь общее представление об источнике).

5. Резюме (краткая оценка прочитанного произведения; в отличие от аннотации содержит его выводы, главные итоги).

6. Конспект.

Классификация видов конспектов

1. План-конспект ( составляется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии в виде цитат или свободного изложения текста). Этот конспект, с одной стороны, учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана, но, с другой – по нему не всегда удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные в процессе чтения.

2. Линейно-последовательная запись текста.

3. Тематический конспект. Кратко изложение темы, раскрываемой по нескольким источникам. Такой конспект, с одной стороны, дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и т.д.) на поставленный вопрос-тему, учит анализу различных точек зрения на один и тот же вопрос), с другой – он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом.

Виды: обзорный тематический конспект (тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников; хронологический конспект (становление хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий).

3. Текстуальный конспект – монтаж цитат одного текста.

· Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект используется длительное время, но не активизирует внимание и память, автоматизируя освоения.

4. Свободный конспект. Помимо цитат, включает собственные формулировки. Требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам.

* Наиболее распространенные схемы:

– «Генеалогическое дерево » (выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагают в последовательности «сверху – вниз» – от общего понятия к его частным составляющим).

«Паучок » (записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка», затем определяются основные входящие понятия записываются так, что они образуют «ножки паука», к каждой «ножке» присоединяются ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти).

– Опорный конспект. Это творческий вид работы, где содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т.п. Такая запись материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.