Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 2






Лирика А.С. Пушкина 30-х гг.

(Зимнедорожный цикл)

(2 часа)

 

Теория. Культурология

 

Пейзаж

Мотив

Сюжет в лирике

Поэтика зимы

Литература

1. Саводник, В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. – М.: Типо-литограф. И.Н. Кушнерев и К°, 1911. – 4 84с.

2. Глебов, Гл. Философия природы в теоретических высказываниях и творческой практике Пушкина // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. – М., Л.: АН СССР, 1936. – Вып.2. – С. 183-212.

3. Гинзбург, Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // Вопросы литературы. 1981. № 10. С. 152-175.

4. Пигарев, К. Русская литература и изобразительное искусство. XVIII первая четверть XIX века: Очерки. – М.: Наука, 1966. – 293 с.

5. Сильман, Т. Заметки о лирике. – Л.: Советский писатель, 1977. – 224 с.

6. Юкина, Е., Эпштейн, М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. – 1979. – № 9. – С. 171-205.

7. Пейзаж // Поэтика. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий (гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко). – М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. – С. 160.

 

Вопросы для обсуждения

 

I. Национальный образ мира: север. Поэтика зимы в русской литературе.

II. «Зимний вечер»:

а) фольклорная основа образности,

б) стихийный лик зимы и его ипостаси. Семантика бури и ее персонификация,

в) пространственный код: оппозиция внешнего/внутреннего пространств, символика пространства, окно как граница миров, поэтическая символика жилища поэта и ее разрушение («ветхая лачужка»),

г) акустический код: природа в смене ликов: зооморфизация зимы, антроморфизация, звуки Дома: мифологема веретена, мифогенность звука песни (звук как проводник в иной мир),

д) метаморфозы в сюжете: смена формы обращения («старушка»– «подружка») и ее смысл, наложение времен (поясните смысл эпитета, определяющего юность – «бедная»),

е) механизм смешения времен: семантическое взаимодействие связанных в единый узел мотивов сна/дремоты (онейросфера) – опьянения – песни (колыбельная),

ж) песня как преодоление молчания, снятие заклятия немоты, оппозиция горя/веселья, пространство песни и мифологема воды, семантика звучания как преодоление тьмы светом.

III. «Зимняя дорога »:

а) Романтический лунный пейзаж и его трансформация,

б) семантика дороги,

в) «дорожный» мотив в русской поэзии,

г) визуальный код: черно-белая гамма, колорит зимы,

д) смена пространственных планов, движущаяся точка зрения, хронотоп дороги,

е) акустический код: семантика звука колокольчика, функция песни ямщика,

ж) мотив одиночества и возможности его преодоления,

з) Миф о Нине.

IV. «Дорожные жалобы »:

· мотив дороги и хронотоп дороги,

· исповедальность и самоирония,

· пространственный код: картина мира, ее составляющие,

· композиция как смена гипотетических сюжетов,

· принцип монтажа,

· мифологема жизни и смерти,

· депоэтизация смерти и ее смысл,

· оппозиция дом/дорога,

· смысл включения конкретных названий,

· лирический сюжет как контрапункт.

V. «Зимнее утро ».

· эротический код в начале стихотворения (код Батюшкова), функции мифологических имен,

· хронотоп и балладный пейзаж,

· аналогия человек – природа,

· пространственный код (оппозиция внешнего/внутреннего пространств, смена пространства, смена планов в зимнем пейзаже, семантика окна, колорит, живописность и т.д.),

· интерьер и прозаизация стиля: «фламандской пыли пестрый сор» (печь, лежанка и т.д.),

· «усадебный» текст,

· лирическая событийность: возведение «частного» (единичного события) к «общему», появление экзистенциальной темы,

· метаморфозы слова: смысл превращение «кобылки бурой» в «нетерпеливого коня»,

· мифологема берега,

· мифологема пути.

VI. «Бесы».

· Арзамасский подтекст (см. работы В.А. Кошелева) и дантовские мотивы,

· Пространственный код,

· Двухголосие как несовпадение точек зрения ямщика и путника: цельное, но наивно-антропоцентрическое сознание

* метафизическое путника.

· Многозначность образа бесов и разнообразие интерпретаций * фольклорно-мифологические, * литературные, * носители зла * носители и невольники зла

· * носители страдательного начала

· Философско-символический смысл бесовства:

· разгул ночных сил

* мировая бессмыслица

* хаос современности

* бездорожье 30-х гг.

· Перелом в сознании:

* Уяснение сложности и противоречивости бытия

* Диалог с бытием (вопрошание его в его другости – С. Бройтман).

·

Литература

1. Бройтман, С.Н. Зарождение диалога в русской лирике: Слово Пушкина // Бройтман С.Н. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX века: Учеб. пособие по спецкурсу. – Махачкала, 1983. – С. 9–31.

2. Грехнев, В.А. Болдинская лирика Пушкина / В.А. Грехнев. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. 192 с.

3. Гинзбург, Л.Я.О старом и новом: Статьи и очерки. – Л.: Советский писатель, 1982. – 422 с.

4. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров. – Горький, 1982. – 238 с.

5. Пеньковский, А.Б. Нина: культурный миф золотого века в лингвистическом аспекте. – М.: Индрик, 1999. – 519с.

6. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1999. – 431 с.

 

· Дополнительно:

1. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: Художественная литература, 1957. – 414с.

2. Степанов, Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. – М.: Советский писатель, 1959. – 320с.

3. Макогоненко, Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы / Г.П. Макогоненко. – Л.: Художественная литература; Ленингр. отд-ние, 1974. – 376 с.

4. Аверинцев, С.С. Бесы // Мифологический словарь. – М., 1990. – С. 94-95.

5. Проскурин, O.A. Трансформация жанров в поэзии конца 1820-х годов («Бесы») // Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – С. 221-237.

6. Никишов, Ю.М. Философский мотив «дороги жизни» в лирике Пушкина // Историко-литературный сборник: Выпуск 3. К 70-летию профессора М.М. Кедровой. – Тверь, 2002. – С. 8-28.

·






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.