Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические занятия






·

Занятие № 1

Романтические жанровые модели В.А. Жуковского:

баллада «Светлана»

(2 часа)

* Задание: законспектировать словарные статьи о балладе по разным справочным источникам, выяснить специфические признаки баллады

· Литература

1. Словарь литературных терминов, КЛЭ

2. Сильман, Т. Заметки о лирике. – Л.: Советский писатель, 1977 (гл. «От баллады к лирическому стихотворению»).

3. Магомедова, Д.Н. К специфике сюжета романтической баллады // Поэтика русской литературы. – М.: РГГУ, 2001. – С. 39-44. Или: История русской литературы: Хрестоматия литературоведческих материалов. – Барнаул, 2004.

4. Магомедова, Д.Н. Баллада // Поэтика. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий (гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко). – М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. – С. 26-27.

·

· Вопросы для обсуждения

·

I. Полемика о балладе в русской критике начала XIX века (Н. Гнедич, А. Грибоедов, П. Катенин и др.).

* Подготовьте конспект-схему.

II.Типология жанра баллады в творчестве Жуковского.

III. «Светлана» как романтическая баллада:

а) нарратив: сюжет и его функции, система мотивов, их взаимодействие;

б) двуплановость сюжета, способы создания второго плана (проблема человека и его судьбы в трактовке Жуковского, поведение личности в экстремальных обстоятельствах);

в) композиция и ее роль в организации «балладности» (система персонажей, принципы их построения, авторское повествование, балладный хронотоп, соотношение эпического и лирического начал, пейзаж, строфика, стих и т.д.); поэтика балладного финала;

г) вещный мир и его символика.

IV. Баллада в системе кодов:

а) мифологический: мотив мертвого жениха, его семантика и функции (см.: Евзлин М. Космогония и ритуал. – М., 1993. Гл. 3),

б) ритуальный: обряд «Невеста в черном» и его реализация в балладе, Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л.: Наука, 1991.

в) онейрический: сон, его семантика и функции.

V. Перспективы развития жанра: В.А. Жуковский и А.С. Пушкин (баллада Пушкина «Жених»).

·

Литература

Теория. Культурология

1. Фрейд, З. Толкование сновидений. – Киев: Здоровье, 1991. – 384с.

2. Фромм, Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок, мифов // Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 179-298.

3. Руднев, В. П. Культура и сон //Даугава. 1990. – № 3. – С. 121-124.

4. Нечаенко, Д.А. Сон, заветных исполненный знаков: таинство сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. – М.: Юрид. лит., 1991. – 302 с.

5. Сон семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI-e Випперовские чтения: Сб.ст. – М., 1993 (Руднев, В.П. Сновидение и событие. С. 12-17; Деготь, Е.Ю. Оптика сновидения. Современное искусство в парадигме сна. С. 65-73; Толстой, Н.И. Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа. С. 89-95; Карасев, Л.В. Метафизика сна. С. 135-142).

6. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты: Сб.ст./ Сост. О.Б. Христофорова; отв. ред. С.Ю. Неклюдов. – М.: РГГУ, 2001. – 382с.

 

Научная литература

1. Иезуитова, Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. – Л., 1978. – С. 138-162.

2. Душина, Л. История создания баллады «Светлана»// Пути анализа литературного произведения. – М., 1981. – С. 188–194.

3. Янушкевич, А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского / А.С. Янушкевич. – Томск: изд-во ТГУ, 1985. – 285 с.

4. Шаталов, С.Е. К характерологии элегий и баллад Жуковского // Жуковский и русская литература конца XVIII – начала XIX веков. – М., 1988. – С. 48-69.

5. Иезуитова, Р.В. Жуковский и его время. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989.– 289 с.

6. Семанова М.Л. Творческая истории произведений русских писателей: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 190 с.

7. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики. – М.: Интрада, 1995. – 319 с.

8. Янушкевич, А.С. В мире Жуковского. – М.: Наука, 2006. – 524 с.

9. Виницкий, И.Ю. Дом толкователя: поэтич. семантика и ист. воображение В.А. Жуковского. М.: Новое лит. обозрение, 2006. – 322 с. (Новое литературное обозрение: науч. прил.; вып. 55) (Научная библиотека).

 

· Дополнительно о Пушкине:

1. Тодоровская, Е.А. Становление жанра баллады в творчестве Пушкина// Русский фольклор. Т. 7. – М.; Л., 1962. – С. 67-83.

2. Панова, В. О балладе Пушкина «Жених»// Аврора. – 1975. – № 6. – С. 59-60.

3. Иезуитова, Р.В. «Жених» //Стихотворения Пушкина 20-30 гг. – Л., 1974. – С.35 -57.

4. Поволоцкая, О.Я. « Жених »: сюжет, композиция, смысл // Московский пушкинист. V. Ежегодный сборник. М.: Наследие, 1998. С. 5=15.

·






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.