Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Занятие № 3






    Евгений Онегин» Пушкина как роман Жизни

    (2 часа)

    Задания:

    а) восстановите хронологическую канву истории создания романа, соотнесите главы романа с произведениями, созданными в этот период,

    б) проследите, как меняются принципы изображения человека и действительности от южных поэм к роману в стихах,

    в) напишите аннотацию на одну из научных статей.

    ·

    Теория

    «Усадебный текст»

    Метатекст

    Диалог читателем

    Автор-демиург

    * Задание.

    Проверьте значение терминов по справочным источникам.

    Литература

    1. Вежбицкая, А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1978. – Вып. 8. – С. 402-422.

    2. Иванов, Н.В. Интертекст – метатекст: культура, дискурс, язык // Языковые контексты: структура, коммуникация, дискурс. Материалы межвузовской научной конференции по актуальным проблемам языка и коммуникации. Военный университет 2007 г. – М.: Книга и бизнес, 2007. – С. 43-50.

    3. Ким Хен Ен. Теория метатекста и формы ее проявления в поэтике // Acta Slavica Japonica. T. 21. P. 202-213.

    4. Кокорев, М.Ф. Европейская культура XVII–XVIII веков и концепция метатекста // Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”, выпуск 26. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С.11-15.

    5. Лотман, Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 423-436.

    6. Щукина, Е.П. «Натуральный сад» русской усадьбы в конце XVIII в. // Русское искусство XVIII в.: Материалы и исследования. – М.: Наука, 1973. – С.109-117.

    7. Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – СПб.: Наука, 1991. – 371с.

    8. Щукин, В. Поэзия усадьбы и проза трущобы // ВМУ. – Серия 9. Филология. – 1994. – № 2. – С. 9-17.

    9. Стернин, Г.Ю. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. – Вып. 1(17). – М., 1994. – С. 46-52.

    10. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре (Быт и традиции русского дворянства XVIII начала XIX веков). – СПб.: Искусство, 1995. – 398 с.

    11. Мир русской усадьбы: Очерки. – М.: Наука, 1995. – 294 с.

    12. Каждан, Т. П. Художественный мир русской усадьбы. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 420 с.

    13. Щукин, В. Миф дворянского гнезда. Геокультурное исследование по русской классической литературе. – Краков: 1997. – 315с.

    14. Доманский, В.А. Русская усадьба в художественной литературе XIX века: культурологические аспекты изучения поэтики // Вестник Томского государственного университета. – 2006. – № 291 (июнь).

    15. Щукин, В. Российский гений просвещения. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 608 с.

    16. Дмитриева, Е., Купцова, О. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. – М.: ОГИ, 2008. – 528 с.

    17. Чумаков, Ю.Н.В сторону лирического сюжета. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – 88 с.

    18. Капинос, Е.В. О лирическом сюжете в стихах и прозе // Материалы к словарю сюжетов и мотивов: Тема, сюжет, мотив в лирике и эпосе. – Новосибирск, 2006. – Вып. 7. – С. 6-53.

    ·

    Вопросы для обсуждения

    ·

    I. Жанровая природа романа в стихах (отметьте литературные источники и обозначьте пути трансформации жанра у Пушкина).

    II. Автор как организующий центр романа:

    а) двойная функция образа автора (романный персонаж и демиург романного мира, отметьте по тексту сведение и разведение этих авторских ипостасей, раздвоение сюжета на реальный и возможный, «ложные» ходы автора, «ложные» адресаты, письма героев как литературную мистификацию, игра автора с читателем на разных уровнях текста и т.д.),

    б) лирический сюжет и духовная эволюция автора (проследить по главам эволюцию автора, отметить строфы, где автор самораскрывается, выяснить функцию жанровой маски автора, ее роль в семантико-стилистической игре, создающей эффект внутреннего многоголосия, подвижность авторской точки зрения и т.д.).

    III. Автор и его герой в романе.

    1.Смысл эпиграфа к 1 главе и его функции.

    2. Переосмысление функции монолога, открывающего роман; соотношение слова героя и слова автора. Интертексты.

    3. Ретро-план: биография Онегина и ее функции (установка на типичность и ее реализация, «летящий» ритм бытия Онегина, его содержательность, функция «дня Онегина», «мода» и ее контекстуальные смыслы, графический эквивалент текста и его функции в романе и т.д.).

    4. Разочарование Онегина как сгусток смыслов: литературный код и байроническая маска (Child-Harold), «двоение» смысла в авторском повествовании (игра стилями: между высоким и ироническим).

    5. Сопряжение временных планов романа в Авторе:

    а) «двойничество» персонажей и авторская оценка Онегина, обозначение художественного принципа («Всегда я рад заметить разность…») – отделение автора от героя, уход от портретности и автобиографизма,

    б) игра временными планами: онегинская хандра как сброшенная автором маска,

    в) персонификация Хандры («…тень иль верная жена») и ее смысл,

    г) «жизнь души» в переосмыслении элегических формул: «все впечатленья бытия»,

    д) элегический модус и метатекст.

    6. Дуэтность в романе: Онегин и Ленский.

    а) Онегин в зеркале окружения: «чужая речь» и новые маски героя, анализ XIV строфы из 2-ой главы: смысл аналогии с Наполеоном,

    б) Онегин как несостоявшийся демон в ситуации с Ленским.

    7. Ключевые эпизоды в вершинной композиции (конец 3-начало 4 гл., 6 гл.):

    * Отповедь Онегина:

    · вегетативный код (сад и сирени),

    · как рифмуется содержание «Песни девушек», письма Татьяны и XLI строфы 3 гл.?

    · демоническая ипостась Онегина (мифологема огня, статуи – «подобно грозной тени», «…как огнем обожжена…») и сюжетный архетип,

    · прием ретардации – торможение сюжета – и его содержательность (экскурсы в прошлое героя),

    · поведенческий код Онегина (маска и игровое начало, неоднозначность авторской оценки поступка Онегина, проблема «личность и обстоятельства»).

    * Дуэль Онегина с Ленским:

    · внутренний монолог Онегина накануне дуэли, его смысл,

    · прием ретардации – остановка сюжета (природный код в описании смерти Ленского, содержательность гипотетических сюжетов о Ленском, архетип кладбища: «элегия» в романе).

    * Авторская лирика конца 6-ой главы (смысл автопризнаний в XLIII строфе, элегический модус: элегические формулы и реальный возраст – «Ужель мне скоро тридцать лет?», формулы «середины жизни» и их интертекстуальные смыслы, мотив пути-дороги, его символика, сопряжение неоднозначных эмоций – мудрое и смиренное принятие законов бытия, благодарность за миги бытия, мифологема души и т.д.).

    8. 8 глава: динамика авторского отношения к герою:

    · диалог Автора с толпой: авторское оправдание Онегина и причины его,

    · онегинская влюбленность в Татьяну и ее интерпретации (прямая авторская оценка, поведенческий код: «безумие страсти», возможность возрождения через любовь, мотив запретного плода и его смысл, XXIX строфа – мотив несвоевременности страсти, зеркальность интерпретаций в точках зрения Онегина и Татьяны),

    · поэтика зеркальности,

    · открытый финал, его функции,

    · мифологемы пира и праздника жизни, мифологема берега в авторской лирике.

    IV. Система персонажей в романе.

    · * Задание. Опираясь на различные комментарии и литературоведческие источники, выясните принципы построения «колебательных» образов персонажей:

    а) Онегин:

    · имя центрального персонажа, его семантика и акватический код,

    · лицо и маска в романе (ключевые формулы: «страсти», «лень», «скука» и «тоска» – как состояния души героя, «скука» и «тоска» как полюса семантического напряжения (см. значения по словарю В.Даля и в контексте романа),

    · принцип стереоскопичности в моделировании персонажа (двоение авторских оценок, Онегин в восприятии Татьяны, «ритуальное» и «индивидуальное» в поведении Онегина, психологизм, вещный мир и его роль в раскрытии персонажа, роль символики и т.д.),

    · споры об эволюции Онегина в науке,

    б) другие персонажи романа (авторская игра с именами, принцип введения имен – конкордация – антропонимическая предопределенность Онегина и Татьяны, неназванность женщин, разность приемов раскрытия персонажей и закономерности использования этих приемов, функция «минус-приема», символика, роль пейзажа и т.д.),

    в) Татьяна в системе кодов: природный (лунный, вегетативный и др. коды) и культурный (романный и т.д.); «черный соболь» и «пушистый боа» как культурные коды, миф о Нине как ключ к тайне души, тайная и мрачная ипостась Вечно Женственного; Нина и Клеопатра и т.д.;

    в) статус Автора и персонажей:

    · персонажи как создания автора, его демиургической воли,

    · воплощение полярных состояний души и авторских творческих принципов: Онегин – «мой демон», «Татьяны верный идеал…» – изменчивость и постоянство;

    · мотив своеволия Татьяны и своеволия Музы (метаморфозы саморазвития сюжета).

    V. Художественные принципы организации романа как целого:

    · сюжет как взаимная соотнесенность судеб, композиция сюжета,

    · композиционные принципы романа (зеркальность, симметрия, монтаж, «чужая» речь и т.д.),

    · сон Татьяны как геометрический центр романа, мифопоэтика сна, функции сна,

    · пейзаж в романе (усадебный и урбанистический), его функции,

    · хронотоп романа (художественное время, формы организации пространства, пространственная модель, семантика календарного времени),

    · диалог автора с читателем, принцип диалогичности, образ читателя, тематика разговоров с читателем, игра автора с читателем как принцип поэтики,

    · роль эпиграфов,

    · онегинская строфа как содержательная единица романа.

    ·

    · * Доклады заслушиваются на вызывной консультации (форма школы-семинара)

    ·

    1. Природный мир в романе (концепция природы, народный месяце слов: природа в календарном цикле – картины осенней природы, зимний пейзаж, весенний и летний пейзажи), луна и солнце в романе: балладный код в сюжете Татьяны, Татьяна, Ленский и луна, солнце в оптике персонажей и т.д.), пейзаж в романе (усадебный и урбанистический), его функции.

    2. Композиционные принципы романа (зеркальность, симметрия, монтаж, «чужая» речь и т.д.) в научной литературе.

    3. Сон Татьяны и его интерпретации в пушкинистике (М. Гершензон, Ю.М.Ломан, В.М. Маркович, Ю.Н.Чумаков, В.Набоков и др.)

    * К семиотике литературного сна (а также – волшебного зеркала) обращается в своей статье С.Т. Золян. По мнению исследователя, «сон или зеркало отражают актуальный мир, но в иной момент времени – в прошлом или будущем относительно момента видения». Автор также считает, что сон или зеркало показывают истинную сущность индивида, героя – «кем является заданный индивид в некотором ином мире» (Золян С.Т. «Свет мой зеркальце скажи…» (к семиотике волшебного зеркала) // Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. –Тарту, 1988. – Вып. XXII. – С. 32). )

    · С. Сендерович в статье Две главы о “Евгении Онегине” отстаивает точку зрения, что и письмо Татьяны, и её сон выполняют функцию психологической характеристики Татьяны: письмо и сон Татьяны – сознательная и бессознательная интерпретация одних и тех же обстоятельств (Сендерович С. Две смерти Ленского // Сендерович С. Фигура сокрытия. Избранные работы. Т. 1. – М., 2012. – С. 314-316).

    4. Диалог автора с читателем (принцип диалогичности, образ читателя в историко-культурной перспективе, тематика разговоров с читателем, игра автора с читателем как принцип поэтики и т.д.).

    5. «Золотое сечение» пушкинского романа (труды О.Н. Гринбаума»).

    · * Сон Татьяны как метаметафора: «здесь и сказочный сюжет с фольклорно-мифологическими фигурами, и реальные герои романа (Ольга, Ленский, Онегин), помещенные в контекст святочных гаданий, и вовсе не сказочный, трагический финал сновидения. Но более всего Сон Татьяны – это судьбоносный Рубикон, включающий в себя метафорически представленное прошлое главной героини романа и провидческое предсказание будущих событий. Сон Татьяны переступает границы своего волшебного сказочного сюжета и превращается в Трагедию. Ритмодинамическая панорама эмоциональной неустойчивости повествования позволяет говорить о том, что начало строфы XXI есть лишь кульминация развития трагического сюжета, а начинается трагедия, как это ни парадоксально, с появлением в сновидении Татьяны столь “милого” ее сердцу Онегина (строфа XVII), но – в компании диковинных зверей, чудовищ, и – в роли хозяина этой страшной “шайки домовых”. Действительно, развитие событий и ритмика пушкинского стиха в строфах Сна Татьяны демонстрируют переход от более или менее плавного движения ко все более и более выразительному и драматическому по своему характеру повествованию. Поведение кривой на участке от XVII до XXV строфы резко меняется, амплитуда колебаний величин O(t) многократно усиливается, а ее затухание происходит, лишь начиная с XXVI строфы – в сценах описания Именин Татьяны. Строфа XVII выступает не только как гармонический центр динамического развития сюжета, но и как динамический контрапункт ритмоощущений – на границе XVII и XVIII строф завершается плавное течение повествования и начинается процесс эмоционального перенапряжения, стресса, шока. Именно такой, вначале относительно плавный, а затем все более выразительный пилообразный характер кривой с резкими перепадами уровня ритмико-гармонической точности соответствует крайне эмоциональной напряженности второй части Сна Татьяны – подобное соотнесение ритма и смысла более всего указывают как на их реальное единство, так и на возможность измерения такого единого ритмо-смысла» (Гринбаум О. роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Ритмико-смысловой комментарий. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 330 с.).

    ·

    Литература

    Комментарии

    1. Бродский, Н. «Евгений Онегин». Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964. – 415 с.

    2. Реизов, Б. Из комментариев к «Евгению Онегину»// Современные проблемы литературоведения и языкознания. – М.: Наука, 1974. – С. 246-254.

    3. Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах [вступ. ст. и коммент. А. Тархова]. – М.: Художественная литература, 1978. – 302 с. – (Школьная библиотека).

    4. Лотман, Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.

    5. Реизов, Б. История и современность. – Л.: Наука, 1986. – 318 с.

    6. Мочульский, К. Заметки о «Евгении Онегине»// Лит. в школе. – 1989. – № 3. – С. 31-35.

    7. Набоков, В.В. Комментарий к роману «Евгений Онегин». – СПб.: Искусство-СПБ, Набоковский фонд, 1998. – 926 с.

    8. Крюков, О.С. Ономастикон романа Пушкина «Евгений Онегин». – М.: МИК, 1999. – 152 с.

    9. Онегинская энциклопедия: в 2 т. – М.: Русский путь, 1999-2004. Т.1. А–К / Под общ. ред. Н.И.Михайловой; сост. Н.И.Михайлова, В.А.Кошелев, М.В.Строганов. Т. 1. А-К. – М.: Русский путь, 1999. – 576 с. Т.2. Л-Я; А-Z / Под общ. ред. Н.И.Михайловой; сост. Н.И.Михайлова, В.А.Кошелев, М.В.Строганов. – М.: Русский путь, 2004. – 804 с.

    10. Красухин, Г.Г. Путеводитель по роману А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: учебное пособие. – М.: изд-во МГУ, 2012. – 224 с. (Школа вдумчивого чтения).

    ·

    Научная литература

    1. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: ГИХЛ, 1957. – 416 с.

    2. Макогоненко, Г.П. «Евгений Онегин» Пушкина. – М.: Художественная литература, 1971. – С. 101-208.

    3. Мейлах, Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

    4. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина: очерки. – М., 1974. – 207 с.

    5. Бочаров, С.Г. О реальном и возможном сюжете «Евгения Онегина»// Динамическая поэтика. – М., 1990. – С. 14-38.

    6. Бочаров, С.Г. О реальном и возможном сюжете «Евгения Онегина» // Бочаров, С.Г. Сюжеты русской литературы. – М.: Языки русской литературы, 1999. – С. 17-77.

    7. Бочаров, С.Г. Форма плана // Бочаров, С.Г. Филологические сюжеты. – М.: Языки русской культуры, 2007. – С. 25-53.

    8. Гуревич, А.М. «Евгений Онегин»: авторская позиция и художественный метод// Изв. АН СССР. ОЛЯ. – 1987. – Т. 46. – № 1. – С. 7-19.

    9. Билинкис, Я. Автор в «Евгении Онегине» // Русская классика и изучение литературы в школе. – М: Просвещение., 1986. – С.69-78.

    10. Лотман, Ю.М. К эволюции построения характеров // Пушкин. Исслед. и материалы. Т. 3. – М.; Л., 1960. – С. 131-173.

    11. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя / Ю.М.Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

    12. Непомнящий, В.С. Поэзия и судьба. – М.: Советский писатель, 1983. – 367 с.

    13. Благой, Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. – М.: Художественная. Литература, 1979. Т. 1. – 549 с. Т. 2. – 511 с.

    14. Чумаков, Ю.Н. В мире стихотворного романа. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 128 с. (Перечитывая классику.)

    15. Пеньковский, А.Б. Нина: культурный миф золотого века в лингвистическом освещении. – М.: Индрик, 2003. – 640 с.

    16. Мейер Х. «Онегиных есть много» (имя-цитата в качестве «закалки» и перформативного повторения // Пушкин. Исследования и материалы. – СПб., 2003. – С. 259-284.

    17. Альтшуллер М.Г. «Евгений Онегин»: et in arcadia // Пушкин. Исследования и материалы. – СПб., 2003. – С.218-236.

    18. Казакова, С. «Почтовый код» в художественных произведениях Пушкина // Вопросы литературы. – 2014. – № 2. – С. 368-381.

     

    Дополнительно:

    1. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина. – М.: Гос. изд-во Художественная литература, 1941. – 620 с.

    2. Винокур, Г.О. Слово и стих в «Евгении Онегине» // Пушкин. Сб. статей. – М., 1941. – С. 155-213.

    3. Бахтин, М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 411 - 418.

    4. Лотман, Ю.М. Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – Тарту, 1975 или: Лотман, Ю.М. Пушкин (отд. том).

    5. Тынянов, Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 52-78.

    6. Пушкин. Исследования и материалы. Т. IX. – Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1979. – 358 с.

    7. Маркович, В.М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина»// Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман. – Л., 1982. – С.186-200.

    8. Пушкин. Исследования и материалы. Т. XI. – Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1983. – 360 с.

    9. Маймин, Е., Слинина, Э. Теория и практика литературоведческого анализа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

    10. Ерофеева, Н.Н. Сон Татьяны в смысловой структуре романа «Евгений Онегин» // Сон – семиотическое окно. М., 1993. – С. 96-108.

    11. Мурьянов, М.Ф. Онегинский недуг // Вестник Российской Академии Наук. – 1995. – Т.65. – № 2.– С. 153-163.

    12. Чумаков, Ю.Н. Татьяна, княгиня N, Муза // Концепция и смысл. – СПб., 1996. – С. 101—114.

    13. Баевский, В.С. Присутствие Байрона в «Евгении Онегине» // Изв. РАН. ОЛЯ. – 1996. – Т.55. – № 6. – С. 4-14;

    14. Недзвецкий, В.А. «Евгений Онегин» как стихотворный роман // Изв. РАН. ОЛЯ. – 1996. – Т.55. – № 4. – С. 3-17.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.