Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Занятие № 2






    Лирика А.С. Пушкина 30-х гг.

    (Зимнедорожный цикл)

    (2 часа)

     

    Теория. Культурология

     

    Пейзаж

    Мотив

    Сюжет в лирике

    Поэтика зимы

    Литература

    1. Саводник, В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. – М.: Типо-литограф. И.Н. Кушнерев и К°, 1911. – 4 84с.

    2. Глебов, Гл. Философия природы в теоретических высказываниях и творческой практике Пушкина // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. – М., Л.: АН СССР, 1936. – Вып.2. – С. 183-212.

    3. Гинзбург, Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // Вопросы литературы. 1981. № 10. С. 152-175.

    4. Пигарев, К. Русская литература и изобразительное искусство. XVIII первая четверть XIX века: Очерки. – М.: Наука, 1966. – 293 с.

    5. Сильман, Т. Заметки о лирике. – Л.: Советский писатель, 1977. – 224 с.

    6. Юкина, Е., Эпштейн, М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. – 1979. – № 9. – С. 171-205.

    7. Пейзаж // Поэтика. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий (гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко). – М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. – С. 160.

     

    Вопросы для обсуждения

     

    I. Национальный образ мира: север. Поэтика зимы в русской литературе.

    II. «Зимний вечер»:

    а) фольклорная основа образности,

    б) стихийный лик зимы и его ипостаси. Семантика бури и ее персонификация,

    в) пространственный код: оппозиция внешнего/внутреннего пространств, символика пространства, окно как граница миров, поэтическая символика жилища поэта и ее разрушение («ветхая лачужка»),

    г) акустический код: природа в смене ликов: зооморфизация зимы, антроморфизация, звуки Дома: мифологема веретена, мифогенность звука песни (звук как проводник в иной мир),

    д) метаморфозы в сюжете: смена формы обращения («старушка»– «подружка») и ее смысл, наложение времен (поясните смысл эпитета, определяющего юность – «бедная»),

    е) механизм смешения времен: семантическое взаимодействие связанных в единый узел мотивов сна/дремоты (онейросфера) – опьянения – песни (колыбельная),

    ж) песня как преодоление молчания, снятие заклятия немоты, оппозиция горя/веселья, пространство песни и мифологема воды, семантика звучания как преодоление тьмы светом.

    III. «Зимняя дорога »:

    а) Романтический лунный пейзаж и его трансформация,

    б) семантика дороги,

    в) «дорожный» мотив в русской поэзии,

    г) визуальный код: черно-белая гамма, колорит зимы,

    д) смена пространственных планов, движущаяся точка зрения, хронотоп дороги,

    е) акустический код: семантика звука колокольчика, функция песни ямщика,

    ж) мотив одиночества и возможности его преодоления,

    з) Миф о Нине.

    IV. «Дорожные жалобы »:

    · мотив дороги и хронотоп дороги,

    · исповедальность и самоирония,

    · пространственный код: картина мира, ее составляющие,

    · композиция как смена гипотетических сюжетов,

    · принцип монтажа,

    · мифологема жизни и смерти,

    · депоэтизация смерти и ее смысл,

    · оппозиция дом/дорога,

    · смысл включения конкретных названий,

    · лирический сюжет как контрапункт.

    V. «Зимнее утро ».

    · эротический код в начале стихотворения (код Батюшкова), функции мифологических имен,

    · хронотоп и балладный пейзаж,

    · аналогия человек – природа,

    · пространственный код (оппозиция внешнего/внутреннего пространств, смена пространства, смена планов в зимнем пейзаже, семантика окна, колорит, живописность и т.д.),

    · интерьер и прозаизация стиля: «фламандской пыли пестрый сор» (печь, лежанка и т.д.),

    · «усадебный» текст,

    · лирическая событийность: возведение «частного» (единичного события) к «общему», появление экзистенциальной темы,

    · метаморфозы слова: смысл превращение «кобылки бурой» в «нетерпеливого коня»,

    · мифологема берега,

    · мифологема пути.

    VI. «Бесы».

    · Арзамасский подтекст (см. работы В.А. Кошелева) и дантовские мотивы,

    · Пространственный код,

    · Двухголосие как несовпадение точек зрения ямщика и путника: цельное, но наивно-антропоцентрическое сознание

    * метафизическое путника.

    · Многозначность образа бесов и разнообразие интерпретаций * фольклорно-мифологические, * литературные, * носители зла * носители и невольники зла

    · * носители страдательного начала

    · Философско-символический смысл бесовства:

    · разгул ночных сил

    * мировая бессмыслица

    * хаос современности

    * бездорожье 30-х гг.

    · Перелом в сознании:

    * Уяснение сложности и противоречивости бытия

    * Диалог с бытием (вопрошание его в его другости – С. Бройтман).

    ·

    Литература

    1. Бройтман, С.Н. Зарождение диалога в русской лирике: Слово Пушкина // Бройтман С.Н. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX века: Учеб. пособие по спецкурсу. – Махачкала, 1983. – С. 9–31.

    2. Грехнев, В.А. Болдинская лирика Пушкина / В.А. Грехнев. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. 192 с.

    3. Гинзбург, Л.Я.О старом и новом: Статьи и очерки. – Л.: Советский писатель, 1982. – 422 с.

    4. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров. – Горький, 1982. – 238 с.

    5. Пеньковский, А.Б. Нина: культурный миф золотого века в лингвистическом аспекте. – М.: Индрик, 1999. – 519с.

    6. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1999. – 431 с.

     

    · Дополнительно:

    1. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: Художественная литература, 1957. – 414с.

    2. Степанов, Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. – М.: Советский писатель, 1959. – 320с.

    3. Макогоненко, Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы / Г.П. Макогоненко. – Л.: Художественная литература; Ленингр. отд-ние, 1974. – 376 с.

    4. Аверинцев, С.С. Бесы // Мифологический словарь. – М., 1990. – С. 94-95.

    5. Проскурин, O.A. Трансформация жанров в поэзии конца 1820-х годов («Бесы») // Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – С. 221-237.

    6. Никишов, Ю.М. Философский мотив «дороги жизни» в лирике Пушкина // Историко-литературный сборник: Выпуск 3. К 70-летию профессора М.М. Кедровой. – Тверь, 2002. – С. 8-28.

    ·






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.