Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Занятие № 4
Проза Пушкина: «Повести Белкина» (4 часа) Задания. · Систематизируйте и обобщите научную литературу по вопросу о причинах обращения Пушкина к прозе (обратите внимание на следующие пункты: критика современной прозы, оппозиция проза/поэзия, требования Пушкина к прозе и т.д.). · Как вы оцениваете высказывание П.А. Вяземского о Пушкине-прозаике: «Сдается, что Пушкин будто сторожил себя; наложенною на себя трезвостью, он будто силился отклонить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка. Прозаик крепко-накрепко запер себя в прозе так, чтобы поэт не мог и заглянуть к нему. Впрочем, такое хладнокровие, такая мерность были естественными свойствами дарования его, особенно, когда выражалось оно прозою» («Взгляд на литературу нашу после смерти Пушкина», 1847). · Проследите и сформулируйте, какие изменения происходят в научной парадигме в связи с осмыслением прозы Пушкина. · Составьте обзор периодики по изучению прозы Пушкина. · По справочным изданиям соберите и обобщите теоретический материал: · Теория · · Цикл · Новелла · Повесть · Мистификация · Пародия · · Литература 1. Ляпина, Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века / Л.Е. Ляпина. – СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. – 281 с. 2. Дарвин, М.Н. Циклизация в творчестве Пушкина: опыт изучения конвергентного сознания / М.Н. Дарвин. – Новосибирск: Наука, 2001. – 293 с. 3. Петровский, М.А. Морфология новеллы // Ars poetika – 1927. 4. Гаспаров, М.Л. Колумбово яйцо и строение новеллы // Сб. статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. – С.130-132. 5. Мелетинский, Е. М. Историческая поэтика новеллы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1990. – 279 с. 6. Чернец, Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 192 с. 7. Русская новелла: проблемы теории и истории: сборник статей. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 1993. – 274 с. 8. Русская повесть XIX века. – М.: Наука, 1973. – 564 с. 9. Головко, В.М. Историческая поэтика русской классической повести / 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Флинта»; Изд-во «Наука», 2010. – 280 с. 10. Ланн, Е. Литературная мистификация. – М.: Л., 1930. – 232 с. 11. Козаровецкий, В. Литературная мистификация как особый жанр // Электронный журнал Арт& Факт. – №1(15). – 2012.: //artifact.org.ru/personalnie-dela-/vladimir-kozarovetskiy-literaturnaya-mistifikatsiya-kak-osobiy-zhanr.html.5 12. Тынянов, Ю.Н. О пародии // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 702-761. 13. Новиков, В.И. Литературная пародия. Учебно-методическое пособие по курсу «Теория литературы». – М.: изд-во МГУ, 2009. – 39 с. 14. Новиков, Вл. Книга о пародии. – М.: Советский писатель, 1989. –540 с. 15. Морозов, А.А. Пародия как литературный жанр (к теории пародии) // Русская литература. – 1960. – № 1. С. 48-77. 16. Фрейденберг, О.М. Происхождение пародии // Труды по знаковым системам. Вып. 6. – Тарту, 1973. – С. 490-497. 17. Гаспаров М.Л. Пародия // Большая советская энциклопедия. 3 изд. Т.19. – М., 1975. – С. 225. 18. Поляков, М.Я. Язык пародии и проблемы структуры стиля / М.Я. Поляков Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: Советский писатель, 1978. – С. 207-236.
Вопросы для обсуждения I. «Повести Белкина» как цикл. а) Биографический контекст. Пушкин в середине пути («…лета к суровой прозе клонят…»), б) «Повести Белкина» и болдинская ситуация «бездны на краю»: преодоление трагедийности в эстетическом акте. II. Литературная мистификация и ее смысл: 1. Белкин, его функция, споры о Белкине в литературоведении: Белкин: реальность и условность), онтология и поэтика. 2. «Предисловия от Издателя»: просто механический придаток к повестям (тогда незачем доискиваться внутренней связи между личностью Белкина из предисловия и самими повестями) или же предисловие есть неотъемлемое звено всего этого цикла? 3. Анализ «Предисловия от Издателя» (биография Белкина, способ рассказывания о нем, тенденции повествования – создание иллюзии реальности Белкина и ее разрушение и т.д.). 4. Белкин и его соавторы: «свое» и «чужое» в цикле. 5. Смысл эпиграфа к циклу. III. Поэтика жанра. 1. «Выстрел»:
· симметрия и зеркальность как композиционные принципы, их функция;
· смена точки зрения в структуре повести и ее композиционная роль, · романтический код (поэтика таинственного, жанровый архетип и т.д.), · персонажи и мотивировки их поведения, трактовки в науке, персонаж перед выбором как архетипическая ситуация, · Сильвио как воплощение христианской заповеди «не убий» или индивидуалист, жаждущий власти, мстительный злодей или плебей, бунтарь против сословных привилегий; героический характер,
· 2. «Метель»: а) Жанрологический аспект: жанровый архетип и трансформация жанра (повесть и новелла, анекдот и притча). б) Нарратологический аспект. «Метель»: многомерность мира и текста: · смысл заглавия: семантические планы заглавия в тексте эпизода, функция дат, · поэтика имен: культурные смыслы имени и их реализация в тексте, · цитатность, · балладный код: мотив мертвого жениха и его обыгрывание у Пушкина, · балладный мотив в пародийном контексте: жених и суженый, · недоговоренность как прием в эпизоде и в структуре целого, ее функции, · ситуация узнавания и ее моделирование: трансформация традиционной новеллы, · умолчание как стилистическая фигура и прием: текст и подтекст в повести и эпизоде, · парадоксальность ситуации: свидание как «невстреча» (удвоение ситуации жениха, зеркальность двух свиданий, пересечение параллельных в контексте судьбы: движение навстречу друг другу и т.д.), · эпизод и его роль в подготовке развязки, · хронотоп и мифологема сада, · многослойность повествования: точки зрения, их соотнесенность, · статус Автора и его присутствие в тексте: иронический модус и его функция. · Три точки зрения и в организации сюжета: план побега (Владимир), подготовка (Марья Гавриловна), поездка (Владимир), рассказ-воспоминание (Бурмин), · «сани» и «церковь»: их сюжетообразующая и композиционная роль, · проза как поэзии: цитатность и ее функции, · «игрушечные концовки» (А.Ахматова) и нешуточные выводы, · роль атропонимов (название деревень) и ситуация финала, · завершенность/незавершенность (повесть в цикле). в) Характерология: · книжный код: читающие героини Пушкина (типологический ряд), · «гуляки праздные» у Пушкина: типологический ряд. г) «Метель» в контексте творчества 30-х гг. Проза и «Евгений Онегин»: зеркальность финалов. Проза и поэзия. 3. «Гробовщик»: · автобиографический подтекст и арзамасский слой повести, · «мрачность» Гробовщика и ее мотивировки («враг города», «обычный мужик-мастеровой» или «мертвец», верящий в «живых мертвецов»), · мифологема Дома и семантика новоселья («К Кривцову», «Новоселье» и «Бесы»), · А. Прохорова и его литературные архетипы (смысл соотнесенности А. Прохорова с гробокопателями В. Шекспира и В.Скотта), · будочник Юрко и его архетипы (alter Ego Прохорова или «прозаично-московский Гермес»), · сон Прохорова, его содержание и функции, романтический и готический коды, · мотив приглашения мертвых на пир (аналог путешествия в Аид) и мотивировки приглашения, · «В „Гробовщике” просто ничего не происходит – все остается на месте, хотя казалось, что движется куда-то» – утверждает Б. Эйхенбаум, подчеркивая бессобытийность и нерезультативность новеллы. Так ли это? · смысл пробуждения Адриана Прохорова. · Оппозиция «начала» и «конца». 4. «Станционный смотритель»: традиционные и новые трактовки, · притча и художественный текст: многозначность текста, · код притчи (немецкие картинки о блудном сыне и их функция, притча о добром пастыре и т.д., «возвращение» Дуни и смысл финала), · поэтика имен, · архетипические сюжеты в повести и их обыгрывание (о Красной Шапочке, о Крысолове и др.), · мотивы (потери зрения, вытеснения и др.) и язык метафор и каламбуров, · вегетативный код (бальзамин), · удвоение и принцип зеркальности в повести, · лирический подтекст и авторская позиция (мотив дороги, тема несчастной старости, музыкальный пейзаж и т.д.). 5. «Барышня-крестьянка»: · смысл эпиграфа, · пасторальный сюжет в зеркале пародии: чтение как узнавание (пасторальные мотивы, «охотничий текст», календарь), · романтический код в повести, · Лиза-Бетси: культурная семантика имени, · игра с читателем и с Белкиным (шекспировский след, функции эпиграфов и т.д.), · переодевания и функция «маскарада». IV. Принципы циклизации: а) принципы сюжетосложения, б) динамика характеров как структурообразующий принцип поэтики Пушкина, в) способ повествования, обусловленный многоступенчатой системой повествования (функции рассказчиков), г) поэтика (психологизм, пейзаж, фантастика, культурный подтекст), д) жанровая специфика – новелла и притча и т.д., е) принципы циклизации (композиция цикла), ж) авторская позиция и способы ее выявления.
Литература 1. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957. – 416 с. 2. Русская повесть XIX века. – М.: Наука, 1973. – 564 с. 3. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина: очерки. – М., 1974. – 207 с. 4. Берковский, Н.Я. О «Повестях Белкина» // Берковский Н.Я. О русской литературе. – Л., 1985. – С. 7-111. 5. Петрунина, Н.И. Проза Пушкина. – Л.: Наука, 1987. – 334 с. 6. Гей, Н.К. Проза Пушкина: поэтика повествования. – М.: Наука, 1989. – 270 с. 7. Маркович, В.М. «Повести Белкина» и литературный контекст // Пушкин: Исследования и материалы. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 13. – С. 63-87. 8. Гей, Н.К. Пушкин-прозаик: жизнь – творчество – произведение. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 486 с. · · Дополнительно: 1. Слонимский, С.А. Мастерство Пушкина. М.: Гослитиздат, 1959. – 527 с. 2. Лежнев, А. Проза Пушкина Опыт стилевого исследования. 2-ое изд. – М.: Художественная литература, 1966. – 263 с. 3. Степанов, Н.Л. Проза Пушкина. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 300 с. 4. Гиппиус, В. От Пушкина до Блока. – М.; Л.: Наука, 1966. – С. 348 с. 5. Гукасова, Г.А. Болдинский период в творчестве Пушкина: книга для учителя / под ред. Г.Н. Поспелова. – М.: Просвещение, 1973. – 301 с. 6. Макогоненко, Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы. – Л.: Художественная литература; Ленингр. отд-ние, 1974. – 376 с. 7. Селезнев, Ю. Проза Пушкина и развитие литературы // В мире Пушкина. – М., 1974. – С. 416-446. 8. Благой, Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. – М.: Художественная. Литература, 1979. Т. 1. – 549 с. Т. 2. – 511 с. 9. Западов, А.В., Соколова, Е.П. Что и как читают литературные герои. Книга в руках литературных персонажей// Западов А.В., Соколова, Е.П. Недочитанные строки. Книговедческие статьи и очерки. – М.: Книга, 1979. – С.153-240. 10. Мейлах, Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с. 11. Дебрецени, П. Блудная дочь: анализ художественной прозы Пушкина / П. Дебрецени. – СПб.: Академический проект, 1996. – 398 с. 12. Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 555 с. (Коммуникативные стратегии культуры). 13. Гершензон, М.О. Мудрость Пушкина. – Томск: Водолей, 1997. – 287 с. 14. Гершензон, М.О. Избранное. Т. 1. Мудрость Пушкина. – М.; Иерусалим: Университетская книга: Gesharim, 2000. – 588 с. – (Российские Пропилеи). · Научные статьи · 1. Михайлова, Н.И. Образ Сильвио в повести А.С. Пушкина «Выстрел » // Замысел, труд, воплощение: сборник статей – М., 1977. – С. 138-151. 2. Ветловская, В.Е. Пушкин: проблемы истории и формирование русского реализма// Русская литература. – 1988. – № 1. – С. 5-26. 3. Поводоцкая, О. «Гробовщик»: коллизия и смысл // Вопросы литературы. – 1989. – № 12. – С. 210-224. 4. Поволоцкая, О. «Метель»: коллизия и смысл // Москва. – 1989. – № 6. – С. 188-195. 5. Шмид, В. Проза и поэзия в «Повестях Белкина» // Изв. АН СССР. ОЛЯ. – 1989. – Т. 48. – № 4. 6. Востриков, А.В. Тема «исключительной дуэли» у Бестужева-Марлинского (Пушкин и Лермонтов). // Русская литература. – 1993. – № 3. – С. 66-72. 7. Телетова, Н.К. «Повести Белкина» и поэтика романного // Русская литература. – 1994. – № 3. – С. 33-44. 8. Гласе, А. Из чего сделалась «Метель» Пушкина // Новое литературное обозрение. – 1995. – №14. – С. 89-102. 9. Заславский, О.Б. Двойная структура «Выстрела» // Новое литературное обозрение. – 1997. – № 23. – С. 122-131. 10. Давыдов, С. Веселые гробокопатели: Пушкин и его 11. Попов, Н. Смех и слезы в «Повестях Белкина» (Природа комического в «Барышне-крестьянке») // Новое литературное обозрение. – 1997. – № 23. – С. 118-121. 12. Давыдов, С. Тайны счастья и гроба: «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии»// Континент. – 1999. – №102 [Электронный ресурс]. 13. Евсюкова, Л. Еще раз о центральной новелле «Повестей Белкина»: поэт как гробовщик // Континент. – 1999. – №102 [Электронный ресурс]. 14. Сахарова (Замятина) Е.В. Садово-парковый топос «Повестей Белкина» А.С. Пушкина в контексте развития русской повести первой трети XIX в. // Вестник ТГУ. – 2007. – № 300-3. – С. 11-14. 15. Абдуллаев, Е. «Образуй наш метафизический язык...»: История одного пушкинского термина в контексте литературно-философских дискуссий 1820-х годов // Вопросы литературы. 2014. № 1.
|