Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демонология Н.В. Гоголя






(от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду»)

· (2 часа)

· Теория

· Демонология

· Мифопоэтика

· Архетип

· Задание.

Справочные издания

* Обобщите информацию о демонологии в славянской культуре, используя самостоятельно наденные источники.

· Литература

1. Русский демонологический словарь. Автор-составитель Т.А. Новичкова. – СПб.: Петербургский писатель, 1995. – 640 с.



2. Зеленин, Д.К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. – М.: ИНДРИК, 1995. – 432 с.

3. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Эллис Лак, 1995. – 416 с.

4. Славянская мифология: Словарь-справочник. – М.: Линор & Совершенство, 1998. – 320 с.

5. Левкиевская, Е.Е. Звук и звучание в славянской мифологии // Музыка и незвучащее. – М, 2000. – С.65-73.

 

Справочная литература

1. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. – М.: Современный писатель, 1995. – Т. 1. – 416 с., – Т. II. – 400 с., – Т. III. –415 с.

2. Зеленин, Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. – М.: Индрик, 1995. – 432 с.

3. Маркин, П.Ф. Древнеславянская мифология и языческий текст русской литературы: учеб. пособие по спецкурсу. – Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. – 223 с.

4. Маркин, П.Ф. Славянская мифология как мировосприятие и текст русской литературы. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009. – 358 с.

5. Белова, О.В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. – М.: Индрик, 2000. – 318с.

6. Виноградова, Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. – М.: Индрик, 2000. – 432 с.

7. Криничная, Н.А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов; В 3 т. – Петрозаводск, 2000-2001.

8. Криничная, Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора / Н.А. Криничная. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. – 1008 с. (РАН. Карельский научный центр. Ин-т языкознания литературы и истории).

9. Агапкина, Т.А., Белова, О.В., Толстая, С.М. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – 2-е, испр. и доп. изд. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.

10. Белякова, Г.С. Славянская мифология: Кн. для учащихся. – М. Просвещение, 1995. – 239 с.

11. Гаврилов, Д.А., Ермаков, С.Э., Фаминская, Т.В. Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов. Опыт словаря с пояснениями / Под ред. С.Э. Ермакова. – М.: Ладога-100, 2008. – 208 с.

12. Гаврилов, Д.А., Ермаков, С.Э. Боги славянского и русского язычества. Общие представления. – М.: Ганга, 2009. – 288 с. – (Серия: Обычай веков).

13. Гаврилов, Д.А., Ермаков С.Э. Древние боги славян. – М.: Вече, 2011. – 320 с. – (Тайны Земли Русской).

14. Голубиная книга. Славянская космогония / Сост., переводы и коммент. Д. Дудко. – М.: Эксмо, 2008. – 434 с. – (Антология мудрости).

15. Гура, А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – М.: Индрик, 1997. – 912 с. – (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

16. Ермаков, С.Э., Гаврилов, Д.А. Ключи к исконному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления. – М.: Ганга, 2010. – 256 с. – (Обычай веков).

17. Криничная, Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. – 1008 с. – («Summa»).

·

Вопросы для обсуждения

·

I. Н.В. Гоголь в контексте фольклорно-мифологической и литературной традиций (Ю.Манн и др. о демонологии Гоголя).

II. * Как Вы воспринимаете утверждения современного исследователя, что «…Фантастическое …носит характер водевиля» и что есть в ней элемент пародийности»?

Концепция демонологии и ее реализация в прозе Гоголя.1. Мотив чертовщины в «Сорочинской ярмарке», его мотивировки и функции:

а) «Гoголь первый увидел черта без маски, первый понял, что лицо черта...реальное, “человеческое”» (Д.С. Мережковский),

б) в письме к Шевыреву Гоголь скажет: «Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы после моего сочинения насмеялся вволю человек над чертом» [Переписка Н.В. Гоголя: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 356]. Почти то же самое писатель напишет С.Т. Аксакову: «Вы эту скотину (черта) бейте по морде. Стоит только немножко струсить и податься назад – тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступить на него, он и хвост подожмет. Мы сами делаем из него великана: а на самом деле он черт знает что» [Письмо к Гоголю от 16 мая 1844 г. из Франкфурта. Цит. по: Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М, 1956. С. 299-300]. См. также в письме к А.О. Смирновой от 6 декабря 1849 г. из Москвы: «Эта длиннохвостая бестия как только что человек стал осторожен и неподатлив на соблазны, тотчас прячет рыло и начинает заезжать с мелочей...» (Переписка Н.В. Гоголя: В 2 т. С. 197),

в) поясните фразу ученого: «Ярмарочный черт – лицо несвободное, связанное и более того – страдающее» (Ю. Нечипоренко),

· черт как «минус-прием» и предание о черте, его функции (черт как инструмент для создания страха – необходимого элемента управления людьми), черт в авторской концепции («Задача черта – обретение былой целостности, которую разорвали, рассеяли нечестные люди»),

· д) типология черта (Черт-искуситель – Черт-соблазнитель – Черт-проказник – Бес-гуляка. любитель хмельного – Черт-игрок в карты),

· е) одоление черта в повести «Ночь перед Рождеством» (архетип путешествия, Вакула и его профессия, осмеяние черта и т.д.),

· ж) архетипический мотив продажи души («Вечер накануне …», «Закодлованное место»)

2. Басаврюк, Пацюк, Вий и пр. и их истолкование в науке.

3. Колдун в «Страшной мести»: поэтика телесности:

а) тело в историко-культурном контексте: мифология тела, мифопоэтика телесного,

б) семиотика тела (архетип бороды, когти, нос и гоголевская носология, глаза/ очи и семантика взгляда, деформации тела и их смысл (горб, клык), руки, ноги, голова, губы, кости),

в) гротескное тело. Гротеск и метаморфоза. Метаморфозы телесности и маргинальность персонажей (разорванное тело, человеческое/инфернальное, истончающаяся телесность колдуна; семантическое поле «чужого», «чуждого», дьявольского и колдовского - мотив сотрясения, акустические знаки инфернального, инфернальный смех; мотив смерти – Пляски смерти, «танцующие кости» и «пляска смерти» безумной Катерины и т.д.),

г) пантеистический пейзаж: лесной дед, Днепр-старик и т.д.

4. «Женское» в парадигме низшей мифологии (ведьмы, русалки и пр.),

* В.В. Розанов «остроумно заметил, что лишь покойницы у Гоголя по-женски притягательны». Розанов усматривает в этом свидетельство извращенной натуры писателя, склонность к некрофильству.

* Прочитайте ранний этюд Гоголя «Женщина»

5. Поэтика Гоголя: «магический реализм» (А. Терц), «мистический реализм» (К.В. Мочульский):

а) феномен неконвенционального слова, характеризующегося тождеством означаемого, означающего и называемого предмета,

б) оживление фразеологии (произнесение ритуального имени как вызов, переименование как превращение в «двойника», упоминания тех или иных лиц по ходу изложения рассказываемой истории; эпиграфы к произведениям или их частям; предыстории; авторские (или лирические) отступления и др., внутренняя речь (внутренние монологи, несобственно-прямая речь), нередко реализующаяся во снах, воспоминаниях, галлюцинациях и т.д.), упоминания ирреальных сил задают метафизические координаты бытия, хотя такое разделение не стоит абсолютизировать: в гоголевском мире одно неотделимо от другого, через быт здесь просвечивает бытие, а «физическое» неотделимо от метафизического.

в) влияние слова на сюжет: слово равноценно событию,

г) метафизические координаты бытия: через быт просвечивает бытие, а «физическое» неотделимо от метафизического.

·

· Научная литература

1. Мережковский, Д.С. Гоголь и черт // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. Сост. Е.Я.Данилов. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 213-309.

2. Золотусский, И.П. Гоголь. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 527с.

3. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. – М.: Художественная литература, 1988. – 412 с.

4. Вайскопф, М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. – М., 1993. – 592 с.

5. Мочульский, К.В. Гоголь; Соловьев; Достоевский. – М.: Республика, 1995. – 607с. (Прошлое и настоящее).

6. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М.: Coda, 1996. – 472 с.

7. Мочульский, К.В. Великие русские писатели ХIХ в./ Предисл. Л. Магаротто. – СПб.: Алетейя, 2000. – 159с.

8. Иваницкий, А.И. Гоголь. Морфология земли и власти: К вопросу о культурно-исторических основах подсознательного. – М.: РГГУ, 2000. – 187с.

9. Манн, Ю.В. Постигая Гоголя: учеб. пособие для старшеклассников и студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 204 с.

10. Подорога, В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии. Т. 1. – М.: Культурная революция. Логос – Logos-altera, 2006. 688 c.

11. Карасев, Л.В. Вещество литературы. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 400 с.

12. Софронова, Л.А. Мифопоэтика раннего Гоголя. – СПб.: Алетейя, 2010. – 296 с.

 

Научные стать и

1. Кривонос, В.Ш. Демон-Гоголь (Гоголь глазами Розанова) // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 5/6. – С. 155-176.

2. Виноградова, Л.Н. Звуковые стереотипы поведения мифологических персонажей // Голос и ритуал. – М., 1995. – С. 20-23.

3. Эпштейн, М. Ирония стиля: демоническое в образе России у Гоголя //Новое литературное обозрение. – 1996. – № 19. – С. 129-147.

4. Пиманова, О.В. Смешное и страшное в «Вечерах...» Н.В. Гоголя // Литература в школе. – 1998. – № 3. – С. 75-78.

5. Уткин, С. Дьяволиада в русской литературе // Литература. – 2000. – № 26. – С.5-8.

6. Дмитриева, Е.Е. «Пожив в такой тесной связи с ведьмами и колдунами…» (Об особенностях гоголевского фольклоризма: «Вечера на хуторе близ Диканьки») // Вторые гоголевские чтения. Н.В. Гоголь и мировая культура. – М., 2003. – С. 138-152.

7. Бочаров, С. «Красавица мира». Женская красота у Гоголя // Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 15–35 или: Бочаров, С. «Красавица мира». Женская красота у Гоголя // Бочаров С. Филологические сюжеты. – М., 2007. – С. 147-173.

8. Звездин, А. Образ ведьмы у Гоголя: фольклорные истоки и средневековая мистика (попытка реконструкции интертекста): Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя / Под ред. Ю.В. Манна. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 118-127.

9. Дмитриева, Е.Е. Почему Гоголь переписал пушкинскую «Русалку»? // Четвертые гоголевские чтения. Гоголь и Пушкин. Сборник докладов. Книжный дом «Университет». – М., 2005. – С. 242-255.

10. Савенко, А.А. Народный календарь в повести Н.В. Гоголя «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала»// Русская речь. – 2006. – № 4. – С. 112-116.

11. Монахова, И. Страх и ужас в повести «Вий» // Вопросы литературы. – 2009. – № 3. – С. 269-303.

12. Ранчин А.М. Пространственная структура повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» и древнерусская словесность // Вестник МГУ. Серия 9. – Филология. – 2009. – №2. – С. 16-26.

13. Нарушевич, А.Г. Мотив превращения и языковые средства его воплощенияв повести Н.В. Гоголя «Вий» // Русский язык в школе. – 2001. № 3. – С. 56-58.

14. Гольденберг, А.Х. Архетип народного праздника в художественном мире Н.В. Гоголя //Русская словесность. – 2009. – № 3. – С. 3-11.

15. Инютин, Вл. В. Проблема Зла как метафизического начала истории в произведениях Н.В. Гоголя: феноменологический подход // Философия и методология истории. – Коломна, 2007. – С. 391-397.

 

Другие публикации

· * Составьте библиографию по теме. Предложенные далее статьи даны для примера.

·

1. Белявская, Л.Н. Испытание чертом: Символическое прочтение гоголевских текстов // Синергия культуры: Тр. всерос. конф. – Саратов, 2002. – С. 326-329.

2. Гаджиева, Л.И. На границе сказочного и исторического (об одном эпизоде в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») // На рубежах эпох: стиль жизни и парадигмы культуры. – М., 2005. Вып. 2. – С. 102-112.

3. Гуревич, П.Ю. Пластификация в раннем творчестве Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Страшный кабан», «Гетьман») // Филологические науки. – М., 2001. – N 4. – С. 23-31.

4. Заманова, И.Ф. Двоемирие как композиционный прием в сборнике Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» // Русское литературоведение в новом тысячелетии. – М., 2003. Т. 1. – С. 132-136.

5. Заманова, И.Ф. Пространство и время в художественном мире повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» // Писатель и литературный процесс. – СПб.; Белгород, 1998. – С. 89-100.

6. Зотов, С.Н. Зеркальность как выражение мифологического всеединства мира в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя // Фольклор: традиции и современность. – Таганрог, 2005. – С. 109-115.

7. Кардаш, Е.В. Мотив «двойничества» поколений в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: «метафорическая» и буквальная реализация // Пушкин и его современники. – СПб., 2005. Вып. 4(43). – С. 499-507.

8. Кривонос, В.Ш. «Женщина влюблена в чорта»: («Дамская» тема в «Петербургских повестях» Гоголя) // Кормановские чтения. – Ижевск, 1998. Вып. 3. – С. 131-141.

9. Мильдон, В.И. Заклинание и молитва. Об одном из архаических источников поэтики Гоголя // Н. В. Гоголь и народная культура. Седьмые гоголевские чтения. – М. 2008. – С. 109-114.

10. Нечипоренко, Ю.Д. «Рыжие» или «смешные» люди на Украине: от Гоголя до наших дней // Логический анализ языка: Яз. механизмы комизма. – М., 2007. – С. 597-602.

11. Овечкин, С.В. Откуда у Гоголя взялся черт и что с ним потом стало // Н.В. Гоголь и народная культура. Седьмые гоголевские чтения. – М., 2008. – С. 346-354.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.